Слайд 1ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
Слайд 2 Бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах
учета в соответствии с установленными требованиями, и составление на ее
основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Слайд 3Целью бухгалтерского учета в банке является формирование полезной информации для
внешних и внутренних заинтересованных пользователей
Объектами бухгалтерского учета являются:
Факты
хозяйственной деятельности;
Активы;
Обязательства кредитной организации;
Источники финансирования деятельности КО;
Доходы;
Расходы;
Иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Слайд 4 К основным задачам бухгалтерского учета относят:
формирование детальной, достоверной и содержательной
информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой
внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;
использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.
Слайд 6Структура бухгалтерской службы
Слайд 7Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету в коммерческом банке
бухгалтерский учет совершаемых
операций по счетам клиентов, имущества, требований, обязательств и хозяйственных операций
коммерческого банка ведется в валюте РФ – в рублях
учет имущества других юридических лиц, находящегося у коммерческого банка, осуществляется обособленно от имущества, принадлежащего ей на праве собственности
бухгалтерский учет ведется кредитной организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
бухгалтерский учет ведется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета
все совершаемые операции и результаты инвентаризации подлежат своевременному отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий
в бухгалтерском учете текущие внутрибанковские операции и операции по учету затрат капитального характера (капитальные вложения) учитываются раздельно
Слайд 8Принципы и качественные характеристики бухгалтерского учета
Непрерывность деятельности
Отражение доходов
и расходов по методу "начисления"
Постоянство правил бухгалтерского учета
Осторожность
Своевременность отражения операций
Принцип раздельного отражения активов и пассивов
Преемственность входящего баланса
Приоритет содержания над формой
Открытость
Оценка активов и обязательств
Составление сводного баланса и отчетности в целом по коммерческому банку
Слайд 9Нормативное регулирование бухгалтерского учета
ФЗ «О бухгалтерском учете»
ФЗ «О банках и
банковской
деятельности» и др.
Положение Б.Р. от 16.07.2012г №385-П и др
.
Положение
об учетной политике банка и др.
Слайд 10Аналитический и синтетический учет
Аналитический учет – это учет, который ведется
в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих
детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
Слайд 11Документами аналитического учета являются:
лицевые счета;
ведомость остатков по счетам первого,
второго порядка, лицевым счетам, балансовым и внебалансовым счетам
Слайд 13открытие лицевого счета коммерческой организации, находящейся в федеральной собственности, для
учета средств клиента в долларах США:
балансовый счет второго порядка 40502 (разряды 1 - 5)
код валюты (доллар США) - 840 (разряды 6 - 8)
защитный ключ - К (разряд 9)
номер филиала - 21 (разряды 10 - 13)
порядковый номер лицевого счета - 128 (разряды 14 - 20)
Слайд 14номер лицевого счета
40502 840
К 0021 0000128
Раз-ды:1 – 5 6
– 8 9 10 - 13 14 - 20
Слайд 15В реквизитах лицевых счетов отражаются
дата совершения операции,
номер документа,
вид (шифр) операции,
номер корреспондирующего счета,
суммы - отдельно по
дебету и кредиту,
остаток и другие реквизиты.
Слайд 16В Книге регистрации открытых счетов
должно быть отражено:
дата открытия счета;
дата
и номер договора об открытии счета;
наименование клиента;
наименование (цель) счета;
номер лицевого
счета;
порядок и периодичность выдачи выписок счета;
дата сообщения налоговым органам об открытии счета;
дата закрытия счета
примечание.
Слайд 17ВЕДОМОСТЬ ОСТАТКОВ
ПО СЧЕТАМ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
на ____ г.
Слайд 18Синтетический учет - это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о
видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам,
который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Слайд 19Документами синтетического учета являются:
ежедневная оборотная ведомость,
ежедневный баланс,
отчет
о прибылях и убытках,
ведомость и сводная ведомость оборотов по
отражению событий после отчетной даты
Слайд 20Ежедневная оборотная ведомость
составляется по балансовым и внебалансовым счетам,
по установленной форме. Внутри месяца обороты показываются за день. Кроме
этого, на 1-е число составляется оборотная ведомость за месяц, на квартальные и годовые даты - нарастающими оборотами с начала года
Слайд 21Ежедневный баланс кредитной организации (ее филиала)
В балансе отражаются все
совершенные за рабочий день операции
Баланс составляется по счетам второго порядка
Баланс должен отвечать определенным требованиям
Слайд 22Требования, предъявляемые к ежедневному балансу:
по каждому счету второго порядка суммы
показываются отдельно в колонках: по счетам в рублях; по счетам
в иностранной валюте, выраженной в рублевом эквиваленте, и в драгоценных металлах по их балансовой стоимости; итого по счету;
по каждому счету первого порядка, по группе этих счетов, по разделам, по всем счетам выводятся итоги;
по ряду активных (пассивных) счетов в балансе показываются суммы по контрсчетам, и выводится итог за минусом сумм по контрсчетам;
в одну строчку должны показываться остатки по дебету и кредиту.
Слайд 23Балансы, оборотные ведомости и отчеты о прибылях и убытках подписываются
после их рассмотрения:
руководителем кредитной организации либо его заместителем, уполномоченным
подписывать данные документы;
главным бухгалтером либо лицом, исполняющим обязанности главного бухгалтера в период его отсутствия. Ведомость остатков по счетам, подписываются после рассмотрения главным бухгалтером или по его поручению - заместителем главного бухгалтера.
Слайд 24Учетная политика кредитной организации
Под учетной политикой понимается принятая кредитной
организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета
Слайд 25 Формирование учетной политики основывается на допущениях:
имущественной обособленности кредитной организации,
непрерывности ее деятельности в обозримом будущем,
последовательности применения правил учета,
временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Слайд 26Составляющие учетной политики:
Организационная - определяет порядок построения бухгалтерской службы и
ее места в системе управлении банком,
Технологическая -устанавливает способы и
технологии работы с документацией и информацией,
Методическая - описывает способы оценки и методику учета движения имущества, обязательств кредитных организаций и их хозяйственных операций
Слайд 27В составе учетной политике обязательно утверждается:
рабочий план счетов бухгалтерского учета
в кредитной организации и в ее подразделениях, основанный на Плане
счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым в альбомах Федеральной службы государственной статистики не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
порядок расчетов со своими филиалами (структурными подразделениями);
порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в том числе нормативным актам Банка России;
порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации, включая филиалы (структурные подразделения);
порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;
порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета.
Слайд 28Внесение изменений в учетную политику
допускается в случаях:
изменения требований,
установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми
стандартами;
разработки или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объектах бухгалтерского учета,
существенных изменений условий деятельности кредитной организации.
В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности изменения в учетную политику должны вноситься с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.
Слайд 29 Документация в коммерческом банке
Каждый из документов, на основании которых
совершаются бухгалтерские записи в банке, должен содержать следующие реквизиты:
обозначение номеров
счетов по дебету и кредиту, по которым должна быть проведена эта запись;
дату бухгалтерской записи;
подпись бухгалтерского работника, оформившего документ, а по операциям, подлежащим дополнительному контролю, - также подпись контролирующего работника.
в необходимых случаях и другие реквизиты.
Слайд 30Если в первичных учетных документах, которыми оформлена подлежащая отражению в
учете операция, отсутствует корреспонденция счетов бухгалтерского учета, то бухгалтерская запись
оформляется мемориальным ордером.
Банковский ордер применяется, когда плательщиком или получателем денежных средств является сам банк, составивший ордер, при осуществлении операций по банковским счетам, счетам пр вкладам, открытым в этом банке.
Слайд 31Операции по счетам клиентов проводятся на основании принятых к исполнению
расчетных и кассовых документов клиентов.
Расчетные документы по операциям, связанным с
перечислением (зачислением) средств кредитной организацией клиентам, другим организациям, взысканием средств со счетов клиентов, составляются в соответствии с требованиями правил Банка России по осуществлению безналичных расчетов.
Слайд 32 Под регистрами понимаются документы, в которых систематизируется и накапливается информация,
содержащаяся в принятых к учету первичных документах, для отражения на
счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники.
Слайд 33 Операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности
и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения операций
в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их, а также осуществляющие дополнительный контроль.
Слайд 34 Организация документооборота
Под документооборотом понимается движение документов в кредитной организации
с момента их создания или получения до завершения исполнения или
отправки.
График документооборота должен устанавливать в кредитной организации и ее структурных подразделениях рациональный документооборот, предусматривающий оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждого первичного документа и минимальный срок нахождения документа в подразделении и у каждого исполнителя.
Слайд 35 При разработке правил документооборота должно обеспечиваться
1.Соблюдение сроков обработки
документов
2. Правильность оплаты документов со счетов клиентов и с
корреспондентских счетов банка
3. Своевременность обработки выписок с корреспондентских счетов и проведения операций по счетам плательщиков и получателей средств
4. Соблюдения порядка приема к исполнению документов клиентов
Слайд 36Хранение документов
Сформированные и сброшюрованные бухгалтерские документы на бумажном носителе за
каждый операционный день передаются на архивное хранение не реже одного
раза в месяц (не позднее десятого рабочего дня следующего месяца). До истечения указанного срока они хранятся в бухгалтерском подразделении в условиях, исключающих несанкционированный доступ к ним.
Слайд 37 Хранение бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности,
сформированных в электронном виде, осуществляется в порядке, установленном нормативным актом
Банка России о хранении в кредитной организации в электронном виде отдельных документов, связанных с оформлением бухгалтерских, расчетных и кассовых операций при организации работ по ведению бухгалтерского учета.
Слайд 38Выемка бухгалтерских документов
Изъятие бухгалтерских документов может производиться судом, органами
прокуратуры, предварительного следствия и дознания, в предусмотренных законом случаях, а
также иными органами, наделенными законодательством Российской Федерации соответствующими полномочиями.
Слайд 39При выемке документов присутствуют уполномоченные представители кредитной организации (главный бухгалтер
или другое должностное лицо).
На место изъятого документа уполномоченным представителем кредитной
организации помещаются копия изъятого документа (при наличии) и копия протокола выемки документа. Уполномоченный представитель кредитной организации на обложке папки с документами заверяет своей подписью надпись о выемке документов с указанием даты выемки документов и количества изъятых документов.
Слайд 40Организация внутрибанковского контроля
Внутрибанковский контроль осуществляется при открытии счетов, приеме документов
к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации,
совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете
Методы и технические средства, применяемые для осуществления контроля, определяет сама кредитная организация исходя из конкретных условий работы, характера операций и их объема
Слайд 41Основные задачи внутрибанковского контроля:
обеспечение сохранности средств и ценностей;
соблюдение клиентами
положений по оформлению документов;
своевременное исполнение распоряжений клиентов на перечисление (выдачу)
средств;
перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетных документах, принимаемых к исполнению
Слайд 42 Контроль может обеспечиваться программным путем, а также применением кодов, паролей
и иных средств. Применяемые аналоги собственноручной подписи должны обеспечивать однозначную
идентификацию подписи бухгалтерского работника, контролера, а также других должностных лиц, оформивших документ, проверивших его и санкционировавших совершение операции и отражение ее в бухгалтерском учете.
Слайд 43Обязательной и неотъемлемой частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль
Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне, в течение следующего
рабочего дня должны быть полностью проверены на основании первичных документов, записей в лицевых счетах, в других регистрах бухгалтерского учета
Слайд 44 Последующие проверки проводятся с таким расчетом, чтобы работа каждого бухгалтерского
работника проверялась в сроки, установленные руководителем, но не реже одного
раза в год
Результаты последующих проверок оформляются справками. Руководящие работники (руководитель или его заместители) кредитной организации обязаны в пятидневный срок после получения справки о недостатках, выявленных при последующий проверке, лично рассмотреть справку в присутствии сотрудников бухгалтерского аппарата и принять необходимые меры для устранения причин, вызвавших отмеченные недостатки
Слайд 46 Исправление оформляется мемориальным исправительным ордером.
В тексте мемориального исправительного ордера должно
быть указано, когда и по какому документу была допущена неправильная
запись, а если она вызвана заявлением клиента, то делается ссылка на это заявление. При этом на обороте четвертого экземпляра ордера отмечается, по чьей вине допущена ошибочная запись, указываются должность и фамилия исполнителя, а также лица, проконтролировавшего неправильную запись.