Слайд 1Основные
языковые нормы
– это законы, регулирующие литературное произношение и ударение
– это
правила литературного словоупотребления
- это нормы словоизменения при склонении именных
частей речи ,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности
- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
ЛЕКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
Слайд 2Культура речи и
языковые нормы
необходимы
?
Слайд 3Цель урока:
-Повторить общие сведения о языке , языковых
нормах.
-Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и
лексическими нормами.
-Формировать навыки использования нормированной речи .
-Выполнить задания ЕГЭ ,связанные с грамматическими / А4-А6 , А28 /, орфоэпическими и лексическими нормами /А 1-А3 /
Слайд 43.Решите орфоэпические задачи:
1. В каком слове ударение на 2 слоге
?
а/ свекла б/ жалюзи в/
оптовый
г/ мельком
2. В каком слове ударение на 1 слоге?
а/ иначе б/ эксперт в/ дремота
г/ знамение
3. В каком слове ударение на 3 слоге?
а/ инструмент б/ асимметрия
в/ зимовщик г/ принятый
4. В каком слове ударение на 2 слоге ?
а/ красивее б/ создалась в/ кухонный г/ мельком
5. В каком слове ударение на 1 слоге?
а/ банты б/ валовой в/ звонит г/ щавель
Слайд 53.Решите орфоэпические задачи:
1. В каком слове ударение на 2 слоге
?
а/ свекла б/ жалюзи в/
оптовый
г/ мельком
2. В каком слове ударение на 1 слоге?
а/ иначе б/ эксперт в/ дремота
г/ знамение
3. В каком слове ударение на 3 слоге?
а/ инструмент б/ асимметрия
в/ зимовщик г/ принятый
4. В каком слове ударение на 2 слоге ?
а/ красивее б/ создалась в/ кухонный г/ мельком
5. В каком слове ударение на 1 слоге?
а/ банты б/ валовой в/ звонит г/ щавель
Слайд 61).Определите лексическое значение паронимов, образуя в левой части таблицы правильные
словосочетания:
2).В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить слово ЧЕЛОВЕЧНЫЙ?
1.Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу.
2.Защита человеческого достоинства – одна из самых характерных черт этого публициста.
3.В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания.
4.Экзаменатор попался нам очень человеческий.
Слайд 71).Определите лексическое значение паронимов, образуя в левой части таблицы правильные
словосочетания:
2).В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить слово ЧЕЛОВЕЧНЫЙ?
1.Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу.
2.Защита человеческого достоинства – одна из самых характерных черт этого публициста.
3.В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания.
4.Экзаменатор попался нам очень человеческий.
Слайд 8Определить основные типы морфологических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:
Слайд 9Определить основные типы морфологических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:
Слайд 10Определить основные типы синтаксических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:
Слайд 11Определить основные типы синтаксических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:
Слайд 12Культура речи и
языковые нормы
необходимы
!
Слайд 13Текст для редактирования.
Историческая память народа…
Кто знает, откуда она берет свой исток – из родничка
ли детства в заповедном русском лесу или из проникновенного плача Ярославны… Она и в чеканистых, со школьных лет заученных наизусть сердцем лермонтовских строках: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин и этот Кремль, зУбчАтый, безмятежный…» Она, эта память народа, священна.
Да, в начале XXI века, по истечению стольких лет, мы все в большей мере испытываем потребность оглянуться назад, извлечь уроки из прошлого, из исторической памяти народа и на этой основе более глубже понять современность.
Слайд 14Текст для редактирования.
Историческая память народа…
Кто знает, откуда она берет свой исток – из родничка
ли детства в заповедном русском лесу или из проникновенного плача Ярославны… Она и в чеканных, со школьных лет заученных наизусть сердцем лермонтовских строках: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин и этот Кремль, зубчАтый, безмятежный…» Она, эта память народа, священна.
Да, в начале XXI века, по истечению стольких лет, мы все в большей мере испытываем потребность оглянуться назад, извлечь уроки из прошлого, из исторической памяти народа и на этой основе более глубоко понять современность.
Слайд 15Культура речи и
языковые нормы
необходимы
.