Слайд 1А.С.Грибоедов.
«Горе от ума».
Знакомство с героями.
Анализ I действия комедии.
Урок литературы в
9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы
МКОУ ПОЛЯНСКОЙ
ООШ
Кострюковой Светланой Викторовной
Слайд 2Цель
Повторение по теме «Комедия классицизма»
Анализ списка действующих лиц
Сюжет и
герои первого действия комедии
Язык комедии
Слайд 3Проверка домашнего задания
Что называется комедией?
Какие признаки классической комедии вы можете
назвать?
Слайд 4Комедия А. Грибоедова
«Горе от ума»
«Комедия
А.С.Грибоедова «Горе от ума» – произведение, в котором точно воспроизводятся
сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».
В.Г.Белинский
Слайд 5Сюжет комедии
Какие элементы сюжета вы знаете?
Какие из них являются главными,
какие второстепенными?
Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,
развязка)?
Возможна ли их перестановка?
Какой художественный эффект при этом достигается?
Слайд 6Анализ списка действующих лиц комедии
Говорящие фамилии.
Фамусов – от
лат. Fama – молва
Репетилов – от франц. Repeter
– повторять
Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова
Слайд 7Анализ списка действующих лиц комедии
2. Герои получают характеристику исходя из
следующих критериев:
принцип родовитости;
место на служебной лестнице.
3. Чацкий и Репетилов лишены
этих характеристик. Почему?
4. Два персонажа обозначены условно: Г.Д. и Г.Н. Почему?
Слайд 8Анализ списка действующих лиц комедии
Фамилия «Чацкий»
несет в себе намек на имя одного из интереснейших людей
эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева.
П.Я.Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821 году прервал блестящую карьеру и вступил в тайное общество. С 1823 по 1826 год путешествовал по Европе, познакомился с передовыми философскими учениями. По возвращении в 1828-1830 годах написал и издал историко-философский трактат «Философические письма».
Взгляды, идеи и суждения были признаны настолько неприемлемыми для николаевской России, что он был объявлен царем сумасшедшим.
Слайд 9Комментированное чтение и анализ I действия
Явление 1 – 5.
Чем являются
1 – 5 явления в плане развития сюжета?
Какова атмосфера жизни
в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?
Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?
Какие герои и ситуации комичны?
Трудно ли читать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?
Слайд 10Комментированное чтение и анализ I действия
2. Явление 7.
Как и каким
появляется Чацкий?
Как встречает его Софья?
Что раздражает Софью в Чацком?
Какие чувства
видны в Чацком по отношению к Софье?
Против чего направлена ирония Чацкого?
Слайд 11Комментированное чтение и анализ I действия
Явления 8 – 10.
Проявился ли
конфликт в явлении 8 – 10?
Между кем конфликт?
Какой характер он
носит?
Слайд 12Домашнее задание
Прочитать действие II.
Подготовить (на выбор) выразительное чтение монологов Чацкого
«И точно начал свет глупеть…», «А судьи кто?...» и Фамусова
«Вот то-то, все вы гордецы…», «Вкус, батюшка, отменная манера…».