Слайд 1Подготовка к семинару по дисциплине
«Русский язык и культура речи»
Слайд 2Информационный проект
Подготовьте информационный проект (презентацию) по теме:
1. Качества хорошей речи.
Основные направления совершенствования коммуникативных навыков.
2. Особенности молодежного сленга.
3. Коммуникативные и
этические нормы как главные составляющие речевой культуры. Пути повышения грамотности.
4. Национально-культурная специфика феномена "политическая корректность". Особенности политкорректной лексики.
5. Состояние русского языка и культуры
речи на современном этапе.
6. Подготовка к публичному выступлению.
7. Средства художественной выразительности в тексте.
8. Особенности языка современных СМИ.
9. Особенности составления электронных писем.
10. Соблюдение норм речевого этикета.
11. Заимствования в современном русском языке
Слайд 3Рецензия
Рецензия – критический отзыв в устной или письменной форме на
сообщение, доклад, сочинение, книгу, спектакль, фильм и т.д.
Рецензия – способ
обратной связи между автором и публикой.
Цели рецензии:
Дать оценку выступлению (содержанию доклада, презентации, манере исполнения и т. д.).
Выявить положительные и отрицательные моменты.
Поддержать автора (сказать добрые слова в его адрес).
Показать себя с лучшей стороны (уметь выйти на сцену, представиться, сказать кратко и по существу).
Слайд 4Особенности рецензии
Тон рецензии всегда доброжелательный и корректный.
Критика должна быть конструктивной,
не унижающей достоинства автора.
Рецензия должна стать основой, от чего автор
смог бы оттолкнуться в дальнейшей работе.
Рецензия важна как для адресанта, так и для адресата.
Слайд 5Структура рецензии
1. Приветствие и представление автора рецензии.
2. Благодарность автору за
выступление («Я хотел бы поблагодарить автора за содержательный и интересный
доклад»).
3. Выделение чего-либо особого («Особенно хотелось бы отметить интересный материал, красивые иллюстрации»).
4. Личное восприятие («Я с интересом узнал о…», «Мне кажется полезными сведения о…»).
5. Недостатки («В то же время следует отметить, что докладчик говорил тихо и невнятно, в презентации было много текста»).
6. Заключение («В целом, работа мне понравилась», «Работа заслуживает внимания, потому что…» и т.д.).
7. Благодарность («Еще раз спасибо автору за интересный доклад»).
Слайд 6Самопрезентация
Формулировка задания:
Выберите 3-4 аспекта вашей жизни и свяжите их в
небольшой рассказ.
Точно разработайте композицию, т.е. расположение частей вашего рассказа.
Выбрав несколько
идей, распространите их примерами и историями.
Вопросы:
В какой сфере лежат ваши интересы и увлечения? Вы – постоянный человек в ваших увлечениях? Есть ли какое-нибудь увлечение, которое помогает вам сегодня?
Какие качества вы цените в людях?
Вы – человек общительный? В чем выражается ваша любовь/нелюбовь к общению? Любите ли вы большие компании?
Любите ли вы читать книги, слушать музыку?
Слайд 7Самостоятельная работа дома(работа по Практикуму)
1. Прочитайте слова. Расставьте ударения. Укажите
правильный вариант произнесения слова.
2. В каких рядах не все имена
числительные употреблены правильно? Исправьте ошибки.
Слайд 8Список литературы
1. Русский язык и культура речи : учеб. пособие
для студентов вузов по дисциплине ГСЭ.8 - "Рус. яз. и
культура речи" / И. Б. Голуб. - М. : Логос, 2004
2. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. 12-е изд. Ростов Н/Д: Феникс, 2005. — 544 с.
3. Введенская Л.А. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Кнорус, 2012. – 416 с./ЭБС BOOK.RU
4. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 480 с.
5. Руднев В.Н. Риторика. Деловое общение: Учебное пособие /В.Н. Руднев – М.: Кнорус, 2014, 2016 – 352 с./ ЭБС BOOK.RU
6. Розенталь Д. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати.
7. Словари современного русского языка: толковые, трудностей, ударений и др.
(Толковый словарь Ожегова, орфоэпический словарь Резниченко).
8. Д.Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.
Дополнительная литература:
Бредемайер К. Искусство словесной атаки: Практическое руководство: Пер. с нем. / К.Бредемайер – М.: Альпина Паблишерз, 2011 – 160 с.
Деловые коммуникации: Учебник для бакалавров / ; Финуниверситет ; под ред. В.П. Ратникова - М.: Юрайт, 2014.- 527 с.
Слайд 9
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
http://www.gumer.info/ -
Библиотека Гумер - гуманитарные науки
http://www.koob.ru/ - Куб - электронная
библиотека
http://psyfactor.org/koncept.htm - «ПСИ-ФАКТОР» (информационный ресурсный центр по научной и практической психологии).
Ресурс «Грамота.ру» (информационно-образовательный портал). Режим доступа (05.2016) - http://www.gramota.ru/
Ресурс «Русский мир». Режим доступа (05.2016) - http://russkiymir.ru/
http://razym.ru/naukaobraz/uchebnik - Электронная библиотека
http://enc-dic.com/ - Электронная библиотека (словари)