с доп.подготовкой по спец. «Роной язык и литература» заочной формы
обученияКузнецов Антон Сергеевич
Научный руководитель:
Селененкова Елена Яковлевна
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Основой всего существующего Гегель полагал Мировой дух. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познает себя как творца.
относительно прямая зависимость идеологической надстройки от материального базиса
есть два фактора, самым прямым, непосредственным образом определяющие тип духовного производства и создаваемый здесь продукт - это тип собственности на орудия и средства производства и тип государственной власти
в процессе материального производства, создавая мир предметов, человек одновременно создает и себя, формирует и развивает свои собственные потенции и отношения.
традиционное общество - это общество, в котором поведение людей регулируется не принципом рационализации, а определяется безусловным следованием традиции, подчинением ей всех сторон жизни индивида
рациональное общество (у Вебера оно названо индустриальным) основано на рационализации всех сфер социальной жизни
"харизматическое", в котором поведение людей основано на вере в харизму вождя или лидера, когда люди слепо следуют за харизматической личностью, веря в ее святость или сверхъестественные способности
десять типов локально культурно-исторических цивилизаций
1 египетский, 2 китайский, 3ассирийско-вавилонофиникийский или древносимитский, 4 индийский, 5 иранский, 6 еврейский, 7греческий, 8 римский, 9 новосимитский или аравийский, 10 германо-романский или европейский
единой истории человечества, однолинейного культурного развития не существует, культуры носят обособленный характер
этапы органической жизни - юность, расцвет, увядание, смерть - переносятся на жизнь культуры. Каждая культурно-историческая форма, возникнув, достигает своего цветения, затем в форме цивилизации подходит к своему концу. Таким образом, законы органической жизни Шпенглер делает основным принципом диалектики развития каждой культуры
"цивилизация" - это конец культуры, ее декаданс, вырождение, причем каждая культура, по мысли философа, заканчивается собственной цивилизацией
цивилизации различаются прежде всего "индивидуальным художественным стилем", присущим данной цивилизации, "эстетическим критерием", т.е. результатами духовного производства
причину гибели цивилизаций Тойнби усматривает в утрате ими "жизненного порыва", который влечет цивилизацию не только к адекватному ответу, но и к принятию нового вызова, благодаря чему и осуществляется прогресс цивилизации
В его концепции культура не просто предстает как феномен, имеющий сакральный оттенок, происхождение ее прямо выводится им из культа: "Культура родилась из культа. Истоки ее - сакральны.
культура и цивилизация существуют одновременно. Цивилизация оценивается им с негативных позиций: "Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся … Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия".
В генезисе культуры Ясперс вычленяет 4 периода:
Прометеевская эпоха", он определяет как доисторию человечества
время "великих культур древности", когда одновременно в Египте, Междуречье, Индии и позже в Китае зарождаются высокие культуры
назван Ясперсом "осевым временем" (между 800 и 200 гг. до н.э.) на этом этапе произошло становление единой истории человечества
эпоха "развития техники", характеризующаяся новыми источниками энергии, новыми технологиями
Ницше отвергает какое бы то ни было прогрессивное развитие человечества
Предваряя Шпенглера, Ницше разделяет понятие культуры и цивилизации, рассматривая последнюю как стадию развития, следующую за культурой. Именно в 19 в. европейская культура, испытав глубочайший кризис, стала вырождаться в цивилизацию, считает философ
Причину кризиса современной ему культуры видит в "восстании масс« Восстание - это не революция, так философ называет омассовление культуры, унификацию всех сторон общественной жизни, включая духовную. Под "массой" же он понимает " среднего заурядного человека"
Только "живая культура", будучи частью индивидуального бытия человека способна спасти гибнущую "фаустовскую" цивилизацию, сдержать агрессивную экспансию массовой культуры
спасти современную культуру должно этическое обновление человечества, осознание им идеи, что не технический прогресс, а моральный должен стать целью культурного развития
в своем поведении человек обязан руководствоваться принципом - частные интересы должны учитывать общие, "соразмеряться" с ними
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть