Слайд 1Основы государственной культурной политики Российской Федерации
Востряков Лев Евгеньевич,
д.полит.н.
lev-vostriakov@yandex.ru
25 сентября 2019
г.
Слайд 2Основы государственной культурной политики Российской Федерации
Указ Президента Российской Федерации от
24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной
культурной политики» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. – Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208
Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. №326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/45830.html
Слайд 3Основы государственной культурной политики Российской Федерации
Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015
г. №683)
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Указом Президента России от 7 мая 2018 г. №204)
Слайд 4Новая ценностно ориентированная модель государственной культурной политики РФ направлена на
– формирование гармонично развитой творческой личности,
– укрепление общенационального единства
посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития,
– сохранение и трансляция традиционных ценностей,
– противостояние глобальному наступлению псевдокультуры
Слайд 5Основы государственной культурной политики Российской Федерации
Возрастание внимания к сфере культуры,
культурной политике и управлению в социокультурной сфере – общемировой тренд
Слайд 6Культура как фактор развития общества
План:
1. Теоретические подходы к проблеме роли
культуры в развитии общества
2. Социокультурная система в условиях рыночных отношений
3.
Общественное благо и его полезный эффект
Слайд 7Маргарет Мид (Mead, Margaret, 1901–1978)
Дэвид Кларенс Макклелланд (McClelland, David Clarence,
1917–1998)
Габриэль Абрахам Алмонд (Almond, Gabriel Abraham, 1911–2002)
Сидней Верба
(Verba, Sidney, 1932–2019)
Сеймур Мартин Липсет (Lipset, Seymour Martin, 1922–2006)
Люсиан Уилмот Пай (Pye, Lucian W., 1921–2008)
Слайд 8ХIХ–ХХ вв.: исследования, в которых культура рассматривалась как фактор особой
важности
Алексис-Шарль-Анри Клерель де Токвиль (de Tocqueville, Alexis-Charles-Henri Clérel, 1805–1859)
Максимилиан Карл
Эмиль Вебер (Weber, Maximilian Carl Emil, 1864–1920)
Слайд 9Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества
Первые попытки
осмысления сущности культурной политики как сферы деятельности государственных и общественных
институтов – 1960-е гг.
Интерес обусловлен:
– молодежными волнениями 1968 г.,
– возникновением контркультуры «новых левых» и хиппи,
– широким распространением употребления наркотиков в молодежной среде
Слайд 10Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества
С конца
1960-х гг. ЮНЕСКО оказывает финансовую поддержку исследованиям в области культурной
политики
1990-е гг.:
новая парадигма человеческого развития – устойчивого развития, в центре которой – культурные факторы
Слайд 11Парадигма устойчивого развития
1980 г. Международный союз охраны природы и природных
ресурсов – «Всемирная стратегия охраны»: общая цель – «достижение устойчивого
развития»
1982 г. Всемирная конференция по культурной политике ЮНЕСКО в Мехико в 1982 г. → Декларация о мировой культуре
1987 г. Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (Г.Х. Брунтланн – Brundtland, Gro Harlem; 1939–): потребности устойчивого развития определяются социальными и культурными факторами
Слайд 12Парадигма устойчивого развития
1988–1997 гг. Всемирное десятилетие культуры (the World Decade
for Cultural Development):
–Международное сотрудничество в области культуры,
–Сохранение и обогащение культурной
самобытности,
–Культура в целях развития,
–Сохранение и возрождение культурного наследия
Основная цель Десятилетия: соединить культуру и развитие
Слайд 13Парадигма устойчивого развития
Четыре задачи Десятилетия:
– суть культурного аспекта развития: экономика
и национальная культура взаимосвязаны;
– утверждение и обогащение культурной самобытности как
развитие творческого потенциала и инициатив на индивидуальном и коллективном уровнях;
– расширение участия в культурной жизни с помощью мобилизации как личности, так и общества во имя обеспечения прав человека, доброй воли и духовного раскрепощения;
– развитие международного интеллектуального сотрудничества через взаимосвязь культуры разных народов для их обогащения и утверждения незыблемости человеческих истин
Слайд 141992–1995 гг. Всемирная
комиссия по культуре и развитию
Руководитель Перес де Куэльяр
(исп. Pérez de Cuéllar y de la Guerra, Javiery Felipe
Ricardo; 1920–)
1996 г. Доклад Всемирной комиссии по культуре и развитию «Наше творческое разнообразие»:
необходимо «поставить культуру во главу угла»
Перес де Куэльяр:
– именно «культура дает ключ к устойчивому человеческому развитию на основе солидарности»
– «развитие берет свое начало в человеческой культуре»
Слайд 15В государствах с высоким стандартом жизни культура является реальным фактором
развития, оживление культурной деятельности способствует социальному и экономическому развитию и
процветанию
Доклад ЮНЕСКО «Наше творческое разнообразие», 1996 г.:
Our Creative Diversity: Report of the World Commission on Culture and Development. – Paris: UNESCO, 1996.
Доклад Совета Европы «Стремление к целостности», 1997 г.:
In from the Margins: a contribution to the debate on culture and development in Europe. – Council of Europe, 1997.
Слайд 16Программа «Международная повестка дня»:
– необходимо публиковать независимый ежегодный доклад по
культуре и развитию;
– готовить новые стратегии развития, в которых учитывались
бы аспекты культуры;
– привлекать в международных масштабах добровольцев для работы в сфере культурного наследия;
– разработать Международный план, касающийся обеспечения равенства мужчин и женщин;
– обеспечить защиту культурных прав как одного из прав человека;
– содействовать развитию прав средств массовой информации и их саморегламентирования;
– обеспечить внедрение глобальной этики в сферу управления
– организовать Встречу на высшем уровне по вопросам культуры и развития
Слайд 17Межправительственная конференция по использованию культурной политики в интересах развития (Стокгольм,
1998 г.)
«… в самом широком смысле культурой можно
назвать весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу. Культура включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение»
Слайд 18Межправительственная конференция по использованию культурной политики в интересах развития (Стокгольм,
1998 г.)
Принята Программа действий «Использование культурной политики в целях
развития» – Action Plan on Cultural Policies for Development // URL: http://portal.unesco.org/culture/es/files/35220/12290888881stockholm_actionplan_rec_en.pdf/stockholm_actionplan_rec_en.pdf
Предложено государствам – членам ЮНЕСКО рассматривать культурную политику в качестве одного из ключевых элементов стратегий развития
Слайд 19Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества
Мировой банк
(1999 г., Флоренция): займы развивающимся странам будут выделяться, если в
их программах учитываются культурные факторы
Амартиа Сен [Sen, Amartya; 1933–]: «Культура – это квинтэссенция развития»
Слайд 20Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества
Фрэнсис Фукуяма
(Fukuyama, Yoshihiro Francis; 1952–)
Лоуренс Харрисон (Harrison, Lawrence E.; 1932–2015)
Самюэль Филипс
Хантингтон (Huntington, Samuel Phillips; 1927–2008)
Роберт Дэвид Патнэм (Putnam, Robert David; 1941–)
Слайд 21Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества
Всемирные опросы
по изучению ценностей (WVS – WorldValuesSurvey)
Рональд Франклин Инглхарт (Inglehart, Ronald
Franklin, 1934–)
Концепция «мягкой силы»
Джозеф Най-мл. (Nye, Joseph S. Jr, 1937–)
Мягкая сила – способность достичь желаемых результатов через убеждение (притяжение), а не подавление (навязывание, насилие, принуждение), что характерно для «жесткой силы»
«Креативные индустрии»
Николас Гарнхэм (Garnham, Nicholas; 1937–)
Слайд 22Теоретические подходы к проблеме роли культуры в развитии общества
На рубеже
тысячелетий:
концепции «культуры» должны занять прочные позиции в списке приоритетов
государственного менеджмента
Для этого:
выстроить логику взаимосвязей культуры с экономикой, политикой, с правами человека, прежде всего – с правом на благоприятную окружающую среду
Слайд 23Социокультурная система в условиях рыночных отношений
Филипп Котлер (Kotler, Philip; 1931–):
Рынок
– совокупность товаров и покупателей, существующих и потенциальных
Рынок –
система отношений по поводу купли–продажи товаров, в которой формируется совокупный механизм спроса, предложения и цены на товар
Слайд 24Социокультурная система в условиях рыночных отношений
Слайд 25Социокультурная система в условиях рыночных отношений
Адам Смит (Smith, Adam; 1723–1790)
классический механизм формирования рыночного равновесия:
(а) экономический (частный) интерес субъекта рынка
– стремление к максимизации дохода,
(б) конкуренция субъектов,
(в) т. н. «насыщение» инвестиций: каждая дополнительная единица вложенных средств ведет к уменьшению дохода,
(г) в основе цены блага – его субъективная полезность
Слайд 26Социокультурная система в условиях рыночных отношений
В какой мере в модель
рыночного равновесия вписывается деятельность организаций социально-культурной сферы, связанная с производством,
хранением, распространением и потреблением культурных благ?
Слайд 27Социокультурная система в условиях рыночных отношений
Деятельность организаций культуры не сочетается
с классическим механизмом формирования рыночного равновесия:
1. противоречит 1-му постулату
2. невозможен
свободный перелив творческого труда
→ «провалы», «изъяны» или «ошибки рынка»
Слайд 28Социокультурная система в условиях рыночных отношений
Адам Смит:
государство обязано «создавать и
содержать определенные общественные учреждения, создание и учреждение которых не может
быть в интересах никаких отдельных лиц или небольших групп»
«экстерналии» – внешний эффект проявляется в том, что некоторые товары и услуги могут приносить потребителю либо дополнительную пользу, либо ущерб
Слайд 29Общественное благо и его полезный эффект
Пол Энтони Самуэльсон (Samuelson,
Paul Anthony; 1915–2009) – Теория общественного блага:
Общественное благо – товары
и услуги, «внешнее воздействие» которых распространяется на подавляющую часть общества
Два свойства общественного блага, отличающих его от частного:
неконкурентность и неисключаемость
Слайд 30Общественное благо и его полезный эффект
Неконкурентность – потребление кем-то общественного
блага не должно препятствовать его потреблению другими
Неисключаемость – потребление благ
одним субъектом не исключает из потребления других. Если блага доступны кому-нибудь одному, то они должны быть доступны всем
Слайд 31Общественное благо и его полезный эффект
Ричард Абель Масгрейв (Musgrave, Richard
Abel; 1910–2007) – концепция «мериторных благ»
Мериторное – благо, спрос на
которое со стороны частных лиц отстает от «желаемого обществом»
«Ахиллесова пята» теории Масгрейва: меритор–государство недостаточно знает, каковы истинные предпочтений людей возрастает вероятность произвола при определении «правильных» преференций
Слайд 32Общественное благо и его полезный эффект
Частному благу соответствует индивидуальная полезность
Социальная
полезность – способность блага удовлетворять потребности отдельных людей, их групп
и общества
Равновесие:
(1) предельные издержки = индивидуальная полезность ЧБ
(2) предельные издержки = (ИП) ЧБ + (СП) СБ
Слайд 33Типологизация благ на основе их полезности (ИП / СП) и
коммунальности (неконкурентности + неисключаемости)
Слайд 34Три варианта участия государства в поддержке производства благ социально-культурной сферы
Слайд 35Формы государственного регулирования в сфере культуры
Государственная поддержка :
– поддержка производителя
благ,
– поддержка потребителя благ
– финансовая поддержка
– правовое
регулирование
Слайд 36Формы государственного регулирования в сфере культуры
Финансовая поддержка (распределение общественных фондов):
* субсидии
государства, направленные на поддержание занятости (в том числе сохранение рабочих
мест);
* прямые субсидии государства производителям услуг с тем, чтобы уменьшить потребительские цены на данные блага либо полностью, либо для отдельных групп;
* финансирование специальных программ;
Правовое регулирование:
* регулирование общих и специальных правил деятельности в сфере культуры (в том числе
– определение статуса субъектов деятельности;
– условий и оплаты труда;
– пенсий и иных форм социального обеспечения);
* регулирование деятельности спонсоров и благотворителей;
* регулирование вопросов собственности в сфере культуры.
Слайд 37Формы государственного регулирования в сфере культуры
У. Баумоль (Baumol, William Jack;
1922–2017)
У. Боуэн (Bowen, William Gordon; 1933–2016)
Baumol W.J., Bowen W.G. Performing
Arts: The Economic Dilemma. – N.Y.: The Twentieth Century Fund, 1966
Культура – один из ключевых стратегических элементов модернизационного обновления всех сфер общественной жизни
Слайд 38Культура – один из ключевых стратегических элементов модернизационного обновления всех
сфер общественной жизни современной России
Современные подходы к социокультурной сфере как
ресурсу, способствующему успешной реализации программы социально-экономических преобразований в нашей стране, становление ценностно ориентированной модели государственной культурной политики современной России, должны повысить готовность государства и общества
– отвечать на многочисленные вызовы современности,
– способность эффективно противостоять негативным факторам, оказывающим влияние на обеспечение национальной безопасности в области культуры и искусства нашей страны,
– обеспечить прорывное социально-экономическое развитие страны