Слайд 2Основные определения
Искусственный интеллект (ИИ) – условное обозначение кибернетических систем, моделирующих
некоторые стороны интеллектуальной деятельности человека, логическое и аналитическое мышление.
ИИ –
способность робота или компьютера к имитации человеческих навыков, используемых для решения задач, изучения проблем.
ИИ – научное направление, связанное с разработкой алгоритмов и программ для автоматизации деятельности, требующей человеческого интеллекта
ИИ – одно из направлений информатики, цель которого – разработка программно-аппаратных средств, позволяющих пользователю непрограммисту ставить и решать интеллектуальные задачи, пользуясь в общении с ЭВМ ограниченным подмножеством естественного языка
Слайд 3Основные научные направления ИИ
ИИ разделяется на два научных направления: нейрокибернетику
(или искусственный разум) и кибернетику черного ящика (или машинный интеллект)
Первое
направление – нейрокибернетика базируется на аппаратном моделировании работы головного мозга человека. Основой мозга человека является большое количество взаимосвязанных нейронов.
Системы искусственного интеллекта, которые моделируют работу головного мозга называют нейронными сетями или нейросетями
Слайд 4Основные научные направления ИИ
Для второго направления ИИ – кибернетики «черного
ящика» не имеет значения, какова конструкция «мыслящего» устройства. Главное, чтобы
на заданные входные воздействия оно реагировало так же как человеческий мозг. Это направление ИИ ориентировано на поиски алгоритмов решения интеллектуальных
задач на существующих
моделях компьютеров.
Слайд 5Знания и модели представления знаний
Интеллектуальные системы оперируют не только данными,
но и знаниями.
Знания – это выявленные закономерности предметной области (принципы,
связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области.
Знания – это хорошо структурированные данные или данные о данных, т.е. метаданные.
Базы знаний — как совокупность фактов и правил логического вывода в выбранной предметной области деятельности.
Слайд 6Базы знаний
Требования к базе знаний:
достоверность конкретных и обобщённых сведений, имеющихся
в базе знаний;
релевантность информации, получаемой с помощью правил вывода базы
знаний.
Особенности систем, оперирующих базами знаний.
Автоматическое доказательство (вывод). Способность системы выводить новые знания из старых, находить закономерности в БЗ.
Доказательство заключения. Способность системы после выдачи ответа «объяснить» ход её рассуждений, причем «по первому требованию».
Интроспекция. Нахождение противоречий, нестыковок в БЗ, контроль правильной организации БЗ.
Машинное обучение. Превращение БЗ в гибкую систему, адаптация к проблемной области. Аналогична человеческой способности «набирать опыт».
Слайд 7Модели представления знаний
Классификация моделей:
Продуктивные
Семантические сети
Фреймы
Формальные логические модели
Слайд 8Продуктивная модель
Продуктивная модель основана на правилах, позволяющих представить знания в
виде предложений типа;
Если (условие), то (действие)
Где условие - это некоторое
предложение-образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний,
Действие – действия, выполняемые при успешном исходе поиска.
База знаний состоит из набора таких правил. На основе входных данных программа, называемая машиной вывода, перебирает правила и ищет совпадения с входными данными.
Слайд 9Пример продуктивной модели
Фрагмент базы знаний:
Правило1: Если «отдых - летом» и
«человек – активный», то «ехать в горы»
Правило2: Если «любит солнце»,
то «отдых летом»
Входные данные:
«человек активный» и «любит солнце»
Обработка входных данных
1 проход
Шаг 1: Проверяем П1, не работает
Шаг 2: Проверяем П2, работает, в базу поступает факт «отдых летом»
2 проход
Шаг 3: Проверяем П1, работает, активизируется цель «ехать в горы», который и является рекомендацией экспертной системы
Слайд 10Семантические сети
Семантическая сеть – это ориентированный граф, вершины которого -
понятия, а дуги – отношения между ними.
Понятиями обычно выступают абстрактные
или конкретные объекты, а отношения – это связи типа: «это», «имеет частью», «принадлежит» и т.д.
Поиск решения в базе знаний семантической сети сводится к задаче поиска фрагмента сети, соответствующего поставленному вопросу.
Слайд 11Пример семантической сети
Красный
Цвет
Волга
Автомобиль
Двигатель
Вид транспорта
Иванов
Человек
например
любит
принадлежит
значение
свойство
это
имеет
частью
Слайд 12Фреймы
Под фреймом понимается абстрактный образ или ситуация.
Модель фрейма является достаточно
универсальной, поскольку позволяет отобразить все многообразие знаний о мире через:
Фреймы-структуры
для обозначения объектов и понятий (заем, залог, вексель);
Фреймы-роли (менеджер, кассир, клиент);
Фреймы-сценарии (банкротство, собрание акционеров);
Фреймы-ситуации (тревога, авария).
Слайд 13Формальные логические модели
Формальные логические модели основаны на классическом исчислении предикатов
1 порядка, когда предметная область описывается в виде набора аксиом.
Слайд 14Экспертные системы
Экспертные системы (ЭС) – это сложные программные комплексы, аккумулирующие
знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот опыт
для консультаций менее квалифицированных пользователей.
ЭС способна накапливать, систематизировать и сохранять знания и профессиональный опыт экспертов и на их основе принимать экспертные решения (давать советы, ставить диагнозы и т.д.).
Работа ЭС основана на алгоритмах ИИ.
Слайд 15Экспертные системы
В информатике экспертные системы рассматриваются как модели поведения экспертов
в определенной области знаний с использованием процедур логического вывода и
принятия решений.
Похожие действия выполняет такой программный инструмент как Мастер (Wizard). Мастера применяются как в системных программах так и в прикладных для упрощения интерактивного общения с пользователем (например, при установке ПО). Главное отличие мастеров от ЭС — отсутствие базы знаний — все действия жестко запрограммированы. Это просто набор форм для заполнения пользователем.
Другие подобные программы — поисковые или справочные (энциклопедические) системы. По запросу пользователя они предоставляют наиболее подходящие (релевантные) разделы базы статей (представления об объектах областей знаний, их виртуальную модель).
Слайд 16Обобщенная структура ЭС
Интерфейс
пользователя
Решатель
База знаний
Подсистема
объяснений
Редактор
базы знаний
Пользователь
Инженер по знаниям
+
эксперт
Слайд 17Обобщенная структура ЭС
Пользователь – специалист той предметной области, для которой
предназначена ЭС.
Инженер по знаниям – специалист по ИИ, выступающий в
роли буфера между экспертом и базой знаний.
Интерфейс пользователя – комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС в процессе ввода информации и вывода результатов экспертизы.
База знаний (БЗ) – совокупность знаний предметной области
Решатель – программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ
Подсистема объяснений – программа, позволяющая пользователю получать ответы на вопросы: «Почему система приняла такое решение?», «Как была получена та или иная рекомендация?»
Редактор БЗ – программа, предоставляющая инженеру по знаниям возможность создавать и редактировать БЗ в диалоговом режиме.
Слайд 18Режимы работы ЭС
ЭС может функционировать в 2-х режимах.
Режим ввода знаний —
в этом режиме эксперт с помощью инженера по знаниям посредством
редактора базы знаний вводит известные ему сведения о предметной области в базу знаний ЭС.
Режим консультации — пользователь ведет диалог с ЭС, сообщая ей сведения о текущей задаче и получая рекомендации ЭС. Например, на основе сведений о физическом состоянии больного ЭС ставит диагноз в виде перечня заболеваний, наиболее вероятных при данных симптомах.
Слайд 19Особенности ЭС
ЭС ограничены определенной предметной областью.
ЭС способна рассуждать при сомнительных
исходных данных.
ЭС способна объяснить цепочку сделанных ею рассуждений.
Факты и механизм
(программа) формирования выводов четко отделены друг от друга.
ЭС строится так, чтобы имелась возможность постепенного ее наращивания (расширения) и модернизации.
В результате работы ЭС формируется диагноз, рекомендация, совет.
Слайд 20Классификация ЭС
По решаемой задаче
Интерпретация данных
Диагностирование
Мониторинг
Проектирование
Прогнозирование
Сводное Планирование
Обучение
Управление
Ремонт
Отладка
По связи с реальным временем
Статические
ЭС - это ЭС, решающие задачи в условиях не изменяющихся
во времени исходных данных и знаний.
Динамические ЭС - это ЭС, решающие задачи в условиях изменяющихся во времени исходных данных и знаний.
Слайд 21Этапы разработки ЭС
Этап идентификации проблем — определяются задачи, которые подлежат решению,
выявляются цели разработки, определяются эксперты и типы пользователей.
Этап извлечения знаний —
проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач.
Этап структурирования знаний — выбираются ИС и определяются способы представления всех видов знаний.
Этап формализации — осуществляется наполнение экспертом базы знаний.
Реализация ЭС — создается один или нескольких прототипов ЭС, решающие требуемые задачи.
Этап тестирования — производится оценка выбранного способа представления знаний в ЭС в целом.
Слайд 22Экспертная система «Домашний доктор»
Это простая медицинская экспертная система. Она определяет
характер заболевания, основываясь на ответах пользователя, полученных в результате диалога.
База знаний включает порядка 100 распространенных заболеваний. База данных для экспертной системы была взята из книги: К.Нейлор «Как построить свою экспертную систему».
Слайд 23Малая экспертная система 2.0
представляет собой простую экспертную систему, использующую
байесовскую систему логического вывода. Она предназначена для проведения консультации с
пользователем в какой-либо прикладной области (на которую настроена загруженная база знаний) с целью определения вероятностей возможных исходов и использует для этого оценку правдоподобности некоторых предпосылок, получаемую от пользователя. Для создания новой или редактирования уже имеющийся базы знаний разработан собственный редактор, что, отметим, весьма удобно.
Слайд 26Окно установки настроек в малой экспертной системе
Слайд 27Экспертные системы
Сегодня создано уже большое количество экспертных систем. С помощью
них решается широкий круг задач, но исключительно в узкоспециализированных предметных
областях. Как правило, эти области хорошо изучены и располагают более менее четкими стратегиями принятия решений. Сейчас развитие экспертных систем несколько приостановилось из-за объективных причин.
Слайд 28Передача экспертным системам «глубоких» знаний о предметной области является большой
проблемой. Как правило, это является следствием сложности формализации эвристических знаний
экспертов.
Экспертные системы неспособны предоставить осмысленные объяснения своих рассуждений, как это делает человек. Как правило, экспертные системы всего лишь описывают последовательность шагов, предпринятых в процессе поиска решения.
Отладка и тестирование любой компьютерной программы является достаточно трудоемким делом, но проверять экспертные системы особенно тяжело. Это является серьезной проблемой, поскольку экспертные системы применяются в таких критичных областях, как управление воздушным и железнодорожным движением, системами оружия и в ядерной промышленности.
Экспертные системы не способны к самообучению. Для того, чтобы поддерживать экспертные системы в актуальном состоянии необходимо постоянное вмешательство в базу знаний инженеров по знаниям. Экспертные системы, лишенные поддержки со стороны разработчиков, быстро теряют свою актуальность и востребованность.
Слайд 29Программы собеседники
В 1950 году в статье «Вычислительные машины и разум»
(англ. Computing Machinery and Intelligence) Аланом Тьюрингом был предложен знаменитый тест
Тьюринга для проверки, является ли компьютер разумным в человеческом смысле слова. В этом тесте один или несколько людей должны задавать вопросы двум тайным собеседникам и на основании ответов определять, кто из них машина, а кто человек. Если не удавалось раскрыть машину, которая маскировалась под человека, предполагалось, что машина разумна. Тест, предложенный Аланом Тьюрингом еще в 1950 году, положил начало целому течению программ – программ собеседников. Прошло уже много лет, но ни одна программа так и не смогла пройти этот тест, хотя попытки по созданию интеллектуальных собеседников продолжаются до сих пор.
Слайд 30Программы собеседники
ChatMaster – это самообучающаяся программа, которая поддерживает диалог с
человеком. В ее основе лежат прецедентные методы, которые обеспечивают самообучение
и подстройку под собеседника. ChatMaster ведет контекстно-зависимый разговор, то есть понимает смысл реплики, которая опирается на предшествующие. Диалог может вестись на любом неиероглифическом языке (все европейские и некоторые азиатские). Пока база знаний программы существует только на русском, но может быть легко пополнена
Слайд 31Программа собеседник ChatMaster 3.02
Слайд 32Программа собеседник ChatMaster 3.02
Слайд 33Обзор программ собеседников
Electronic Brain 1300 – приятная программа с хорошей
базой: достаточно большая и с оригинальными репликами. Программа обладает симпатичным
интерфейсом, но управляющие элементы расположены в не совсем привычных местах. Отметим, что в Electronic Brain 1300 присутствует много дополнительных возможностей.
Miss Talking 1.01 Симпатичная, но глупенькая программа с тремя персонажами-девочками: одна разговаривает исключительно про работу, другая – исключительно про хозяйство, третья – про любовь.
Болтун 3.0 – это неплохая программа с хорошей базой и неплохим чувством юмора. Ответные реплики выдаются очень быстро. Короткие разговоры производят достаточно благоприятное впечатление. В длинных беседах заметно, что часто реплики программы не соответствуют контексту.
Слайд 34Обзор программ собеседников
Бритни Спирс 1.2 сделана довольно красиво, с фотографией
в центре экрана (без традиционного прямоугольного окна), с иконкой-сердечком на
панели индикации. Словарный запас не очень велик, но, тем не менее, в программе есть специальный режим обучения: можно задать ключевые слова и фразы-реакции (несколько фраз, из которых потом случайным образом будет выбираться одна). На фразы, не содержащие слов из базы, программа выдает какую-то общую фразу. Виртуальный Путин 1.5 – программа представляющая возможность поговорить с самим Владимир Владимировичем. Сделано довольно красиво, с фотографией в центре экрана (без традиционного прямоугольного окна), но база никуда не годится. Пополнять ее можно, но делать это не очень удобно. Алгоритм обработки фразы достаточно простой.
Эллочка 1.0 - программа забавная, но интеллектом не обладает совершенно. Эмулирует не столько интеллект вообще, сколько интеллект Эллочки из романа «12 стульев» – той самой, в словарном запасе которой было всего 30 слов: хамите, хо-хо, знаменито, мрачный, жуть, парниша, не учите меня жить, как ребенка, подумаешь, и т.д.
Слайд 35Перспективные направления исследования в области ИИ
Нейронные сети - перспективное
направление исследований в области искусственного интеллекта, основанное на попытках воспроизвести
нервную систему человека, что должно позволить воспроизвести способность нервной системы обучаться и исправлять ошибки.
Генетические алгоритмы - это одно из направлений исследований в области искусственного интеллекта, занимающееся созданием упрощенных моделей эволюции живых организмов для решения задач оптимизации и часто применяются совместно с нейронными сетями при решении сложных задач.
Слайд 36Робототехника
Нет чёткой грани между роботами и просто машинами. Особая категория
роботов – это андроиды или человекообразные роботы. Создать андроидов оказалось
более сложным делом, чем ожидалось. Потребовались значительные достижения в области эффективных моторов, технологий машинного зрения и увеличение вычислительной мощности компьютеров, чтобы появились первые андроиды, способные передвигаться, ориентироваться в пространстве и что-то делать, такие как ASIMO и Qrio. Технологии машинного зрения позволяют роботам (пока ещё не очень хорошо) ориентироваться в пространстве, находить дорогу, распознавать предметы. Роботы могут узнавать людей по лицам и голосам. Технологии искусственного интеллекта позволяют роботам самостоятельно принимать решения и действовать автономно.