Слайд 1Основные понятия и определения делопроизводства
Слайд 2Основные участники делопроизводства
руководители (организации и ее структурных подразделений);
секретари и делопроизводители;
исполнители
- остальные сотрудники, работающие с документами.
Секретари и делопроизводители работают с
атрибутами документов, а руководители и исполнители - с их содержанием.
Слайд 3Понятие делопроизводства
Делопроизводство - это отрасль деятельности, обеспечивающая:
документирование
и
организацию работы с официальными документами
Слайд 4Документирование
Это запись информации на различных носителях по установленным правилам
Это создание
документов, т.е.
составление,
оформление,
согласование и
изготовление
Слайд 5Организация работы
с документами
организация документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения
и использования документов)
систематизация архивного хранения документов (организация хранения и
использования документов в текущей деятельности)
Слайд 6Архив
- это организация или ее структурное подразделение, осуществляющее прием и
хранение документов
с целью использования
ретроспективной
документной информации
Электронный архив систематизирует архивное
хранение электронных документов
Слайд 7Документ
(документированная информация)
- это зафиксированная на
материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Термин «документ» появился
на Руси в XVIII веке, произошел от латинского слова «documentum» и означал «поучительный пример»,
«способ доказательства».
Слайд 8Документом может быть:
текст
рисунок
графика
фотография
аудиозапись
видеозапись
Ааааааааа
вввввввввв
сссссссссс
ддддддддд
Слайд 9Документ может быть:
Носителем информации (в сфере информационных технологий)
средством фиксации и
передачи управленческих решений (в управлении)
источником фактов (в науке)
Слайд 10Документ
Общая функция любого документа — способность содержать информацию.
Документы —
носители первичной информации. Именно в документах информация фиксируется впервые. Это
свойство отличает документы от других источников информации (газет, журналов, книг и др.), содержащих переработанную (вторичную) информацию.
Любой документ полифункционален (многолик).
Презентация курса «Документооборот в недвижимости»
Слайд 11Основные функции документов
информационная (документирование, хранение и представление информации);
управленческая (решение управленческих
вопросов);
коммуникативная (документы - средство обмена информацией);
Презентация курса «Документооборот в недвижимости»
Слайд 12правовая (документ может являться письменным доказательством в суде или источником
права, например, закон);
организационная (например, должностная инструкция);
научно-историческая (архивные документы).
Основные функции документов
Презентация
курса «Документооборот в недвижимости»
Слайд 13Основа делопроизводства
Единый порядок (единые требования) по составлению документов и работе
с ними обеспечивают:
Юридическую силу документа;
Оперативное и качественное
составление, исполнение, хранение и
быстрый поиск нужных документов;
Применение компьютерной техники и
современных информационных технологий.
Презентация курса «Документооборот в недвижимости»
Слайд 14Классификация документов
Многофункциональность и чрезвычайное многообразие документов позволяют классифицировать их по
различным признакам
Презентация курса «Документооборот в недвижимости»
Слайд 15Классификация документов
"Представьте ведомость в трех экземплярах с надлежащими
подписями и приложением печатей. Двух часов не прошло, представил и
ведомость. По всей форме. Печатей столько, как в небе звезд. И подписи налицо."
М.А.Булгаков "Похождения Чичикова"
Презентация курса «Документооборот в недвижимости»
Слайд 16Классификация документов
Это деление документов на классы по наиболее общим признакам
сходства и различия.
Классификация проводится с целью систематизации, организации хранения
и поиска документов, например, по следующим признакам:
Слайд 17Классификация документов
По способу документирования: рукописные, электронные, графические, кино-, фото-, фонодокументы;
По
происхождению: служебные, личные;
По сложности: простые, сложные;
По срочности: весьма срочные, срочные,
несрочные;
По гласности: нескретные, с грифом ограничения доступа;
По форме изложения: индивидуальные, типовые, трафаретные;
Слайд 18Классификация документов
По юридической значимости: подлинники (оригиналы), копии, заверенные копии, дубликаты
(повторные экз. подлинника);
По срокам хранения: временного (до 10 лет), долговременного
(свыше 10 лет), постоянного хранения;
Слайд 19Некоторые виды классификаций документов
Слайд 20По способу документирования
рукописно-печатные;
электронные;
графические;
кино-, фото-, фонодокументы.
Презентация
курса «Документооборот в недвижимости»
Слайд 21По происхождению
Официальные
документы
Личные
документы
создаются юридическими или физическими
лицами;
оформляются и удостоверяются
в определенном порядке;
удостоверяют
личность человека и его права;
содержат сведения биографического
характера (паспорт, удостоверение личности,
водительские права и т.д.)
создаются лицами вне сферы их служебной
деятельности.
Слайд 22По характеру отображаемой информации
Текстовые - текст с небольшим включением иллюстраций;
Гипертекстовые
- включают гиперссылки (это интерактивные ссылки на другие документы для
получения дополнительной информации);
Графические (чертежи, схемы, карты и рисунки);
Звуковые - фиксируют живую речь (заседания коллегиальных органов, протоколы допросов и др.);
Мультимедиа - наряду с текстом и графикой включают звук и видеоиэображения;
Гипермедиа – объединяют в себе гипертекст и мультимедиа. Информация представлена в любой форме (текст, рисунки, звук и кино), содержатся также гиперссылки на другие документы.
Слайд 23По наименованию
Акты;
Анкеты;
Ведомости;
Протоколы;
Инструкции;
Отчеты;
Приказы и
т.д.
Слайд 24По содержанию
Различают деловые документы:
по административным вопросам;
вопросам материально-технического
снабжения;
бухгалтерского учета;
подготовки кадров;
внешнеторговой деятельности и т.д.
Слайд 25По юридической значимости
Документы –
оригиналы
Копии
документов
Это документ, созданный
в первый раз индивидуальным
автором или коллективом авторов
Это повторное,
абсолютно точное
воспроизведение оригинала,
засвидетельствованное
в установленном порядке.
Слайд 26Виды оригиналов
Подлинник – это оригинал, составленный по определенной
форме и подписанный должностными лицами;
Умноженные оригиналы – это оригиналы,
составленные в нескольких экземплярах. Каждый экземпляр имеет одинаковую юридическую силу.
Слайд 27Виды копий
дубликат – это копия, выдаваемая взамен утерянного подлинного
документа. Дубликат имеет одинаковую юридическую силу с подлинником;
выписка -
это копия, воспроизводящая часть текста документа. Правильность выписки подтверждается подписями должностных лиц и печатью;
отпуск – это полная копия отправленного документа, подшиваемая в дела отправителя.
Правильность отпуска удостоверяется отметкой «верно» и подписью лица, ответственного за делопроизводство.
Слайд 28По форме
(способу создания)
Индивидуальные – создаются в произвольной форме, например,
документы личного характера;
Типовые – представляют собой текст-образец, на основе которого
строятся тексты аналогичного содержания с сохранением основных конструкций и формулировок, например, типовые номенклатуры дел предприятия;
Трафаретные – содержат часть текста, отпечатанного заранее, а часть текста в них вписывается при составлении документа. Как правило, такие документы создаются на бланках.
Слайд 29По характеру
информационных связей
Слайд 30По направленности документопотока
Слайд 31По функциональному назначению
Например,
Слайд 32По срокам хранения
Постоянного (вечного) хранения;
Долговременного хранения
(более
10 лет);
Временного хранения (до 10 лет).
Слайд 33Организация работы
с документами
Тема
Слайд 34Организация работы с документами – это обеспечение оптимальных условий для
всех видов работ с документами (с момента создания или получения
документа до его уничтожения или передачи на архивное хранение).
Слайд 35Организация работы
с документами
организация документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и
использования документов)
систематизация архивного хранения документов (организация хранения и
использования документов в текущей деятельности)
Слайд 36Документооборот – это движение документов с момента их создания или
получения до завершения исполнения, отправки адресату или передачи в архив.
Объем
документооборота – число документов, поступивших в организацию и созданных ею за определенный период.
Объем документооборота зависит:
- от значимости организации;
- ее функций и уровня решаемых задач;
- от связей с внешними организациями.
Слайд 37Основные типы документов:
входящие (документы, поступившие из внешних организаций);
исходящие (документы, создаваемые
структурными подразделениями для отправки во внешние организации);
внутренние (документы, издаваемые руководителем
или структурным подразделением для рассылки внутри службы.
Слайд 38Основные принципы работы
с документами
единый порядок составления и оформления документов
и работы с ними;
четкое разделение функций и обязанностей между сотрудниками;
современное
техническое оснащение делопроизводства (ПК, офисные программы, факсы, ксероксы, сканеры, электронная почта, средства оргтехники);
целесообразность всех делопроизводственных операций (необходимость документа);
умелое сочетание документного управления с бездокументным.
Слайд 39Для эффективной работы с документами должны быть предусмотрены:
инструкция по делопроизводству
предприятия
образцы правильно оформленных документов (на ПК)
номенклатура дел предприятия
должностные инструкции работников
техническое
обучение персонала новым технологиям работы с документами
Слайд 40Для эффективной работы с документами должны быть предусмотрены:
методическое руководство со
стороны служб делопроизводства
информирование руководства о состоянии работы с документами
назначение ответственных
лиц за организацию делопроизводства в подразделениях
Слайд 41ОБРАБОТКА ВХОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ
Прием и обработка входящих документов осуществляется секретарем референтом
или работником службы делопроизводства.
Входящие документы могут быть доставлены
по
почте;
курьером;
по факсу;
как электронное сообщение.
Слайд 44СХЕМА РАБОТЫ
С ВХОДЯЩИМИ ДОКУМЕНТАМИ
Слайд 45 Передача зарегистрированных документов заместителю
директора, в структурные подразделения
или исполнителям.
Прием документов, проверка правильности адресования и приложений
Предварительное рассмотрение
(сортировка, разметка)
Передача (доклад) документов руководителю.
Рассмотрение документов руководителем (резолюция)
Внесение сведений из резолюции в журнал регистрации
Передача документов исполнителю
Контроль исполнения документов
Исполнение документов
Подшивка документов в дело.
Регистрация
Постановка отметки о поступлении (входящего №) на документах
Слайд 46Маршрут исходящего документа
Корреспонденты
Слайд 47СХЕМА РАБОТЫ
С ИСХОДЯЩИМИ ДОКУМЕНТАМИ
Слайд 49Для регистрации исходящих документов необходимы следующие данные:
номер документа, включающий номер
дела;
дата документа;
адресат (корреспондент);
краткое содержание или заголовок;
отметка об исполнении (запись о
решении вопроса, номера документов-ответов);
исполнитель;
примечание.
Слайд 50 ПОРЯДОК РАБОТЫ С ВНУТРЕННИМИ ДОКУМЕНТАМИ
Внутренние документы составляются, оформляются, исполняются
и хранятся в рамках самого предприятия, не выходя за его
пределы.
Слайд 51На этапах подготовки и оформления порядок работы с ними такой
же, как и с исходящими документами:
составление проекта документа исполнителем;
проверка правильности
оформления проекта документа;
согласование проекта документа;
подписание документа руководителем (утверждение, в необходимых случаях):
регистрация документа (при повышенных требованиях к обеспечению сохранности документов или их больших объемах):
Слайд 52 На этапах исполнения и завершения работ с внутренними документами
порядок операций такой же, как и с входящими документами:
передача документов
исполнителю (копирование документа при наличии нескольких исполнителей);
контроль исполнения документа;
исполнение документа;
проставление отметки об исполнении;
подшивка исполненного документа в дело.
Слайд 54Совершенствование делопроизводства
(для внутренних документов)
использовать возможности локальной сети предприятия
;
заменять традиционные документ электронными, где это возможно.
Слайд 55Эффективность
Экономится бумага.
Не нужно многократно копировать бумажные документы для исполнителей, достаточно
переслать им на ПК электронный документ.
Возрастает оперативность передачи и
поиска необходимых документов внутри предприятия.
Над одним документом могут работать сразу несколько исполнителей на своих рабочих местах.
Слайд 56Образцы основных документов управления
Тема
Слайд 57Организационные документы
Уставы
Положения
Инструкции
Слайд 58Устав
Устав – это правовой акт, определяющий права, функции, структуру организации
в сфере государственной, коммерческой или общественной деятельности.
Оформляется на стандартных листах
бумаги.
Слайд 59Основные виды уставов
Устав государственной организации (утверждается вышестоящим органом – министерством,
комитетом);
Устав муниципальной организации (утверждается городской или районной администрацией);
Устав коммерческой организации
(утверждается общим собранием (учредителями, собственниками имущества) и регистрируется государственным органом (регистрационной палатой);
Устав общественной организации (утверждается общим собранием (съездом) участников организации.
Слайд 60Устав должен иметь:
Наименование организации;
Наименование вида документа;
Дату (это дата утверждения устава);
Гриф
утверждения;
Отметку о регистрации устава (для коммерческих организаций);
Место издания (город);
Текст;
Подписи учредителей
или лиц, занимающих выборные должности (председателя, секретаря).
Слайд 61Текст устава
Состоит из разделов, имеющих заголовки и нумерацию:
Общие положения.
Цели, задачи,
предмет деятельности.
Правовой статус.
Организационная структура (органы управления, структурные подразделения и их
взаимосвязи).
Финансово-материальная база (уставной капитал, акции, основные и оборотные средства, порядок распоряжения ими).
Учет и отчетность.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью.
Права и обязанности участников.
Порядок ликвидации и реогранизации.
Слайд 62Положения, инструкции
Положение – нормативный акт, определяющий порядок образования, структуру, функции,
права и обязанности организации, структурного подразделения, коллегиального органа (комиссии).
Инструкция –
нормативный акт, регулирующий организационные, производственные, финансовые и иные вопросы деятельности организаций, предприятий и должностных лиц.
Слайд 63Должностная инструкция
Это нормативный документ, в котором определены функции, права, обязанности
и ответственность сотрудника предприятия.
На основании должностной инструкции разрабатывается трудовой договор
с работником.
Должностная инструкция:
разрабатывается руководителем структурного подразделения;
визируется юрисконсультом и кадровой службой;
утверждается руководителем или заместителем директора, курирующим это подразделение, или вводится приказом.
Слайд 64Распорядительные документы
Приказ
Распоряжение
Указание
Решение
Слайд 65Приказ
Это правовой акт, издаваемый руководителем в целях разрешения производственных задач.
Слайд 66Приказы предприятия делятся на две основные группы:
Приказы по основной
деятельности (производственным вопросам).
Приказы по личному составу (персоналу предприятия).
Датой приказа
является дата его подписания руководителем.
Слайд 68Приказ по личному составу
Это правовой акт, издаваемый руководителем, как правило,
по вопросам приема, увольнения и перевода работников предприятия.
Приказ по личному
составу – обязательный документ трудовых правоотношений.
Слайд 69Образец
сводного приказа
по личному составу
Слайд 71Информационно-справочные документы
Протоколы
Акты
Докладные и служебные записки
Справки
Письма и др.
Слайд 72Протокол
Это документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и коллегиального принятия решений
на собраниях, совещаниях, заседаниях.
Датой протокола является дата проведения собрания.
Слайд 75Акт
Это документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий конкретные факты или
действия
Разновидности актов:
акт приемки-передачи оборудования;
акт обследования места происшествия;
акт списания
материальных ценностей;
акт проверки;
коммерческий акт и т.д.
Слайд 77Докладная записка
Это документ, адресованный руководству, содержащий изложение какого-либо вопроса с
выводами и предложениями составителя.
Докладная записка может быть внешней и внутренней.
Служебная
записка – документ, адресованный руководителю предприятия или структурного подразделения, используемый для решения производственных вопросов, как правило, внутри предприятия.
Слайд 78Образец внутренней
докладной записки
Слайд 79Объяснительные записки
составляются по производственным вопросам и трудовым правоотношениям.
текст объяснительной записки
составляется в произвольной форме, как правило, с указанием причин, которые
привели к каким-либо нарушениям.
Слайд 80Образец внутренней
объяснительной записки
Слайд 81Справка
Это документ, содержащий описание и (или) подтверждение фактов, событий.
Слайд 82Виды справок
Справки, подтверждающие работу (учебу), оплату труда, место проживания и
т.п., составляются по запросам граждан.
Справки по производственным вопросам, составляются по
запросу руководства:
- внешние составляются по запросу
вышестоящей организации;
- внутренние составляются по запросу
руководства своей организации.
Слайд 84Образец внутренней справки по производственной
деятельности
Слайд 85Заявление
Это документ, содержащий просьбу или предложение.
Текст заявления должен быть юридически
правильным.
Не принято употреблять архаизмы и канцеляризмы («весьма убедительно», «заранее признателен»,
«прошу не отказать»)
Слайд 86Официально-деловой стиль изложения
Язык документов отличается подчеркнутой логичностью и безэмоциональностью
Слайд 89Резюме
Это документ, содержащий сведения, характеризующие уровень образования, профессиональные навыки и
опыт работы претендента на должность.
Слайд 91Письмо
Это обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по
почте, курьером, посредством факсимильной связи, электронной почтой и т.д.
Письма
оформляются на бланке письма.
Проекты писем готовятся исполнителями по поручению руководства предприятия
Слайд 92По содержанию и назначению письма могут быть:
инструкционные
гарантийные
информационные
рекламные
коммерческие
рекламационные
письма-запросы
письма-приглашения и др.
Слайд 93Стадии подготовки письма
Изучение существа вопроса;
Сбор необходимых сведений, в
т.ч.
из предыдущей переписки;
Подготовка проекта письма;
Согласование проекта
(при
необходимости);
Подписание письма.
Слайд 94Письмо должно иметь:
Дату;
Номер;
Ссылку на дату и номер
полученного
письма (в письмах-ответах);
Адресат;
Заголовок (отвечающий на вопрос
- о чем?)
Текст;
Подпись;
Отметку об исполнителе;
Отметку о наличии приложений.
Слайд 95Образец исходящего
письма – просьбы
Слайд 97Текст письма
Должен быть лаконичным, последовательным, убедительным и корректным;
Текст, как правило,
не превышает одной страницы;
Факты и события должны представляться объективно;
Все стороны
излагаемого вопроса должны освещаться с достаточной полнотой, кратко и ясно.