Слайд 1Основные мотивы лирики
Ф.И. Тютчева
Слайд 2
Основные темы и мотивы лирики Тютчева:
природа;
любовь;
Россия;
поэт и поэзия;
духовный кризис современного
поколения;
свобода и счастье;
христианские мотивы.
Слайд 3«Не то, что мните вы, природа…»
(Пейзажная лирика Ф.И.Тютчева)
Слайд 4В творчестве Тютчева представлена попытка найти образец гармоничного мироустройства –
это жизнь природы, вечной и обновляющейся.
Тютчев раньше всего был оценён
как автор стихов о природе.
Слайд 6Величие, великолепие открывает поэт в окружающем мире, мире природы. Она
одухотворена, олицетворена…
Слайд 7Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик
—
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть
любовь, в ней есть язык...
…
Слайд 8Природа жива, только люди не видят её осмысленной самостоятельной жизни.
Они
не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для
них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах.
Природа в лирике Тютчева имеет 2 лика: хаотический и гармонический. И от человека зависит, способен ли он услышать, увидеть и понять этот мир.
Неслучайно в лирике Тютчева много олицетворений.
Слайд 9О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что
значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Слайд 10Ночь хмурая,
Как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!
Слайд 11Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятый негой ночи голубой!
Сквозь яблони, цветами
убеленной,
Как сладко светит месяц золотой!
Слайд 12И когда поэту удаётся понять язык природы, её душу, он
достигает ощущение связи со всем миром, с космосом.
Тютчев писал: «Всё
во мне, и я во всём…»
Это состояние души звучит во многих стихах поэта.
Слайд 13Картины природы для Тютчева – это повод для размышления о
человеческой судьбе. Поэтому почти в каждом его стихотворении 2 мира:
природный и человеческий.
Слайд 14В стихотворении «Ещё земли печален вид» описано пробуждение и природы,
и души.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
…
Слайд 15Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы
резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул,
пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Слайд 16В этом стихотворении человек сливается не только с природой, но
и природа одушевляется, очеловечивается.
- Найдём олицетворения.
Таким образом, весеннее действие развернулось
в высших сферах и встретилось с ликованием земли – гор, лесов, горных потоков – и с восторгом самого поэта.
Слайд 18Для поэта в изображении природы привлекательна и пышность южных красок,
и волшебство горных массивов, и «грустные места» средней России в
разные времена года.
Слайд 19Но особенно пристрастен поэт к водной стихии. Чуть ли не
в каждом втором стихотворении речь идёт о воде, море, океане,
фонтане, дожде, грозе, тумане, радуге.
Непокой, движение водных струй сродни природе души человеческой, живущей сильными страстями.
Слайд 20Как хорошо ты, о море ночное,
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В
лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном,
на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Слайд 21Таким образом, в поэзии Тютчева природа и человек живут по
одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь человека.
Миг единения с природой, растворения в ней – высшее блаженство, доступное человеку на земле.