Разделы презентаций


ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СИСТЕМОЛОГИИ

Содержание

ИСТОКИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДАстремление рассматривать организацию не как простую сумму каких-то отдельных компонентов, а как систему, т. е. как совокупность связанных и взаимодействующих частей, как целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СИСТЕМОЛОГИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления

образованием и кадрового менеджмента

Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления

образованием
РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru



ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СИСТЕМОЛОГИИ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНАКафедра управления образованием и кадрового менеджментаКравцов А. О.,кандидат

Слайд 2ИСТОКИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
стремление рассматривать организацию не как простую сумму каких-то

отдельных компонентов, а как систему, т. е. как совокупность связанных

и взаимодействующих частей, как целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей.
ИСТОКИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДАстремление рассматривать организацию не как простую сумму каких-то отдельных компонентов, а как систему, т. е.

Слайд 3Необходимость применения системного подхода в управлении
рассмотрения управляемых объектов и явлений,

нуждающихся в управленческом вмешательстве, в единстве частного и целого;
создания надежной

основы для классификации управляемых объектов и явлений для выбора эффективных методов и технологий управленческой деятельности;
объединения ситуационно разрозненных фактов практики в единую систему для принятия правильного управленческого решения.
Необходимость применения системного подхода в управлениирассмотрения управляемых объектов и явлений, нуждающихся в управленческом вмешательстве, в единстве частного

Слайд 4Система - это совокупность из двух и более элементов, удовлетворяющих

следующим условиям:
Поведение каждого элемента влияет на поведение целого.
Поведение элементов и

их воздействия на целое взаимозависимы.
Если существуют подгруппы элементов, каждая из них влияет на поведение целого и ни одна не оказывает такого влияния независимо.
Каждая часть системы обладает качествами, которые теряются, если ее отделить от системы.
Каждая система обладает существенными качествами, которые отсутствуют у его частей.
Существенные свойства системы, взятой как целое, вытекают из взаимодействия ее частей, а не из их действий, взятых в сдельности.
Система - это совокупность из двух и более элементов, удовлетворяющих следующим условиям: Поведение каждого элемента влияет на

Слайд 5Свойства систем

Свойства систем

Слайд 6Связанные с целями и функциями
Синергичность — максимальный эффект деятельности системы достигается

только в случае максимальной эффективности совместного функционирования её элементов для

достижения общей цели.
Эмерджентность — появление у системы свойств, не присущих элементам системы; принципиальная несводимость свойства системы к сумме свойств составляющих её компонентов (неаддитивность).
Целенаправленность — наличие у системы цели (целей) и приоритет целей системы перед целями её элементов.
Альтернативность путей функционирования и развития (организацияАльтернативность путей функционирования и развития (организация или самоорганизация).

Связанные с целями и функциямиСинергичность — максимальный эффект деятельности системы достигается только в случае максимальной эффективности совместного функционирования

Слайд 7Связанные со структурой
Структурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей

между ними
Иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система; сама

система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы (суперсистемы).

Связанные со структуройСтруктурность — возможна декомпозиция системы на компоненты, установление связей между нимиИерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться

Слайд 8Связанные с ресурсами и особенностями взаимодействия со средой
Коммуникативность — существование сложной

системы коммуникаций со средой в виде иерархии.
Адаптивность — стремление к

состоянию устойчивого равновесия (гомеостаза), которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды (однако «неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития).
Надёжность — способность системы сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за установленный период времени.
Интерактивность.- это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.
Обособленность — свойство, определяющее наличие границ с окружающей средой.

Связанные с ресурсами и особенностями взаимодействия со средойКоммуникативность — существование сложной системы коммуникаций со средой в виде иерархии.

Слайд 9Классификации систем
Подсистема — система, являющаяся частью другой системы и способная выполнять

относительно независимые функции, имеющая подцели, направленные на достижение общей цели

системы.
Надсистема (суперсистема) — более крупная система, частью которой является рассматриваемая система.

Классификации систем Подсистема — система, являющаяся частью другой системы и способная выполнять относительно независимые функции, имеющая подцели, направленные

Слайд 10ПРИЗНАКИ СИСТЕМ
Наличие структуры (структурированность). Система состоит из отдельных компонентов (элементов,

составных частей). Следует отметить, что:
любая система должна включать в себя

не менее двух элементов;
каждый из компонентов системы сам может являться системным объектом и иметь сложную структуру;
один из компонентов системы рассматривается как главный. Его именуют системообразующим компонентом. При удалении этого компонента из системы она разрушается.
ПРИЗНАКИ СИСТЕМНаличие структуры (структурированность). Система состоит из отдельных компонентов (элементов, составных частей). Следует отметить, что:любая система должна

Слайд 19ПРИЗНАКИ СИСТЕМ
2. Целостность. Из какого бы числа компонентов не состояла

система, в различных явлениях она выступает как нечто целое, обладающее

четко выраженными свойствами (например, муниципальная система образования является целостным объектом по отношению к региональной системе образования и проявляет вполне определенные свойства, одним из которых является инновационность, т.е. открытость для внедрения образовательных новшеств; в то же время в структуре муниципальной системы образования существуют образовательные учреждения, которые не осуществляют
3. Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы. Природа связей разнообразна. Ими могут выступать отношения, обмен деятельностями (например, между учеником и учителем), информационный обмен, кадровый обмен и т.д. Различные системы отличаются друг от друга природой связей между компонентами. Если связи ослабевают и в конце концов исчезают, система распадается на отдельные объекты (явления).
ПРИЗНАКИ СИСТЕМ2. Целостность. Из какого бы числа компонентов не состояла система, в различных явлениях она выступает как

Слайд 20Гуманитарная система - это система, которая созидается в процессе деятельности

человека с его особенным способом моделироания мира в единстве сознательных

и бессознательных механизмов и выражения результатов этого моделирования посредством языка, в котором неразделимо логическоне и образное.
Гуманитарная система - это система, которая созидается в процессе деятельности человека с его особенным способом моделироания мира

Слайд 21СВОЙСТВА ГУМАНИТАРНЫХ СИСТЕМ (по Э.Н. Гусинскому)
Создают системы моделей мира, неразделимо

сочетающие в себе сознательный и бессознательный компоненты;
Любое наличное состояние гуманитарной

системы определяется в совокупности всем пройденным ей путем.
Направление изменений гуманитарной системы определяется наличным ее состоянием и всей совокупностью обстоятельств внешнего окружения;
Язык гуманитарной системы сочетает в себе логическую и образную составляющие.
Тексты гуманитарной системы неразделимо сочетает в себе логическую и образную составляющие
СВОЙСТВА ГУМАНИТАРНЫХ СИСТЕМ  (по Э.Н. Гусинскому)Создают системы моделей мира, неразделимо сочетающие в себе сознательный и бессознательный

Слайд 22СВОЙСТВА ГУМАНИТАРНЫХ СИСТЕМ (по О.Г. ПРИКОТУ)
Уникальность. Каждая система такого класса не

имеет полных аналогов поведения, обладает автономномной пространственно-временной метрикой, отражающей специфику

ее функционального пространства.
Слабопредсказуемость. Никакое сколь угодно подробное знание морфологии и функций элементов (подсистем) не позволяет определить функции объекта, никакое сколь угодно подробное знание поведения объекта в одном интервале не позволяет точно предсказать его поведение в другом.
Целенаправленность. Система в состоянии (в определеных пределах) управлять своей энтропией) (уменьшать ее), сохранять тормозить увеличение при случайном и неблагоприятном воздействии среды или способна осуществлять поведение, преследующее определенной цели.
Обладаение иерархической структурой.
Открытость и адаптивность.
Способность к самоорганизации,приспособляемость и пластичность.
Представимость конечным множеством моделей, каждая которых отражает определенную часть ее сущности.
СВОЙСТВА ГУМАНИТАРНЫХ СИСТЕМ (по О.Г. ПРИКОТУ)Уникальность. Каждая система такого класса не имеет полных аналогов поведения, обладает автономномной

Слайд 23ГОМЕОСТАЗ И ГОМЕОКИЕЗ ГУМАНИТАРНЫХ СИСТЕМ

ГОМЕОСТАЗ И ГОМЕОКИЕЗ ГУМАНИТАРНЫХ СИСТЕМ

Слайд 24АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Декомпозиция объекта или явления. которые требу объяснения.
Объяснение поведения или

свойств частей, взятых отдельности.
Агрегирование этих объяснений в объяснение целого, т.е.

анализ предшествует синтезу.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОДДекомпозиция объекта или явления. которые требу объяснения.Объяснение поведения или свойств частей, взятых отдельности.Агрегирование этих объяснений в

Слайд 25Системный анализ – это совокупность взаимосвязанных приемов и процедур, используемых

для изучения сложных объектов и процессов, представляющих собой сложные целостные

системы, методика выработки и принятия решений при проектировании, конструировании и управлении сложными объектами и процессами.
Системный анализ – это совокупность взаимосвязанных приемов и процедур, используемых для изучения сложных объектов и процессов, представляющих

Слайд 26ОГРАНИЧЕНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
его интересуют прежде всего искусственные системы, возникшие при

участии человека, которому в них принадлежит решающая роль;
системный анализ можно

использовать лишь по отношению к сложным целостным системам;
острие системного анализа главным образом направлено на проблемы управления и принятия решения.
ОГРАНИЧЕНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗАего интересуют прежде всего искусственные системы, возникшие при участии человека, которому в них принадлежит решающая

Слайд 27АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
I. Морфологический аспект. Цель: найти ответы на вопросы:

Из каких элементов, блоков образована система? Что они собой представляют?

Оптимален ли набор элементов?
П. Структурный аспект анализа. Цель: выяснить внутреннюю организацию системы, определить способ, характер связи элементов ее составляющих. Выделить и изучить системообразующие связи и иерархическое соотношение различных структур системы.
III. Функциональный аспект. Цель: раскрыть механизм внутреннего функционального взаимодействия ее элементов. Показать взаимодействие с внешней средой. Выяснить, каким образом в результате взаимодействия элементов у системы рождается интегративный результат, отсутствующий у каждого отдельного ее элемента.
IV. Генетический аспект. Цель: исследовать происхождение системы, процесс ее формирования и развития, ее дальнейшей судьбы вплоть до того момента, когда руководитель делает ее объектом анализа.
АСПЕКТЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗАI. Морфологический аспект. Цель: найти ответы на вопросы: Из каких элементов, блоков образована система? Что

Слайд 28ЛОГИКА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
анализ цели управленческой деятельности как системного объекта;
определение назначения

создаваемой системы управления по отношению к другим системам (внешним или

более высокого порядка) и ее места в системе профессиональной деятельности, осуществляемой в изучаемом объекте;
выявление ее структуры и протекание в ней процессов;
определение критериев эффективности создаваемой системы;
раскрытие методов и прогнозов развития (в этом плане системный подход должен отождествляться с проектированием).
ЛОГИКА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗАанализ цели управленческой деятельности как системного объекта;определение назначения создаваемой системы управления по отношению к другим

Слайд 29АЛГОРИТМ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

АЛГОРИТМ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Слайд 30СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
Идентифицировать целое (систему), частью которого является интересующий нас

предмет.
Объяснить поведение или свойства целого и только затем
Объяснить поведение или

свойства интересующее нас предмета с точки зрения его роли
Рассмотрение объекта с позиций системного подхода предполагает:
определение системообразующих свойств,
определение основных характеристик системы — структуры и функций,
определение системообразующих и системоразрушающих факторов.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Идентифицировать целое (систему), частью которого является интересующий нас предмет.Объяснить поведение или свойства целого и только

Слайд 31Основные понятия системного подхода
Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое

целое и в то же время как подсистему для вышестоящих

уровней.
Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Основные понятия системного подхода Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время

Слайд 32ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Принцип конечной цели: абсолютный приоритет конечной (глобальной) цели.
Принцип

единства: совместное рассмотрение системы как целого и как совокупности частей

(элементов).
Принцип связности: рассмотрение любой части совместно с ее связями, с окружением.
Принцип модульного построения: полезно выделение модулей в системе и рассмотрение ее как совокупности модулей.
Принцип иерархии: полезно введение иерархии частей (элементов) и (или) их ранжирование.
Принцип функциональности: совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой.
Принцип развития: учет изменяемости системы, ее способности к развитию, к расширению, замене элементов, накапливанию информации.
Принцип децентрализации: сочетание в принимаемых решениях и управлении централизации и децентрализации;-
Принцип неопределенности: учет неопределенности и случайностей в системе.
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДАПринцип конечной цели: абсолютный приоритет конечной (глобальной) цели.Принцип единства: совместное рассмотрение системы как целого и

Слайд 33Закон необходимости разнообразия (закон Эшби)
управление может быть обеспечено только в

том случае, если разнообразие средств управляющего (в данном случае всей

системы управления) по крайней мере не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации
При создании проблеморазрешающей системы необходимо, чтобы эта система имела большее разнообразие, чем разнообразие решаемой проблемы, или была способна создать такое разнообразие.
Иначе говоря, система должна обладать возможностью изменять своё состояние в ответ на возможное возмущение; разнообразие возмущений требует соответствующего ему разнообразия возможных состояний.
В противном случае такая система не сможет отвечать задачам управления, выдвигаемым внешней средой, и будет малоэффективной.
Отсутствие или недостаточность разнообразия могут свидетельствовать о нарушении целостности подсистем, составляющих данную систему.
Закон необходимости разнообразия (закон Эшби) управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика