Слайд 1Основы местного самоуправления
1.Конституционно-правовая основа МСУ.
2. Территориальная основа МСУ.
3. Организационная основа
МСУ.
4. Финансово-экономическая основа МСУ.
Слайд 3Формирование и развитие правовой основы местного самоуправления осуществляется на основе
следующих общих принципов:
1)признание общепризнанных принципов и норм международного права, международных
договоров Российской Федерации в качестве составной части правовой основы местного самоуправления;
2) верховенство Конституции РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Слайд 43) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного
самоуправления в сфере правового регулирования местного самоуправления;
4) обязательность муниципальных правовых актов для исполнения на территории муниципального образования;
Слайд 5Формирование и развитие правовой основы местного самоуправления осуществляется на основе
следующих общих принципов:
5)высшая юридическая сила в системе муниципальных правовых актов
и прямое действие на территории муниципального образования устава муниципального образования и оформленных в виде правовых актов решений, принятых на местном референдуме (сходе граждан);
6) вступление в силу муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, после их официального опубликования;
Слайд 67) особый порядок принятия устава муниципального образования, внесения в него
изменений, дополнений и государственная регистрация в органах юстиции;
Слайд 78) соответствие муниципальных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам и
иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам),
иным нормативным правовым актам субъектов Федерации;
9) отмена или приостановление действия муниципальных правовых актов органами и должностными лицами, их принявшими (издавшими), судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, — уполномоченным органом государственной власти;
Слайд 810) обжалование органами местного самоуправления в суд федерального закона или
иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного
нормативного правового акта субъекта Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления,
11) участие населения в формировании правовой основы местного самоуправления;
12) обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления;
Слайд 913) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями только федеральными
законами и законами субъектов Федерации; государственный контроль за осуществлением органами
местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
14) наступление ответственности в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ за неисполнение муниципальных правовых актов.
Слайд 10Территориальные основы мсу
представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих
территориальную организацию местного самоуправления: формирование, состав и границы территории муниципального
образования, порядок их установления и изменения.
Слайд 11В решении вопросов территориальной организации местного самоуправления должны учитываться следующие
принципы:
осуществление местного самоуправления на всей территории России;
население не зависимо от
его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления;
учет исторических, социально-этнических и иных местных традиций
Слайд 12обеспечение экономических и организационных условий;
целостность территории муниципального образования и возможность
их объединения при наличии общей границы;
учет мнения населения, проживающего на
данной территории;
Слайд 13Муниципальное образование
это территориальная единица, на которой осуществляется местное самоуправление, имеется
муниципальная собственность, местный бюджет и сформированные населением муниципального образования органы
местного самоуправления.
Слайд 14Обязательными признаками являются:
а) наличие собственной территории;
б) наличие собственной компетенции;
в) наличие собственной
экономической основы, (находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов,
имущественные права муниципальных образований);
Слайд 15г) наличие собственных выборных и иных органов местного самоуправления (обязательно
включает представительный орган местного самоуправления, главу муниципального образования, местную администрацию);
д)
наличие устава муниципального образования, иных муниципальных правовых актов;
е) право устанавливать в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности.
Слайд 16Виды муниципальных образований (Первый тип)
Сельское поселение -
это один или несколько объединенных
общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов,
кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых осуществляется мсу.
Городское поселение -
это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Слайд 17Виды муниципальных образований (Второй тип)
Муниципальный район - это несколько поселений или поселений
и межселенных территорий (территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей
территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера.
Слайд 18Виды муниципальных образований (Третий тип)
Городской округ
это городское поселение, которое не
входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого
осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия.
Слайд 20Организационная основа мсу
Представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов
местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также
регулирующих организацию муниципальной службы.
Слайд 21В развитии организационных основ местного самоуправления в Российской Федерации можно
выделить четыре периода.
Первый период — с 1990-1991 гг.
по осень
1993 г., до начала процесса реформирования местного самоуправления (т. е. до начала поэтапной конституционной реформы, основу которой составили указы Президента РФ, принятые в сентябре — декабре 1993 г.).
Слайд 22Второй этап развития организационных основ местного самоуправления продолжался с осени
1993 г. до принятия и вступления в силу Федерального закона
1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Слайд 23Третий этап развития организационных основ местного самоуправления (1995—2003 гг.). Он
начался со вступления в силу Федерального закона от 28 августа
1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и продолжался до начала реформирования местного самоуправления, осуществляемого на основе нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Слайд 24Четвертый период развития организационных основ местного самоуправления. Начало ему положило
принятие нового Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
Слайд 25Данный закон устанавливает следующие общие организационные принципы, определяющие развитие организационных
основ местного самоуправления на современном этапе:
органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти;
• органы местного самоуправления избираются непосредственно населением и (или) образуются представительным органом муниципального образования;
Слайд 26• структура органов местного самоуправления определяется и утверждается представительным органом муниципальными
образованиями самостоятельно с учетом требований Закона об обязательном наличии в
ней представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), за исключением случаев, предусмотренных Законом;
Слайд 27порядок формирования, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления определяются
уставом муниципального образования;
• изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования
и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений;
Слайд 28• осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов Федерации в отношении муниципальных образований и
органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных соответственно только Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации;
Слайд 29• представительный орган избирается на муниципальных выборах; представительный орган муниципального района
может формироваться иным способом, установленным Законом;
• глава муниципального образования не может
быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных Законом;
Слайд 30• руководство местной администрацией осуществляется ее главой на принципах единоначалия;
• конкурсный порядок
замещения должности главы местной администрации, назначаемого на эту должность по
контракту;
Слайд 31выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на
постоянной основе в соответствии с Законом и уставом муниципального образования;
на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования;
Слайд 32• органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом и уставом
муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми
для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом;
• финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований и др.
Слайд 33В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом
на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:
Слайд 341) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
2) порядок избрания
и полномочия главы муниципального образования.
Слайд 35В уставах муниципальных образований определяются также такие организационные вопросы, как:
Слайд 36• порядок формирования, наименование, подотчетность и подконтрольность органов местного самоуправления, должностных
лиц местного самоуправления;
• срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов
иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
Слайд 37регламентация муниципальной службы;
• виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и
вступления в силу муниципальных правовых актов;
• формы, порядок и гарантии участия
населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления, и др.
Слайд 38Финансово-экономическая основа местного самоуправления в РФ
Слайд 39Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
Представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих
и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной
собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципальных образовании.
Слайд 40Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют
муниципальная собственность,
имущество, находящееся в государственной
собственности и переданное в управление органам местного самоуправления,
местный бюджет
и иные местные финансовые
прочие ресурсы, формируемые и используемые в интересах населения муниципальных образований.
Слайд 41Экономическую основу местного самоуправления составляет
находящееся в муниципальной собственности имущество,
средства
местных бюджетов,
имущественные права муниципальных образований.(ст.49 закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ"
Слайд 42Европейская Хартия о местном самоуправлении закрепляет в ст. 9 следующие
общие принципы организации финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления:
органы местного
самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;
финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им Конституцией или законом полномочиям;
по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна формироваться из местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;
Слайд 43финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны
быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно,
за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов;
защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов - неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции .
Слайд 44Муниципальная собственность
Муниципальной собственность - это имущество, принадлежащее на праве собственности
городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
средства местного
бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; муниципальные учреждения
образования, здравоохранения,
культуры и спорта
Муниципальная собственность
имущество органов
местного самоуправления
муниципальные земли и другие природные ресурсы,
находящиеся в муниципальной собственности
муниципальные
предприятия и
организации
муниципальные банки и
другие финансово-
кредитные организации
муниципальные жилищный фонд и
нежилые помещения
Слайд 45Взаимоотношения ОМСУ с государственными и негосударственными организациями по вопросам управления
муниципальной собственностью
Законная основа взаимодействия
С государственными органами
По принципу
«Разрешено все то,
что
прописано в законе»
С частными предприятиями
По принципу
«разрешено все то,
что не запрещено»
По отраслевому признаку:
Административные
Финансово-бюджетные
Гражданско-правовые
По степени обязательности:
Рекомендательные
директивные
Муниципальный заказ
Получение доходов от их
деятельности в
местный бюджет
Слайд 46Местный бюджет
совокупность организационных бюджетных отношений, посредством которых часть финансовых ресурсов
страны направляется в распоряжение местных органов власти (муниципальных образований) для
решения вопросов местного значения, а также осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.
Слайд 47
Формирование бюджета муниципальных образований должно соответствовать требованиям:
Самостоятельности
Достоверности
Сбалансированности
Гласности
Единства
Слайд 48Вышеприведенные требования обеспечиваются:
наличием собственных источников доходов (местные налоги, сборы и
штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в
соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе;
финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий;
поступления от приватизации имущества и сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей; часть прибыли муниципальных. предприятий, учреждений и организаций; дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления);
Слайд 49правом определять направления использования и расходования бюджетных средств;
правом разрабатывать,
рассматривать, утверждать и исполнять бюджет;
правом использовать по своему усмотрению
доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения, и запретом на изъятие органами государственной власти свободных остатков средств местных бюджетов;
правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
ответственностью органов местного самоуправления за исполнение местного бюджета.
Слайд 50Зависимость местного самоуправления от материального фактора
Государство
ОМСУ
Государство может программировать достаточный
И
желаемый для него режим проявления МСУ,
выражающийся в саморегуляции общественных
отношений.
Государство обеспечивает и контролирует
лишь нижний порог этого проявления
Слайд 51Домашнее задание
Темы докладов и рефератов
1. МСУ в закрытых административно-территориальных образованиях.
2.
Особенности организации МСУ в городах федерального значения.
3. Особенности организации МСУ
в особо малых муниципальных образованиях.
4. Особенности организации МСУ в наукоградах.
5. Способы формирования муниципальной собственности