Слайд 1Основы теории и методики обучения двигательным действиям.
Двигательные умения и навыки.
Основы
формирования двигательных навыков.
Структура процесса обучения и особенности его этапов.
Слайд 2Двигательные умения и навыки
Двигательное умение – степень владения двигательным действием,
которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов
и нестабильностью итогов.
Двигательный навык – оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.
Слайд 3Факторы, влияющие на эффективность и продолжительность формирования
двигательного навыка
Двигательная одаренность
и двигательный опыт.
Возраст.
Координационная сложность двигательного действия.
Уровень развития физических качеств.
Профессионального мастерства
преподавателя.
Уровня мотивации, сознательности и активности обучающегося.
Слайд 4Последовательность овладения двигательным действием
Формирование положительной мотивации у занимающегося.
Формирование знаний о
сущности ДД (показ и комментарии).
Создание полноценного представления о ДД по
каждому отдельной его фазе (зрительный, логический и кинестетический образы).
Освоение ДД в целом.
Слайд 5Стадии формирования двигательного навыка.
1. Генерализация.
Иррадиация нервного возбуждения, вовлечение большого количества
мышц, скованность, приблизительность в выполнении.
2. Концентрация.
Локализация нервного возбуждения, улучшение координации,
устранение излишних движений. На этой стадии возникает двигательное умение.
3. Автоматизация.
Стабилизация, высокая степень координации и автоматизации движений.
Слайд 6Законы формирования двигательного навыка.
1. Изменения скорости в развитии навыка.
2. Задержки
развития навыка, «плато».
3. Угасания.
4. Отсутствия предела в развитии навыка.
5. Переноса
двигательного навыка. Возможен как положительный, так и отрицательный перенос.
Слайд 7Этапы процесса обучения двигательным действиям.
1. Этап начального разучивания.
2. Этап углубленного
разучивания.
3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.
Слайд 8Физические качества и методика их развития.
Слайд 9Факторы, влияющие на развитие физических качеств.
Анатомо-физиологические и психические задатки, обусловленные
генами.
Факторы среды (методы воспитания и обучения, экономический статус, условия проживания
и т.д.)
Слайд 10Сила
Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему
за счет мышечных усилий.
Силовые способности — это комплекс различных
проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Слайд 12Средства воспитания силовых способностей.
Упражнения с весом внешних предметов.
Упражнения, отягощенные весом
собственного тела.
Упражнения с использованием тренажерных устройств.
Рывково-тормозные упражнения.
Статические упражнения.
Упражнения с использованием
сопротивления внешней среды.
Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов.
Упражнения с противодействием партнера.
Слайд 13Методы развития силовых способностей.
Метод максимальных усилий.
Метод повторных усилий (в т.ч.
круговой и интервальный).
Метод «до отказа».
«Ударный» метод.
Методы развития «взрывной» силы и
реактивной способности мышц.
Метод развития динамической (скоростной) силы.
Слайд 14Выносливость.
Способность поддерживать заданную мощность нагрузки и противостоять физическому утомлению
в процессе мышечной деятельности.
Проявляется в двух формах:
1. В продолжительности
работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.
2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Слайд 15Виды выносливости и средства ее развития.
1. Общая (аэробная).
Средством развития являются
упражнения циклического или ациклического характера, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и
дыхательной систем. Интенсивность работы может быть умеренной, большой или переменной. Длительность выполнения от нескольких до десятков минут. Глобальная работа мышц (более 2/3).
2. Специальная (анаэробная).
Средством развития являются упражнения, включающие большую группу мышц (менее 2/3 мышц) и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.
Слайд 16Методы воспитания выносливости.
1. Равномерный непрерывный.
2. Переменный непрерывный.
3. Интервальный.
4. Повторный.
5. Метод
круговой тренировки.
6. Игровой.
7. Контрольный (соревновательный).
Слайд 17Быстрота
Способность выполнять двигательное действие с максимальной скоростью (за наименьший
промежуток времени).
Включает в себя:
быстроту реакции
частоту движений
скорость одиночного движения
быстроту целостных
действий
Слайд 18Средства и методы воспитания быстроты.
Средствами развития быстроты являются упражнения,
выполняемые с предельной или околопредельной скоростью.
Методы:
1. Повторный.
2. Игровой.
3. Метод динамических
усилий.
Слайд 19Гибкость.
Гибкость — способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Также
гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который
достигается в мгновенном усилии.
Слайд 20Способы и формы проявления гибкости.
Слайд 21Средства и методы воспитания гибкости.
В качестве средств используются упражнения,
которые выполняются с максимальной амплитудой. Иначе их называют «упражнения на
растягивание». Они делятся на активные и пассивные, а также на статические и динамические.
Методы:
1. Метод многократного растягивания.
2. Метод статического растягивания.
3. Метод совмещенного развития силы и гибкости.