Слайд 1ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Слайд 2Рассматриваемые вопросы
Сущность понятия художественная культура
Методологические основы изучения мировой художественной культуры.
Структура
художественной культуры
Методологические основы изучения мировой художественной культуры.
Искусство как основной элемент
художественной культуры.
Функции художественной культуры.
Социально-исторические факты развития художественной культуры.
Слайд 3Культура
образованность, мастерство;
высшие достижения человеческого гения; учреждения культуры;
культура эпохи, народа;
культура
личности и т.д.
Слайд 4Термин
CULTURA (лат.)– возделывание, уход, улучшение;
первоначально означало возделывание земли, занятие
земледелием.
Слайд 5Определение культуры
исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и
способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и
деятельности людей, в их взаимоотношениях, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
комплекс характерных материальных, духовных и интеллектуальных черт общества. (Конференция ЮНЕСКО по культурной политике)
Слайд 6Мировая культура
ТИПЫ
исторические и региональные
национальные и общечеловеческие
уникальные и универсальные
Слайд 7Типы культур в рамках общества
Низшая, средняя(массовая), высшая (элитарная),
субкультура (определенного
слоя) оппозиционная культура,
альтернативная,
контркультура,
актуальная и резервная (реально действующая
и культурное наследие).
Слайд 8Художественная культура
одна из сфер культуры, решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения
бытия в художественных образах и различных аспектов обеспечения этой деятельности.
Слайд 9
Элементы, обеспечивающие функционирование художественной культуры
Производство
Распределение
Потребление (восприятие, освоение) художественных ценностей
– произведений искусства.
Слайд 10Науки, изучающие художественную культуру
философия
эстетика (как раздел философии)
исторические науки
искусствоведение
литературоведение
Слайд 11Проблемы для изучения
духовно-мировоззренческие и творческие;
художественное качество произведений;
профессиональное мастерство авторов;
психология
творчества;
восприятие и интерпретация художественных образов.
Слайд 12Эстетика – философия искусства
осмысляет сущность прекрасного и творчества как способа
его выражения
Слайд 13Семиотика
(наука о знаках и знаковых системах)
интерпретирует всю совокупность объектов
Художественной культуры как систему смыслонесущих текстов
Слайд 14
Семантика
(изучает смысловое значение единиц языка)
Интерпретирует художественный образ как специфический вид
семантемы, несущей социально значимую информацию
Слайд 15
Антропология
(занимается изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной)
и культурной (искусственной) средах)
рассматривает вопросы генезиса и социальных функций художественной
деятельности у архаических сообществ
Слайд 16Искусствознание
теория история
художественная
искусства, искусства,
критика
изучают, как возникали те или иные виды искусства, каковы характерные для того или иного периода изобразительные и выразительные средства, изучает индивидуальное творчество отдельных мастеров, школ и направлений и другое.
Слайд 17Уровни художественной культуры
Специализированный
Обыденный
бытовое искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности
искусство
под руководством профессионалов
.
Слайд 18Художественная культура структурно включает:
собственно художественное творчество (как индивидуальное, так
и групповое);
его организационную инфраструктуру (творческие ассоциации и организации по размещению
заказов и реализации художественной продукции);
его материальную инфраструктуру (производственные и демонстрационные площадки);
художественное образование и повышение квалификации;
художественную критику и научное искусствознание;
художественные образы;
эстетическое воспитание и просвещение (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству);
реставрацию и сохранение художественного наследия;
техническую эстетику и дизайн;
государственную политику в этой области.
Слайд 19искусство
один из важнейших механизмов познания феномена человека и ценностных установок
индивидуального и коллективного бытия людей и актуализации окружающего его мира,
аккумуляции этого знания и социального опыта людей, порождения и селекции этих ценностей путем опредмечивания их в художественных образах.
Слайд 20Виды искусства
литература,
живопись,
графика,
скульптура,
архитектура,
музыка,
танец,
художественная фотография,
декоративно-прикладные искусства,
театр,
цирк,
кино
Слайд 21Функции художественной культуры
социально-нравственная
ценностно-социализирующая
средоорганизующая
Слайд 22Зарождение художественной деятельности
верхний палеолит
(40 тыс. лет тому назад)
имитационно-игровые
формы поведения или изобразительная фиксация их значимых сущностей
Слайд 23Искусство как особый тип деятельности
родилось преимущественно из ремесла в эпоху
становления городских цивилизаций в 4-3 тыс. до н.э.
Слайд 24Новое и новейшее время
Художественная культура
развитая индустрия изготовления художественной продукции
Слайд 25Художественная культура постиндустриальных стран
развитая и высокодоходная индустрия социальных услуг