Разделы презентаций


Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности Высшая нервная

Содержание

План лекции:История физиологии ВНДВысшая нервная деятельностьУсловные и безусловные рефлексыВнутреннее и внешнее торможениеЭтапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка Принцип доминанты

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности Высшая нервная деятельность. Этапы формирования

ВНД у детей.
К.м.н., доцент
Королева В.В.

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности Высшая нервная деятельность.  Этапы формирования ВНД у детей.  К.м.н.,

Слайд 2План лекции:
История физиологии ВНД
Высшая нервная деятельность
Условные и безусловные рефлексы
Внутреннее и

внешнее торможение
Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка
Принцип доминанты

План лекции:История физиологии ВНДВысшая нервная деятельностьУсловные и безусловные рефлексыВнутреннее и внешнее торможениеЭтапы формирования высшей нервной деятельности у

Слайд 3История физиологии ВНД
История философских взглядов на соотношение идеального и материального,

психического и физиологического
Психология – наука субъективного отражения внешнего мира
Физиология –

объективная наука
История физиологии ВНДИстория философских взглядов на соотношение идеального и материального, психического и физиологическогоПсихология – наука субъективного отражения

Слайд 10Предмет, задачи и методы физиологии ВНД
Физиология ВНД – это наука

о физиологических механизмах поведения и психики

Предмет, задачи и методы физиологии ВНДФизиология ВНД – это наука о физиологических механизмах поведения и психики

Слайд 14Методы изучения физиологии ВНД

Методы изучения физиологии ВНД

Слайд 15Условные и безусловные рефлексы:
Рефлекс – ответная реакция организма на какой-либо

раздражитель, осуществляемая при участии ЦНС

Условные и безусловные рефлексы:Рефлекс – ответная реакция организма на какой-либо раздражитель, осуществляемая при участии ЦНС

Слайд 16Безусловные рефлексы (инстинкты)

Безусловные рефлексы (инстинкты)

Слайд 19Особенности безусловных рефлексов:
Наследственно закреплены
Не требуют обучения
Одинаковы у всех
Соответствуют физиологии

организма
Приспособлены к условиям жизни (цикличность)

Особенности безусловных рефлексов:Наследственно закрепленыНе требуют обученияОдинаковы у всех Соответствуют физиологии организмаПриспособлены к условиям жизни (цикличность)

Слайд 20Свойства безусловных рефлексов:
БР сложны и разнообразны
Автоматизм
Консервативность
Адекватность условиям

Свойства безусловных рефлексов:БР сложны и разнообразныАвтоматизм Консервативность Адекватность условиям

Слайд 21Условные рефлексы образуются на основе безусловных путем НАУЧЕНИЯ:
Приобретенные
Индивидуальный опыт
Совместное

действие условного (любой сигнал) и безусловного раздражителей

Условные рефлексы образуются на основе безусловных путем НАУЧЕНИЯ:Приобретенные Индивидуальный опытСовместное действие условного (любой сигнал) и безусловного раздражителей

Слайд 22Формы научения:
Пассивное (реактивное)
Оперантное (operatio – действие)
С помощью наблюдения
Инсайт (insite –

озарение)

Формы научения:Пассивное (реактивное)Оперантное (operatio – действие)С помощью наблюденияИнсайт (insite – озарение)

Слайд 23Пассивное научение:
Привыкание
Сенсибилизация
Импритинг

Пассивное научение:ПривыканиеСенсибилизацияИмпритинг

Слайд 24Оперантное научение:
Инструментальный УР
Метод проб и ошибок (бихевиоризм – поведение)
Самораздражение структур

мозга (для получения положительных эмоций)
Когнитивное (с помощью мышления)

Оперантное научение:Инструментальный УРМетод проб и ошибок (бихевиоризм – поведение)Самораздражение структур мозга (для получения положительных эмоций)Когнитивное (с помощью

Слайд 25Наблюдение
Простое подражание
Викарное научение

НаблюдениеПростое подражание Викарное научение

Слайд 26Инсайт (озарение)
Внезапное нестандартное правильное решение задачи
Сочетание интуиции с методом проб

и ошибок, когнитивного научения

Инсайт (озарение)Внезапное нестандартное правильное решение задачиСочетание интуиции с методом проб и ошибок, когнитивного научения

Слайд 27Механизм образования УР
1 этап – возбуждение иррадиирует в коре ГМ
2

этап – синаптическое облегчение (проторение пути)
3 этап – 2 доминантных

очага возбуждения (концентрация в коре ГМ)
Механизм образования УР1 этап – возбуждение иррадиирует в коре ГМ2 этап – синаптическое облегчение (проторение пути)3 этап

Слайд 28Примеры УР:
Дрессировка
Воспитание
Привычки
Стереотипы

Примеры УР:ДрессировкаВоспитаниеПривычки Стереотипы

Слайд 29Метод условных рефлексов:
Все процессы в коре ГМ возникают при раздражении

рецепторов
Подбор условного раздражителя (УР)
Регуляция силы и длительности УР
Использование безусловного подкрепления
Декортикация

– удаление коры БП
Метод условных рефлексов:Все процессы в коре ГМ возникают при раздражении рецепторовПодбор условного раздражителя (УР)Регуляция силы и длительности

Слайд 30Методы функциональных исследований ВНД
Электроэнцефалография – ЭЭГ
Метод вызванных потенциалов – ВП
Методы

молекулярной биологии и нейрохимии
Микроэлектродные методы
Стереотаксис

Методы функциональных исследований ВНДЭлектроэнцефалография – ЭЭГМетод вызванных потенциалов – ВПМетоды молекулярной биологии и нейрохимииМикроэлектродные методыСтереотаксис

Слайд 31Классификация УР

Классификация УР

Слайд 32Биологическое значение УР
Условные рефлексы – это рефлексы на будущие события
Предупредительная,

сигнальная роль
Приспособительное значение

Биологическое значение УРУсловные рефлексы – это рефлексы на будущие событияПредупредительная, сигнальная рольПриспособительное значение

Слайд 33Торможение рефлексов

Торможение рефлексов

Слайд 34Внешнее торможение
- ослабление или прекращение действующего в данный момент УР-са

при даче постороннего раздражителя

Внешнее торможение- ослабление или прекращение действующего в данный момент УР-са при даче постороннего раздражителя

Слайд 35Внутреннее торможение
локализовано в пределах нервного центра (внутри)
отрицательный условный рефлекс
Команда:

СИДЕТЬ!

Внутреннее торможение локализовано в пределах нервного центра (внутри)отрицательный условный рефлексКоманда: СИДЕТЬ!

Слайд 36Этапы формирования УР у детей соответствуют формированию структур коры ГМ:
Неонатальный

период:
Пищевые УР
8-15 день – рефлекс положения (вестибулярный)
Конец 1 мес. –

рефлекс на запахи и звуки

Этапы формирования УР у детей соответствуют формированию структур коры ГМ:Неонатальный период:Пищевые УР8-15 день – рефлекс положения (вестибулярный)Конец

Слайд 37Этапы формирования УР у детей соответствуют формированию структур коры ГМ:

Грудной период 1мес - 1 год:
Начало 2 мес. – рефлексы

на
свет, вкус
Первая половина 2 мес.– включение всех анализаторов (первичные поля)
3 – 4 мес. – тонкие дифференцировки (вторичные поля); дифференцировочное торможение
5 мес. – условный тормоз
6 мес. – запаздывающее торможение
Конец 1 года – все виды торможения





Этапы формирования УР у детей соответствуют формированию структур коры ГМ: Грудной период 1мес - 1 год:Начало 2

Слайд 38Этапы формирования УР у детей соответствуют формированию структур коры ГМ:
Младший

возраст от 1 до 3 лет: формирование динамических стереотипов.
2 года

– рефлексы соотношения величины, тяжести, удаленности и окраски предметов.
3 года – режимный стереотип – сон, бодрствование, питание, прогулки.
Большая прочность условных связей (на всю жизнь).


Этапы формирования УР у детей соответствуют формированию структур коры ГМ:Младший возраст от 1 до 3 лет: формирование

Слайд 39Этапы формирования УР у детей соответствуют формированию структур коры ГМ:
Дошкольный

возраст 4 – 7 лет:
Увеличение числа динамических стереотипов

Этапы формирования УР у детей соответствуют формированию структур коры ГМ:Дошкольный возраст 4 – 7 лет:Увеличение числа динамических

Слайд 40Динамический стереотип
- устойчивое закрепление определенной последовательности реакций
Комплекс динамических стереотипов -

физиологическая основа устойчивых особенностей поведения личности

Динамический стереотип- устойчивое закрепление определенной последовательности реакцийКомплекс динамических стереотипов - физиологическая основа устойчивых особенностей поведения личности

Слайд 41Периоды формирования ВНД

Периоды формирования ВНД

Слайд 47Доминанта
— устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения,

приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как

в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения
Доминанта— устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в

Слайд 48А.А.Ухтомский (1904 г.)
У собаки в период подготовки к дефекации, электрическое

раздражение коры головного мозга не даёт обычных реакций в конечностях,

а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нём разрешающего акта

Но как только дефекация завершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей
А.А.Ухтомский (1904 г.)У собаки в период подготовки к дефекации, электрическое раздражение коры головного мозга не даёт обычных

Слайд 49А.А. Ухтомский
Доминанта способна трансфор-мироваться в любое “индивидуальное психическое содержание”
Доминанта -

общее свойство всей ЦНС

А.А. УхтомскийДоминанта способна трансфор-мироваться в любое “индивидуальное психическое содержание”Доминанта - общее свойство всей ЦНС

Слайд 50А.А. Ухтомский
Разница между «высшими» и «низшими» доминантами
«Низшие» доминанты носят физиологический

характер

А.А. УхтомскийРазница между «высшими» и «низшими» доминантами«Низшие» доминанты носят физиологический характер

Слайд 51А.А. Ухтомский
Разница между «высшими» и «низшими» доминантами:
«Высшие» — возникающие в

коре головного мозга — составляют физиологическую основу «акта внимания и

предметного мышления»

Gestalt — целостная форма или структура

Я употребляю этот термин в смысле Авенариуса: «В конкуренции зависимых жизненных рядов один из них приходится рассматривать как доминанту для данного момента, в направлении которой определяется тогда общее поведение индивидуума»
А.А. УхтомскийРазница между «высшими» и «низшими» доминантами:«Высшие» — возникающие в коре головного мозга — составляют физиологическую основу

Слайд 52А.А. Ухтомский
Разница между «высшими» и «низшими» доминантами
Доминанта служит тем самым

фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (гештальт)
Gestalt — целостная форма

или структура
А.А. УхтомскийРазница между «высшими» и «низшими» доминантамиДоминанта служит тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку

Слайд 53А.А.Ухтомский «Доминанта и интегральный образ», 1924:
Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы

овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определённое русло

поведение и саму интимную жизнь людей, надо
овладеть физиологическими доминантами в себе самих и окружающих
А.А.Ухтомский «Доминанта и интегральный образ», 1924:Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы овладеть самим собою и другими, чтобы направить

Слайд 54Свойства доминантного центра:
Повышенная возбудимость
Способность к суммации
Возбуждение характеризуется высокой

стойкостью
Возбуждение характеризуется высокой инертностью
Способность растормаживаться

Свойства доминантного центра:Повышенная возбудимость Способность к суммации Возбуждение характеризуется высокой стойкостью Возбуждение характеризуется высокой инертностьюСпособность растормаживаться

Слайд 55Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»
При

этом слова “поощрение” и “наказание” понимаются в более широком смысле,

чем просто “удовлетворение голода” или “болевое воздействие”
Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»При этом слова “поощрение” и “наказание” понимаются в

Слайд 56Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»
Именно

в таком смысле указанные факторы широко применяются в
процессе обучения

и воспитания ребенка, и каждый педагог и родитель хорошо знаком с их
эффективным действием
Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»Именно в таком смысле указанные факторы широко применяются

Слайд 57Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»
До

3 лет для выработки полезных рефлексов у ребенка ведущее значение

имеет еще “пищевое подкрепление”
Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»До 3 лет для выработки полезных рефлексов у

Слайд 58Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»
После

3-х лет ведущее значение в качестве подкрепления при выработке полезных

условных рефлексов приобретает “словесное поощрение”
Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»После 3-х лет ведущее значение в качестве подкрепления

Слайд 59Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»
Эксперименты

показывают, что у детей старше 5 лет с помощью похвалы

можно выработать любой полезный рефлекс в 100 % случаев
Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»Эксперименты показывают, что у детей старше 5 лет

Слайд 60Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»
Таким

образом,
учебно-воспитательная работа, по своей сути, всегда связана с выработкой

у детей и подростков, различных
условно-рефлекторных реакций или их сложных взаимосвязанных систем
Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»Таким образом, учебно-воспитательная работа, по своей сути, всегда

Слайд 61Вопрос о том, что определяет развитие психики
другими словами, вопрос

о движущих силах психического развития, является одним из самых важных

и сложных в психологии
Вопрос о том, что определяет развитие психики другими словами, вопрос о движущих силах психического развития, является одним

Слайд 62Две группы факторов:
Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое

развитие:
биологические и
социальные

Две группы факторов:Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные

Слайд 63Спасибо за внимание!!!
Л.С.Выготский:
В развитии поведения ребенка надо различать две

линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления

(социализацию)
Спасибо за внимание!!!Л.С.Выготский: В развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика