Слайд 1ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Лекция 1.
Понятие, цели, принципы менеджмента
Методы управления
Понятие эффективности управления
Слайд 2Есть только одно благо - ЗНАНИЕ
и только одно зло
– НЕВЕЖЕСТВО
Сократ
Слайд 3Молитва руководителя
«Научи меня, Господи, спокойно воспринимать события, ход которых я
не могу изменить,
дай мне, Господи, силу и энергию влиять
на процессы мне подвластные и научи меня, Господи, мудрости отличать первое от второго»
Слайд 4Английское слово:
To manage – руководить, управлять, усмирять, выезжать лошадь, справляться,
ухитряться, сделать, съедать…
MАNAGER – ХОЗЯИН.
Слайд 5УСПЕХ ДЕЛА (100%) зависит от КАЧЕСТВА и УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ (70%)
и ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСУРСАМИ (30%), которые также требуют умелого управления
Слайд 698%
Плохое управление
фирмой
100%:
100%
2%
45%
20%
некомпетентность
узкий
профессионализм
18%
9%
5%
недостаток управ-
ленческого опыта
3%
отсутствие опыта
в производстве
невыполнение взя-
тых
на себя обяза-
тельств и обман
прочие
Причины, не зави-
сящие от фирмы
Причины банкротств
мелких фирм в США /из: Бизнес-план, Метод. материалы. Под ред.
Р.Г.Мапиловского.//М: Финансы и статистика. – 1996 г. – с. 27/
Слайд 7КОМАНДА
Субъект
управления
Объект
управления
Обратная связь
Слайд 8СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кто управляет?
ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ («top» - верхний) – высшее руководство и
его замы.
МИДДЛ-МЕНЕДЖЕРЫ – руководство структур-ными подразделениями
СУПЕРВАЙЗЕРЫ – руководители непосредст-венных исполнителей
работ или операций, чаще временных.
(Высшее, Среднее, Младшее,
Вспомогательный персонал)
Субъектом может быть юридическое лицо.
Слайд 9ОБЪЕКТОМ МЕНЕДЖМЕНТА
могут быть:
*функциональные области (финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.д.);
*уровни
иерархии (управление бригадой, учреждением и т.д.);
* виды: менеджмент систем (см.
выше), проектов, операций
Слайд 10УПРАВЛЕНИЕ – обеспечение функционирования системы, физиоло-гия управления.
ОРГАНИЗАЦИЯ – система для
достижения цели, анатомия управле-ния.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Органы и кадры
управления
Методы
управления
Культура
управления
Техника
управления
Административные
Общественные
Экономические
Математические
Социально-психологические
-Квалификация кадров
Стили управления
Культура рабочего места
Культура общения
НОУТ
Функции управления Главного врача = К (кадры) + К (кредиты, финансы)
+ К (контроль)+ К (координация) = «Четыре К»
Слайд 11УПРАВЛЕНИЕ
(МЕНЕДЖМЕНТ)
осознанная целенаправлен-ная деятельность человека, с помощью которой он упоря-дочивает
и подчиняет своим интересам элементы внешней среды.
Мескон Х.Т. Альберт М.
Слайд 13СОДЕРЖАНИЕ
МЕНЕДЖМЕНТА
Вид деятельности
Наука
Искусство
Команда (совокупность людей, занятых
управлением)
Слайд 14РАЗУМ
ДОЛЖЕН
ОТЫСКАТЬ
НАУКУ
УПРАВЛЕНИЯ
Цицерон, 430 лет до н.э.
Слайд 15УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ
ШКОЛЫ
Научного управления Тейлора
В основе лежит улучшение организации труда,
стандартизация, механизация
труда, переход на
стимулирующую оплату труда.
2. Классическая (административная) Анри Файоля
создание универсальных принципов управления,
структуризация, практический подход, рациональная
система управления
3. «Человеческих отношений» или социопсихоло-
гический подход к управлению, человекоцентристский
подход.
Слайд 16ВСЁ
ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ
СОСТОИТ В ИСКУССТВЕ
БЫТЬ ЧЕСТНЫМ
Т. Гоббс
Слайд 17ЦЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА
гармоничное развитие управляемого объекта
▪ согласованно
+ качественно
+ эффективно
+ с учётом
▪
▪ интересов управляемого объекта
▪ ▪ влияния внешней среды
= гармония
Слайд 18ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
(общие закономерности и устойчивые требования)
1. Целевой направленности
2. Иерархической упорядоченности
3.
Научной обоснованности и оптимальности
4. Права на интерес (учёт интересов объекта
управления)
5. Инновационности
6. Рационального соотношения единоначалия и коллеги-альности
7. Приоритетности самореализации
Слайд 19ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1. По признаку объекта управления:
1.1. Генеральный, общий.
1.2. Специальный, функциональный
(персонала, сбыта, маркетинга, инвестиций и т.д.).
2. По признаку содержания:
2.1. Нормативный
(философия, политика, принципы функционирования организаций).
2.2. Стратегический (выбор стратегии).
2.3. Оперативный (тактический, практическая реализация)
Слайд 20СХЕМА ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ
СТРУКТУРЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент
Мегафункция
Стратегия
Инновация
Информация
Подсистемы менеджмента
Слайд 21УПРАВЛЯТЬ:
Заставить
Заинтересовать
Убедить
людей достичь определённой цели
Слайд 22УПРАВЛЕНИЕ – это творческий процесс, требующий от руководителя не только
и не сколько властного характера и харизмы, но и знания
общих основ теории менеджмента, медицинской этики и деонтологии, умения анализировать конкретные ситуации, сложившиеся в сфере здравоохранения, а также способность делать правильные выводы
(Калягин А.Н., проф. Иркутского медуниверситета)
Слайд 23УПРАВЛЯТЬ.
Ответить на вопросы:
Зачем? Почему? С какой целью?
Как?
Для кого?
Когда?
Где?
Что это нам даст? (предполагаемый, ожидае-мый
нами результат).
Кто организует, проводит?
Как будет контролироваться ход и проведение действия?
Что для этого нужно? (финансовые, информа-ционные, материальные, кадровые ресурсы).
Слайд 24ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛЮДЕЙ
ИЕРАРХИЯ – власть, подчинение, давле-ние сверху, контроль за
распределением средств.
РЫНОК – равноправные отношения друг с другом, основанные на
купле-продаже.
КУЛЬТУРА – признание обществом или группой лиц ценностей, норм, установок, ритуалов, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Слайд 25МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ:
Командно-административный = Принуждение
Экономический = Побуждение
Социально-психологический (новый) = Убеждение
НЕОБХОДИМ КОМПЛЕКС:
1
2
3
+
+
Слайд 27ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ
(Схема)
1. Достижение цели через экономические интересы.
2. Система социальных
заказов.
3. Увязка оплаты труда с конечными результатами деятельности, объёмами, качеством
труда.
4. Экономическая ответственность.
5. Правовая ответственность.
6. Применение глубокого анализа, математико-экономических методов планирования и управления.
7. Развитие инициативы.
Слайд 28САМОЛЮБИЕ
НЕ ТАК ЗАСЛУЖИВАЕТ
ОСУЖДЕНИЯ,
КАК НЕДОСТАТОК
САМОУВАЖЕНИЯ
Шарль Монтескье
Слайд 30ПРИНЦИПЫ МАК-ГРЕГОРИ:
(человеко-центристская модель управления)
доверяй каждому;
дай ему максимум информации;
предполагай, что людьми движет добрая воля, а не эгоизм;
восхищайся
людьми;
предполагай, что каждый предпочитает быть активным инициатором, а не пассивным ассистентом; строить, а не разрушать;
каждый получает удовлетворение от групповой работы, от чувства принадлежности к хорошему коллективу;
- каждый получает от любви больше, чем от ненависти.
Слайд 31БЕЗ ЛЮБВИ
- Обязательность без любви делает человека раздражительным.
Ответственность без
любви делает человека бесцеремонным.
Справедливость без любви делает человека жестоким.
Правда без любви делает человека инквизитором.
Воспитание без любви делает человека двуликим.
Ум без любви делает человека хитрым.
Приветливость без любви делает человека лицемерным.
Компетентность без любви делает человека неуступчивым.
Власть без любви делает человека тираном.
Честь без любви делает человека высокомерным.
Богатство без любви делает человека жадным.
Вера без любви делает человека фанатиком.
Слайд 32У нас Главный врач – жуткий грубиян!
Вы бы слышали, как
он в конце утренней летучки отправляет гинеколога, уролога и проктолога
по рабочим местам…
«КП», анекдот
Слайд 33ТЕОРИЯ Z
(концепция управления Уильяма Оуги)
- Забота о человеке, качестве его
жизни вне производства;
Групповая форма принятия решений, обмен информацией;
Система
пожизненного найма, ротация кадров каждые 2 года;
Коллективная ответственность.
Слайд 34ЦЕЛЬ (достижение цели)
В
Ы
С
О
К
О
Е
Н
И
З
К
О
Е
Расточительное
Сберегающее
Цель достигнута,
Ресурсы перерасходованы
Эффективная
управленческая
деятельность
Цель НЕ достигнута,
Ресурсы перерасходованы
Ресурсы сохранены,
Цель НЕ достигнута
Использование ресурсов
Эффективность управленческой деятельности