Слайд 1Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности
Высшая нервная деятельность.
Этапы формирования
ВНД у детей.
К.м.н., доцент
Королева В.В.
Слайд 2План лекции:
История физиологии ВНД
Высшая нервная деятельность
Условные и безусловные рефлексы
Внутреннее и
внешнее торможение
Этапы формирования высшей нервной деятельности у ребенка
Принцип доминанты
Слайд 3История физиологии ВНД
История философских взглядов на соотношение идеального и материального,
психического и физиологического
Психология – наука субъективного отражения внешнего мира
Физиология –
объективная наука
Слайд 10Предмет, задачи и методы физиологии ВНД
Физиология ВНД – это наука
о физиологических механизмах поведения и психики
Слайд 15Условные и безусловные рефлексы:
Рефлекс – ответная реакция организма на какой-либо
раздражитель, осуществляемая при участии ЦНС
Слайд 16Безусловные рефлексы (инстинкты)
Слайд 19Особенности безусловных рефлексов:
Наследственно закреплены
Не требуют обучения
Одинаковы у всех
Соответствуют физиологии
организма
Приспособлены к условиям жизни (цикличность)
Слайд 20Свойства безусловных рефлексов:
БР сложны и разнообразны
Автоматизм
Консервативность
Адекватность условиям
Слайд 21Условные рефлексы образуются на основе безусловных путем НАУЧЕНИЯ:
Приобретенные
Индивидуальный опыт
Совместное
действие условного (любой сигнал) и безусловного раздражителей
Слайд 22Формы научения:
Пассивное (реактивное)
Оперантное (operatio – действие)
С помощью наблюдения
Инсайт (insite –
озарение)
Слайд 23Пассивное научение:
Привыкание
Сенсибилизация
Импритинг
Слайд 24Оперантное научение:
Инструментальный УР
Метод проб и ошибок (бихевиоризм – поведение)
Самораздражение структур
мозга (для получения положительных эмоций)
Когнитивное (с помощью мышления)
Слайд 25Наблюдение
Простое подражание
Викарное научение
Слайд 26Инсайт (озарение)
Внезапное нестандартное правильное решение задачи
Сочетание интуиции с методом проб
и ошибок, когнитивного научения
Слайд 27Механизм образования УР
1 этап – возбуждение иррадиирует в коре ГМ
2
этап – синаптическое облегчение (проторение пути)
3 этап – 2 доминантных
очага возбуждения (концентрация в коре ГМ)
Слайд 28Примеры УР:
Дрессировка
Воспитание
Привычки
Стереотипы
Слайд 29Метод условных рефлексов:
Все процессы в коре ГМ возникают при раздражении
рецепторов
Подбор условного раздражителя (УР)
Регуляция силы и длительности УР
Использование безусловного подкрепления
Декортикация
– удаление коры БП
Слайд 30Методы функциональных исследований ВНД
Электроэнцефалография – ЭЭГ
Метод вызванных потенциалов – ВП
Методы
молекулярной биологии и нейрохимии
Микроэлектродные методы
Стереотаксис
Слайд 32Биологическое значение УР
Условные рефлексы – это рефлексы на будущие события
Предупредительная,
сигнальная роль
Приспособительное значение
Слайд 34Внешнее торможение
- ослабление или прекращение действующего в данный момент УР-са
при даче постороннего раздражителя
Слайд 35Внутреннее торможение
локализовано в пределах нервного центра (внутри)
отрицательный условный рефлекс
Команда:
СИДЕТЬ!
Слайд 36Этапы формирования УР у детей соответствуют формированию структур коры ГМ:
Неонатальный
период:
Пищевые УР
8-15 день – рефлекс положения (вестибулярный)
Конец 1 мес. –
рефлекс на запахи и звуки
Слайд 37Этапы формирования УР у детей соответствуют формированию структур коры ГМ:
Грудной период 1мес - 1 год:
Начало 2 мес. – рефлексы
на
свет, вкус
Первая половина 2 мес.– включение всех анализаторов (первичные поля)
3 – 4 мес. – тонкие дифференцировки (вторичные поля); дифференцировочное торможение
5 мес. – условный тормоз
6 мес. – запаздывающее торможение
Конец 1 года – все виды торможения
Слайд 38Этапы формирования УР у детей соответствуют формированию структур коры ГМ:
Младший
возраст от 1 до 3 лет: формирование динамических стереотипов.
2 года
– рефлексы соотношения величины, тяжести, удаленности и окраски предметов.
3 года – режимный стереотип – сон, бодрствование, питание, прогулки.
Большая прочность условных связей (на всю жизнь).
Слайд 39Этапы формирования УР у детей соответствуют формированию структур коры ГМ:
Дошкольный
возраст 4 – 7 лет:
Увеличение числа динамических стереотипов
Слайд 40Динамический стереотип
- устойчивое закрепление определенной последовательности реакций
Комплекс динамических стереотипов -
физиологическая основа устойчивых особенностей поведения личности
Слайд 47Доминанта
— устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения,
приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как
в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения
Слайд 48А.А.Ухтомский (1904 г.)
У собаки в период подготовки к дефекации, электрическое
раздражение коры головного мозга не даёт обычных реакций в конечностях,
а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нём разрешающего акта
Но как только дефекация завершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей
Слайд 49А.А. Ухтомский
Доминанта способна трансфор-мироваться в любое “индивидуальное психическое содержание”
Доминанта -
общее свойство всей ЦНС
Слайд 50А.А. Ухтомский
Разница между «высшими» и «низшими» доминантами
«Низшие» доминанты носят физиологический
характер
Слайд 51А.А. Ухтомский
Разница между «высшими» и «низшими» доминантами:
«Высшие» — возникающие в
коре головного мозга — составляют физиологическую основу «акта внимания и
предметного мышления»
Gestalt — целостная форма или структура
Я употребляю этот термин в смысле Авенариуса: «В конкуренции зависимых жизненных рядов один из них приходится рассматривать как доминанту для данного момента, в направлении которой определяется тогда общее поведение индивидуума»
Слайд 52А.А. Ухтомский
Разница между «высшими» и «низшими» доминантами
Доминанта служит тем самым
фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (гештальт)
Gestalt — целостная форма
или структура
Слайд 53А.А.Ухтомский «Доминанта и интегральный образ», 1924:
Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы
овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определённое русло
поведение и саму интимную жизнь людей, надо
овладеть физиологическими доминантами в себе самих и окружающих
Слайд 54Свойства доминантного центра:
Повышенная возбудимость
Способность к суммации
Возбуждение характеризуется высокой
стойкостью
Возбуждение характеризуется высокой инертностью
Способность растормаживаться
Слайд 55Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»
При
этом слова “поощрение” и “наказание” понимаются в более широком смысле,
чем просто “удовлетворение голода” или “болевое воздействие”
Слайд 56Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»
Именно
в таком смысле указанные факторы широко применяются в
процессе обучения
и воспитания ребенка, и каждый педагог и родитель хорошо знаком с их
эффективным действием
Слайд 57Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»
До
3 лет для выработки полезных рефлексов у ребенка ведущее значение
имеет еще “пищевое подкрепление”
Слайд 58Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»
После
3-х лет ведущее значение в качестве подкрепления при выработке полезных
условных рефлексов приобретает “словесное поощрение”
Слайд 59Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»
Эксперименты
показывают, что у детей старше 5 лет с помощью похвалы
можно выработать любой полезный рефлекс в 100 % случаев
Слайд 60Мощными факторами, способствующими формированию условно-рефлекторной деятельности, являются «поощрение и наказание»
Таким
образом,
учебно-воспитательная работа, по своей сути, всегда связана с выработкой
у детей и подростков, различных
условно-рефлекторных реакций или их сложных взаимосвязанных систем
Слайд 61Вопрос о том, что определяет развитие психики
другими словами, вопрос
о движущих силах психического развития, является одним из самых важных
и сложных в психологии
Слайд 62Две группы факторов:
Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое
развитие:
биологические и
социальные
Слайд 63Спасибо за внимание!!!
Л.С.Выготский:
В развитии поведения ребенка надо различать две
линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления
(социализацию)