психического, соматического и соц
и-
ального начал (WHO, 2002).
«
Тело и душа,
сома и психика -
писал М.
Чер
н
о-
руцкий (1954)
-
неотделимы друг от друга; они сос
тавляют неразрыв
ное и ц
е-
лостное единство
»
. Их разделение и вытекающее отсюда отделе
ние болезней
тела от болезней духа, соматических заболеваний от пси
хических является
одним из самых печальных и вредных «недоразуме
ний» и последствий мед
и-
цинской
специализации
.
Напротив, п
ринцип единства психического и сомат
и-
ческого обеспечивает комплексный подход к клиническому обследованию и
лечению пациента, необходимый для всех медицинских специальностей
(Александровский Ю.А., 2002; Циркин С.Ю., 2001; Москаленк
о В.Ф., 2004),
а
междисциплинарный,
«холистический»
подход
(
Ястребов
В.
С.
и др., 2008;
Незнанов
Н.
Г., Акименко
М.
А., Коцюбинский
А.
П., 2013)
представляется принц
и-
пиально важным
при рассмотрении всех вопросов, касающихся здоровья и б
о-
лезни.
В определении здоровья Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) подчеркивается неразрывное единство психического, соматического и социального начал (WHO, 2002). «Тело и душа, сома и психика - писал М. Черноруцкий (1954) неотделимы друг от друга; они составляют неразрывное и целостное единство. Их разделение и вытекающее отсюда отделение болезней тела от болезней духа, соматических заболеваний от психических является одним из самых печальных и вредных «недоразумений» и последствий медицинской специализации. Напротив, принцип единства психического и соматического обеспечивает комплексный подход к клиническому обследованию и лечению пациента, необходимый для всех медицинских специальностей (Александровский Ю.А., 2002; Циркин С.Ю., 2001; Москаленко В.Ф., 2004), а междисциплинарный, «холистический» подход (Ястребов В. С. и др., 2008; Незнанов Н. Г., Акименко М.А., Коцюбинский А.П., 2013) представляется принципиально важным при рассмотрении всех вопросов, касающихся здоровья и болезни.