Разделы презентаций


Основные закономерности роста и развития детского организма

Содержание

Понятие об онтогенезе

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основные закономерности роста и развития детского организма.
Автор: Н. А. Пилипенко


преподаватель КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского СоюзаЛ.В.Калараша»

Основные закономерности роста и развития детского организма.Автор: Н. А. Пилипенко преподаватель КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени

Слайд 2Понятие об онтогенезе

Понятие об онтогенезе

Слайд 3Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от

зарождения до конца жизни.

Термин введен немецким биологом
Э. Геккелем

(1866).

Онтогенез (греч. ontos — сущее и genesis — происхождение) — процесс индивиду­ального развития организма.

В онтогенезе выделяют два этапа развития:
Пренатальный - начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка, в среднем длится 280 дней.
Постнатальный - от момента рождения до смерти человека, продолжительность для всех людей различна.

Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким

Слайд 4Закономерности онтогенеза.

Закономерности онтогенеза.

Слайд 5— объективное разделение
онтогенеза на этапы,
которые различаются
задачами, решаемые

организмом, и свойствами
физиологических систем
(возрастная периодизация).

1. Целостность и фазность

онтогенеза
— объективное разделение онтогенеза на этапы, которые различаются задачами, решаемые организмом, и свойствами физиологических систем (возрастная периодизация).1.

Слайд 6Общепринятой классификации возрастных периодов нет.
Принципы классификации:
созревание половых желез, скорость роста

и дифференцировки тканей и органов,
уровень созревания костей или степень

развития ЦНС
отражение системы детских образова­тельных учреждений
Распространена также схема
возрастной периодизации,
рекомендованная Симпозиумом по
проблеме возрастной
периодизации в Москве (1965 г.)
Данная классификация возрастных
периодов основана на половых
особенностях развития человека, а
также связи календарного возраста с
биологическим.


Календарный (паспортный) возраст — это возраст, измеряемый по стандартному календарю.
Биологический возраст отражает степень биологического и социального развития человека на каждом возрастном этапе.


Общепринятой классификации возрастных периодов нет.Принципы классификации:созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки тканей и органов, уровень созревания

Слайд 7Критерием биологического
возраста являются определенные
пропорции тела:
(ОГ/L)х100
где ОГ

— окружность головы,
L — длина тела







У детей 11-17

лет показателем
биологического возраста
является степень полового
созревания (формирование
вторичных половых признаков в
определенной
последовательности).
Критерием биологического возраста являются определенные пропорции тела: (ОГ/L)х100 где ОГ — окружность головы, L — длина тела

Слайд 11Косвенным
показателем
биологической
зрелости детей
дошкольного возраста
(5-6 лет)
считается

филиппинский тест.

Косвенным показателем биологической зрелости детей дошкольного возраста (5-6 лет) считается филиппинский тест.

Слайд 12В настоящее время
более распространено
понятие индивидуальной
нормы, т. е.

то
оптимальное
функционирование
организма, которое
формирует гомеостаз с
учетом возраста,

пола,
биологического
(конституционального) типа,
климатогеографической
зоны проживания,
экологических факторов среды.

Например, нормальным считается:
кровяное давление 110-130/70-80 мм рт. ст.;
частота сердечных сокращений — 60-80 уд./мин;
концентрация Na в плазме крови — 130-140 ммоль/л и т. д.

В настоящее время более распространено понятие индивидуальной нормы, т. е. то оптимальное функционирование организма, которое формирует гомеостаз

Слайд 13рост ребенка =
(рост матери + рост отца) / 2


(+10 см для мальчиков,
-10 см для девочек)

рост ребенка = (рост матери + рост отца) / 2 (+10 см для мальчиков, -10 см для

Слайд 14Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
Грудной период — от 4-ёх

недель до 1 года
Раннее детство — 1-3 года
Дошкольный возраст — 3 года

— 6-7 лет
Младший школьный возраст — 6-7 — 10-12 лет
Подростковый период — 10-12 — 17-18 лет
Юношеский период
юноши: 17—21 год
девушки: 16—20 лет
Зрелый возраст (1 период)
мужчины 21—35 лет
женщины 20-35 лет
Зрелый возраст (2 период)
мужчины 35-60 лет
женщины 35-55 лет
Пожилой возраст — 55—60 — 75 лет
Старческий возраст — 75-90 лет
Долгожители — 90 лет и более

Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 неделиГрудной период — от 4-ёх недель до 1 годаРаннее детство — 1-3 годаДошкольный

Слайд 15Средние темпы прорезывания постоянных зубов

Средние темпы прорезывания постоянных зубов

Слайд 17— рост и развитие
организма человека
протекает непрерывно с
чередованием

периодов
ускоренного роста или
интенсивного развития.

2. Непрерывность и неравномерность роста

и развития
— рост и развитие организма человека протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста или интенсивного развития.2. Непрерывность

Слайд 18Рост - количественные изменения длины, объема и массы тела организма, связанные

с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул.


Развитие — качественные изменения в организме, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов организма, процессов регуляции.

Рост и развитие —
две составляющие
единого процесса.

Рост - количественные изменения длины, объема и массы тела организма, связанные с увеличением числа клеток и количества

Слайд 19— разновременное созревание отдельных функциональных систем организма, т. е. в

процессе онтогенеза в первую очередь созревают те системы, которые необходимы

для решения задач очередного этапа развития организма (системогенез).

3. Гетерохронность роста и развития

— разновременное созревание отдельных функциональных систем организма, т. е. в процессе онтогенеза в первую очередь созревают те

Слайд 20Выделяют три периода
интенсивного роста:
от рождения до 1 года —

длина тела ребенка увеличивается на 50 %, a масса тела

утраивается.
с 6 до 8 лет — ростовой скачок — за 1 год длина тела может увеличиться на 7 – 8 см.
с 11 до 13 лет — увеличение длины тела за 1 год составляет 10-12 см.

Периоды интенсивного
роста сменяются
периодами усиленного
развития: 1-4 года, 8-10
лет, 14-20 лет.

Выделяют три периода интенсивного роста:	от рождения до 1 года — длина тела ребенка увеличивается на 50 %,

Слайд 21В организме ребенка
наиболее быстро
развиваются и
совершенствуются те органы,


интенсивное функционирование
которых в данный период
жизненно необходимо.

Гетерохрония может


выражаться в
аксеперации-
усиленном развитии
организма — (лат. acceleration
— ускорение),
ретардация (лат.- retardation
— замедление)- замедленном
развитии.

Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.
30-50 лет назад.
Длина тела новорожденных увеличилась на
2-2,5 см, а масса — на 0,5 кг;
у 15-летних— на 6-10 см и 3-10 кг
Сократилась продолжительность роста: в
настоящее время рост девушек и юношей в
среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50
лет назад люди достигали максимального
роста в возрасте 25-26 лет. Акселерация
стимулирует и психическое развитие детей.





Под внутригрупповой акселерацией
понимают ускорение физического развития
отдельных детей и подростков в
определенных возрастных группах.

В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те органы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно

Слайд 22Биологические механизмы
акселерации пока не выяснены.
Существуют различные гипотезы
о

причинах ее возникновения:
широкая миграция современного населения и, как следствие, увеличение

количества смешанных браков;
урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития;
увеличение уровня радиации на Земле;
улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран.


Явления акселерации и
ретардации
требуют пересмотра методов
обучения, изменения форм
полового, физического и
эстетического воспитания.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Существуют различные гипотезы о причинах ее возникновения:широкая миграция современного населения и,

Слайд 23— различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем организма к внешним воздействиям

на отдельных этапах онтогенеза.

4. Гетеросенситивность
Переход от одного возрастного периода к

последующему является переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом.
Периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов внешней среды - сенситивные периоды. Они могут совпадать и не совпадать с критическими периодами.
Чувствительность организма к воздействию экологических факторов — экосенситивность — различна в зависимости от периода онтогенеза.
— различная чувствительность (восприимчивость) развивающихся систем организма к внешним воздействиям на отдельных этапах онтогенеза.4. ГетеросенситивностьПереход от одного

Слайд 24Наиболее подвержены
экосенситивности
эмбриональный, грудной и
подростковый периоды.
Организм подростков

повышенно
чувствителен к вредным
факторам, в
особенности к токсическим
веществам.


В

критические периоды у детей недостаточно энергетических ресурсов для обеспечения адаптационных процессов, вследствие чего увеличивается риск возникновения различных заболеваний.
Наиболее подвержены экосенситивности эмбриональный, грудной и подростковый периоды. Организм подростков повышенно чувствителен к вредным факторам, в особенности

Слайд 25В постнатальном развитии
организма выделяют три
критических периода.


Первый критический период наблюдается в возрасте от 1 до 3,5

лет, т. е. в то время, когда ребенок начинает активно двигаться, больше общаться с внешним миром.

интенсивно формируются речь и сознание ребенка
повышаются и воспитательные требования к нему, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем организма
в результате перенапряжения нервной системы может нарушиться психическое развитие ребенка, проявиться различные психические заболевания.

В постнатальном развитии организма выделяют три критических периода.   Первый критический период наблюдается в возрасте от

Слайд 26Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится

на возраст 6-8 лет.
в жизнь ребенка входят новые люди:

учителя, школьные друзья
меняется его образ жизни, появляются новые обязанности, падает двигательная активность и пр.
приходится наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения — важный фактор предупреждения транспортных трагедий.


Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет. в жизнь ребенка

Слайд 27Третий критический
период (10-15 лет)
связан с половым
созреванием,
перестройкой

работы
желез внутренней
секреции и
изменением в
организме
гормонального
баланса.


Нервная система
подростков особенно
ранима, поэтому
возможно возникновение
нервных расстройств и
психических заболеваний.

Третий критический период (10-15 лет) связан с половым созреванием, перестройкой работы желез внутренней секреции и изменением в

Слайд 28— усложнение организации всех систем организма за счет специализации элементов,

т. е. увеличение неоднородности клеток и повышение специфичности их функционирования.

5.

Нарастающая гетерогенность
— усложнение организации всех систем организма за счет специализации элементов, т. е. увеличение неоднородности клеток и повышение

Слайд 29— по мере созревания периферических структур организма происходит передача контроля

функций от центра на периферию и местный уровень.
С возрастом

увеличивается
роль и вклад местных
(тканевых и клеточных)
процессов в регуляции
функционирования
организма.

6. Дифференциация

— по мере созревания периферических структур организма происходит передача контроля функций от центра на периферию и местный

Слайд 30— свойство организма, характеризующееся оптимальным запасом функциональных возможностей, способных обеспечивать

устойчивость и жизнеспособность при значительных внешних воздействиях.

7. Биологическая надежность организма


— свойство организма, характеризующееся оптимальным запасом функциональных возможностей, способных обеспечивать устойчивость и жизнеспособность при значительных внешних воздействиях.7.

Слайд 31Важной особенностью
биологической надежности
является то, что в нормальных
условиях

организм и все его
системы функционируют не на
пределе своих

возможностей,
а сохраняют определенный
резерв, который может быть
использован в экстремальных
ситуациях.
Биологическая надежность
наследственно закреплена и
позволяет расширять или
снижать границы жизненных
возможностей человека в
зависимости от условий
жизни.

Биологическая
надежность одних
систем обеспечивается
дублированием органов
(парные почки, легкие,
глаза и т. д.);
других — взаимозаменяемостью
(потеря зрения приводит
к обострению слуха и тактильной
чувствительности).

Важной особенностью биологической надежности является то, что в нормальных условиях организм и все его системы функционируют не

Слайд 32— уменьшение функционального ответа биологической системы на внешние воздействия.
С

возрастом у человека
понижается уровень
функциональной активности
организма в условиях

покоя, за
счет чего возрастает объем
резервных его возможностей
при напряжении функций.

8. Экономизация функций

— уменьшение функционального ответа биологической системы на внешние воздействия. С возрастом у человека понижается уровень функциональной активности

Слайд 33— согласованность возрастных особенностей строения и функционирования организма с параметрами

среды обитания.
В адекватных условиях даже
незрелый организм успешно
справляется

с задачей
адаптации (приспособления)
к внешним условиям.

9. Адаптивность

— согласованность возрастных особенностей строения и функционирования организма с параметрами среды обитания. В адекватных условиях даже незрелый

Слайд 34Адаптация — свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды.
Физиологическая

адаптация — совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней

среды, направленных на сохранение свойственного организму уровня гомеостаза (относительное физико-химическое постоянство внутренней среды организма).

Существует пассивная адаптация, которая заключается в избегании от воздействия факторов среды или подчинении им. Такое проявление адаптации неблагоприятно для дальнейшего развития ребенка и свидетельствует о необходимости коррекции условий его жизни.

Адаптация — свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды.Физиологическая адаптация — совокупность функциональных реакций организма на

Слайд 35Адаптация первоклассников
к школьной нагрузке
протекает в три фазы.
Фаза ориентировочного

приспособления — длится 2 недели и характеризуется повышением возбудимости детей,

увеличением реактивности всех систем. Учителю необходимо реализовать эту активность посредством проведения физкультминуток и организации перемен с максимальным пребыванием на свежем воздухе.


Адаптация первоклассников к школьной нагрузке протекает в три фазы.Фаза ориентировочного приспособления — длится 2 недели и характеризуется

Слайд 36Фаза относительно устойчивого приспособления — длится до 6 недель. В

эту фазу происходит постепенное привыкание детей к новым условиям, режиму.

Однако это привыкание неустойчиво, шитому любые перегрузки могут привести к истощению организма, нарушению психики ребенка, агрессии, различным формам неврозов (боязнь школы, учителя, плохих отметок и т. д.).

Фаза относительно устойчивого приспособления — длится до 6 недель. В эту фазу происходит постепенное привыкание детей к

Слайд 37Фаза неполного приспособления длится от 16 до 20 недель. Происходит

тренировка всех систем организма, у ученика улучшается работоспособность, он овладевает

навыками письма, чтения, счета. Развитие и длительность этой фазы зависят от условий, создаваемых педагогами и родителями.
Фаза неполного приспособления длится от 16 до 20 недель. Происходит тренировка всех систем организма, у ученика улучшается

Слайд 38— при действии внешних факторов показатели гомеостаза изменяются в меньшей

степени у взрослых, чем у детей.
Поэтому при любых
воздействиях

на организм
его жизнеспособность
выше у взрослых, чем в
раннем возрасте.

10.Увеличение жесткости (стабильности) гомеостатических констант в онтогенезе

— при действии внешних факторов показатели гомеостаза изменяются в меньшей степени у взрослых, чем у детей. Поэтому

Слайд 39Гомеостаз — совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление постоянства

внутренней среды организма.
Большая роль в обеспечении гомеостаза принадлежит ЦНС

и эндокринной системе.

В организме существуют жесткие
и пластичные константы.
Жесткими константами являются те параметры внутренней среды, которые изменяются в узких пределах.
Пластичные константы обладают широким диапазонов изменчивости.

Гомеостаз — совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление постоянства внутренней среды организма. Большая роль в обеспечении

Слайд 40Подведение итогов

Подведение  итогов

Слайд 41Ответьте на предложенные вопросы:
сегодня я узнала…
было интересно…
было трудно…
я поняла, что…
теперь

я могу…
я почувствовала, что…
я приобрела…
я научилась…
у меня получилось …
я смогла…
я

попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Ответьте на предложенные вопросы:сегодня я узнала…было интересно…было трудно…я поняла, что…теперь я могу…я почувствовала, что…я приобрела…я научилась…у меня

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика