Слайд 1основы исследовательской деятельности
Слайд 2Составление плана исследовательской работы
Названия глав тесно связаны с
задачами работы. Требования к формулировкам названий схожи с требованиями к
формулировке темы: они должны быть лаконичны, логически взаимосвязаны друг с другом, а объем рассматриваемых в главах вопросов должен быть по возможности равнозначным. В объемных главах могут быть подглавы.
Слайд 3Образец содержания исследовательской работы
Содержание
Введение.................................................................3
1. Подготовка к исследованию (например)..........5
1.1 Исторические сведения............................5
1.2 Сбор информации.....................................7
1.3 Проведение анкетирования.....................8
1.4 Техника безопасности..............................9
(Правила техники безопасности описываются при необходимости)
2. Проведение исследования(например).............10
2.1 Первый этап исследования....................10
2.2 Второй этап исследования.....................11
2.3 Заключительный этап исследования.....12
Заключение............................................................13
Список литературы...............................................14
Приложения...........................................................15
Слайд 4Определение методов исследования
Метод – способ достижения цели
исследования.
От выбора метода зависит возможность реализации исследования
– его проведения и получения определенного результата. Традиционно методы делятся на два класса: получение и сбор информации и методы её обработки.
Слайд 5Сбор информации
Разнороден и подразделяется на теоретические и практические.
Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и литературы по
теме (анализ, синтез, моделирование и др.). Практические (эмпирические) методы исследования связаны с действиями исследователя, направленными на проведение практики (наблюдение, интервью, беседа, видеосъемка и др.).
Слайд 6Обработка информации.
Они делятся на количественные (математические, статистические и
др.) и качественные (содержательные).
Слайд 7Основные методы исследования
1. Изучение литературы и других источников информации
Этот метод исследования
представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг,
журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.
Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.
Слайд 8Основные методы исследования
2. Наблюдение
Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо
явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать
к наблюдению, необходимо составить план.
Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.
Слайд 9Основные методы исследования
3. Опрос
Существует 3 основные вида опроса: беседа,
интервью, анкетирование.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов,
требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.
Слайд 10Основные методы исследования
3. Опрос
Анкетирование представляет собой массовый сбор материала
с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на
вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.
Слайд 11Основные методы исследования
Эксперимент
Этот метод исследования заключается в проведении
серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение
за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!
Слайд 12Основные методы исследования
Анализ текста
Данный метод исследования представляет
собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно
найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.
Слайд 13Примеры записи методов исследования
Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики,
изучение СМИ, литературы.
Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников,
газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
Слайд 14Этапы исследовательской деятельности
Этап 1. Подготовка к проведению учебного исследования:
А) определение объектной области, объекта, предмета исследования;
Б) выбор, формулировка
и обоснование темы исследования;
В) определение цели и задач исследования;
Г) определение гипотезы;
Д) составление плана исследовательской работы;
Е) определение методов исследования.
Слайд 15Этап 2. Проведение исследования
Анализ литературы – важнейший элемент
исследовательской деятельности, поскольку он позволяет понять состояние дел, познакомиться с
результатами ранее проведенных исследований, уточнить задачи научного поиска и т.д.
Слайд 16Общие рекомендации
для работы с литературой
1.Изучение научных публикаций по
теме желательно начинать с работ общего характера, а затем уже
вести поиск узкоспециального материала.
2. Применяйте разные способы фиксирования необходимой информации и её оформления (карточки, отдельная тетрадь и т.д.), создавать «банк данных» по теме работы: выписки в виде конспектов, выписка цитат и т.п.
3. Помните, что не вся выписанная информация может оказаться необходимой, не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, если это может повредить целостности и логичности исследования. Доказательства не могут строиться на одних цитатах.
Слайд 17Общие рекомендации
для работы с литературой
Работая с литературой по
теме, применяйте различные типы чтения, предполагающие разную степень глубины проникновения
в материал:
А) просмотровое чтение – знакомство с общим содержанием книги;
Б) ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответа на определенные вопросы в нескольких источниках информации, в сравнении и сопоставлении найденной информации, а также в выработке собственной точки зрения;
В) изучающее чтение – активный вид подробного, внимательного обдуманного чтения. Его цель – получение необходимой информации, понимание логики доказательств, поиск ответов на поставленные вопросы. Этот вид чтения формирует умение критически воспринимать информацию.
Слайд 18После изучения литературы и создания банка данных по теме необходимо
провести систематизацию накопленного материала. Для этого учащимся можно порекомендовать скомпоновать
карточки (выписки и т.п.) по главам, учитывая логическую последовательность и те вопросы, которые будут рассмотрены в главах. Рекомендуется составить развернутый план исследования по каждой главе (вопросы, методы исследования).
Систематизация материала
Слайд 19На этом этапе происходит и накопление практического материала: проведение интервью,
бесед, наблюдение, сравнение и т.д. Впоследствии весь практический материал также
группируется по главам, проводится подбор методов его обработки. Исследователь создаёт словарь терминов, которые необходимы для описания хода и результатов исследования.
Накопление практического материала
Слайд 20Вслед за проведением собственно исследования необходимо «отрефлексировать» полученные результаты: проанализировать,
насколько они позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу, уточнить их соответствие поставленным
целям. После проведения рефлексивной части можно приступить к планированию следующего этапа работы – оформлению результатов исследования.
Рефлексия полученных результатов
Слайд 21Этап 3. Оформление
результатов исследования
Оформление результатов исследования – один
из самых трудоемких и ответственных этапов работы, который требует внимания
и времени. Оформление результатов начинается с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии со структурой работы (что проводится уже на этапе проведения исследования).
Слайд 22После того, как главы сформированы (написаны), следует их внимательно прочитать
и отредактировать как с точки зрения орфографии, так и по
содержанию (сверить цифры, даты, сноски, цитаты и т.д.). По прочтению каждой главы и осуществлению правки следует приступить к написанию выводов к каждой главе. Вывод по главе обычно содержит краткое изложение сущности вопроса, рассматриваемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.
Этап 3. Оформление
результатов исследования
Слайд 23Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают
к написанию введения к работе. Затем следует составление списка литературы.
Этап 3. Оформление
результатов исследования
Слайд 24Общие требования к исследовательской работе
Слайд 25Параметры страниц исследовательской работы
Любая исследовательская работа или проект школьника оформляется
на листах формата А4 с одной стороны.
Выставляются поля:
левое поле -
20 мм
правое - 10 мм
верхнее - 15 мм
нижнее - 15 мм
Текст исследовательской работы (проекта) набирают шрифтом Times New Roman.
Размер шрифта 14.
Междустрочный интервал – 1,5 (полуторный).
Выравнивание текста на странице - по ширине.
Обязательны абзацные отступы с величиной на усмотрение автора. Текст исследовательского проекта должен быть хорошо читаемым и правильно оформленным.
Слайд 26Оформление титульного листа исследовательской работы
Поля:
левое поле листа - 20 мм
правое
- 10 мм
верхнее и нижнее - по 15 мм
Междустрочный интервал
– 1,5 (полтора).
Титульный лист не нумеруется!
В верхнем поле титульного листа исследовательской работы пишется полное название учебного заведения (размер шрифта – 16 пт.).
Посередине листа пишется без кавычек «Исследовательская работа» (шрифт – 24 пт.)
На следующей строке – заглавными буквами указывается название исследовательской работы без слова "тема", без кавычек и без точки в конце (шрифт – 28 пт.).
Слайд 27Оформление титульного листа исследовательской работы
В правом нижнем углу
титульного листа указываются сведенья об авторе исследовательской работы (фамилия, имя,
класс), ниже - о руководителе исследовательской работы (пишут «Руководитель» и указывают его фамилию, инициалы и должность.
Если руководителей исследовательской работы несколько, указываются все через запятую.
В самом низу титульного листа по центру указывается место выполнения исследовательской работы, на следующей строчке – год выполнения работы без точки, кавычек, слова "год" или "г" (шрифт – 14 пт.).
Слайд 28Оформление титульного листа исследовательской работы
полное наименование учебного заведения
название исследовательской работы
фамилия
и имя учащегося, класс
фамилия, инициалы, должность руководителя проекта
город или поселок
год
выполнения работы