Слайд 1ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
авторское право и смежные права
Слайд 2АВТОРСКОЕ ПРАВО
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,
статья 27
1.
Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества,
наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является
Слайд 3
Привилегии.
Статут Королевы Анны 1710 г. («копирайт»).
Двусторонние соглашения
Бернская конвенция об охране
литературных и художественных произведений 1886 г.
Всемирная организация интеллектуальной собственности
(ВОИС) 1967
ИСТОРИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА
Слайд 4СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА)
Конституция Республики Беларусь
(ст.51)
Каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право
обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений.
Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется.
Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов.
Слайд 5СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА)
Раздел V «Исключительные
права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)»
Глава 61 «Авторское
право и смежные права»
Гражданский кодекс Республики Беларусь
Слайд 6Законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь
СИСТЕМА
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА)
Закон Республики Беларусь от
17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах»
Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 (ред. от 25.06.2009) «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».
постановления Совета Министров Республики Беларусь
ведомственные правовые акты
Слайд 7Уголовный кодекс от 09.07.1999
Ст.201.
Кодекс от 21.04.2003 «Об административных правонарушениях».
Ст 9.21.
Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях от 20.12.2006.
Ст. 3.30.
Таможенный кодекс от 04.01.2007
Гл. 12
СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА)
Слайд 8МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ОБЛАСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ
Бернская конвенция
об охране литературных и художественных произведений;
Всемирная конвенция об авторском праве
Договор
ВОИС по авторскому праву;
Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам;
Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций;
Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.
Слайд 9АВТОРСКОЕ ПРАВО КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
принцип равенства участников гражданских отношений
принцип
свободы авторского договора .
принцип свободы творчества (ст.51 Конституции)
принцип сочетания
интересов автора с интересами всего общества
принцип неотчуждаемости авторства
Слайд 10АВТОРСКОЕ ПРАВО
Авторское право в объективном смысле - это совокупность норм
гражданского права, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и
использованием произведений науки, литературы и искусства
В субъективном смысле авторское право это совокупность личных неимущественных (моральных) и имущественных прав, принадлежащих лицам, создающим произведения науки, литературы и искусства (авторам) в отношении созданных ими произведений.
Слайд 11ПРОИЗВЕДЕНИЕ
КАК ОБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА
Произведение – совокупность идей, мыслей и образов,
получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной
для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения. (В.И. Серебровский)
- произведения науки, литературы и искусства,
- результат творческой деятельности,
- независимо от назначения и достоинства, способа выражения
Слайд 12ПРИЗНАКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Творческий характер
Объективная форма
?Общественная полезность (культурная ценность)?
Принадлежность к сфере науки,
литературы или искусства
Слайд 13ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА (I)
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии
и пантомимы и другие сценарные произведения;
музыкальные произведения с текстом и
без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения изобразительного искусства
произведения прикладного искусства и дизайна;
Слайд 14ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА (II)
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
фотографические произведения;
карты,
планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, картографии
и другим наукам;
компьютерные программы;
произведения науки (статьи, научные лекции и др.);
иные произведения.
Слайд 15производные произведения
перевод или иная переработка произведения, являющиеся
результатом творческого труда, в том числе обработка, обзор, пересказ, аннотация,
резюме, реферат, инсценировка, музыкальная аранжировка
составные произведения
сборник (в том числе энциклопедия, антология, база данных), газета, журнал или другое произведение, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда
ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА (III)
Слайд 16НЕОХРАНЯЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ (I)
1) перешедшие в категорию общественного достояния, т.е. срок
охраны которых истек (ст. 21 Закона)
2) иные объекты
справочники, расписания, адресные
книги (если нет творчества)
идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (часть 2 ст. 7 Закона)
Слайд 173) не охраняются по Закону
официальные документы и их официальные
переводы;
государственные символы Республики Беларусь, символы государственных наград Республики Беларусь, государственные
знаки, официальные геральдические символы ;
произведения народного творчества,
Неохраняемые объекты (II)
Слайд 18МАТЕРИАЛЬНЫЙ НОСИТЕЛЬ
Авторское право на произведение не связано с правом собственности
на материальный объект, в котором выражено произведение.
Передача права собственности на
материальный объект или права владения и (или) пользования материальным объектом сама по себе по общему правилу не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте
Слайд 192) соавторы – совместный творческий труд двух и более лиц
СУБЪЕКТЫ
ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО АВТОРСКОГО ПРАВА (I)
3) авторы составного произведения – творческая работа
по подбору и расположению произведений и материалов.
4) авторы производных произведений – переработка ранее созданного произведения
физическое лицо – автор
Слайд 20СУБЪЕКТЫ ПРОИЗВОДНОГО
АВТОРСКОГО ПРАВА (I)
1) Наследники
- предоставление разрешений на использование
-
защита личных неимущественных прав
2) Иные физические лица (по договорам)
3) Юридические
лица (по договорам, издатели; работодатели
4) Республика Беларусь
Слайд 21СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА
Автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано
произведение. Ему принадлежат:
Личные неимущественные права
Имущественные права
Слайд 22ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА
право авторства
право на имя
право на неприкосновенность
право на
обнародование
право на отзыв
Слайд 23ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА
Автору или иному правообладателю принадлежат исключительное право на
произведение, а также иные имущественные права
Исключительное право :
- использовать
разрешать другим лицам использовать
запрещать другим лицам использовать
Слайд 24ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (I)
изготовление, в том числе тиражирование, объекта АПиСП в
любой объективной форме (в том числе отличной от формы, в
которой существует оригинал), включая постоянное или временное хранение в цифровой или иной объективной форме в электронном средстве или на другом материальном носителе;
•репродуцирование - процесс полиграфического воспроизведения в любых размерах и формах экземпляра письменных и других графических произведений путем фотокопирования либо иным способом, кроме издания
воспроизведение произведения
Слайд 25ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (II)
– продажа или иная передача права собственности
– «исчерпание
прав» - «принцип первой продажи»
право следования (5%, неотчуждаемо)
распространение произведения
Слайд 26прокат произведения
- исключение: компьютерная программа;
- прокат - предоставление оригинала или
экземпляров объекта авторского права или смежных прав во временное пользование
на возмездной основе;
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (III)
импорт экземпляров произведения,
(включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного правообладателя)
- контроль ввоза
- территориальность
Слайд 27ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (IV)
демонстрация непосредственно или в виде фотографии, слайда, кино-,
телекадра на экране либо с помощью другого технического устройства или
любым иным способом (+аудиовизуальное)
лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близким знакомым семьи лица, осуществляющего или организующего такой показ
публичный показ произведения
Слайд 28ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (IV)
публичное исполнение произведения
представление произведения посредством актерской игры, пения,
чтения, декламации, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным
образом, в том числе с помощью технических устройств (+аудиовизуальное произведение),
лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или близким знакомым семьи лица, осуществляющего или организующего такое представление
Слайд 29ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (V)
сообщение для всеобщего сведения
передача в эфир (эфирное
вещание)
(с помощью беспроводной связи, включая спутник)
передача по кабелю (кабельное
вещание)
(по проводам, радиочастотному или оптическому кабелю);
доведение до всеобщего сведения
(доступ из любого места и в любое время)
Слайд 30производные произведения.
согласие автора оригинального произведения.
Компьютерные программы (адаптация/модификация)
перевод произведения на
другой язык
переработка произведения для создания производного произведения
право контролировать перевод своего
произведения на другой язык без искажений,
право использовать перевод своего произведения
право давать разрешение на перевод и использование перевода произведения другими лицами
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (VI)
Слайд 31ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (VII)
иные возможные способы использования произведения
- участие в реализации
архитектурного проекта
ПРАВО НА АВТОРСКОЕ ВОЗНАГРАЖЕНИЕ
за каждый способ использования
минимальные
ставки
отдельные случаи:
право следования
служебные
музыкальное в аудиовизуальном
Переход в общественное достояние.
Слайд 33СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Воспроизведение:
- цитирование
- судопроизводство
- для незрячих и слабовидящих лиц
- в личных целях
- в ходе технологических процессов передачи данных
Слайд 34публичный показ
только оригиналы
публичное исполнение
отдельные церемонии
самодеятельность
СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Слайд 35А) Материалы по текущим вопросам
- СМИ могут воспроизвести, передать
в эфир, по кабелю, интернету
- отсутствие прямого запрета
Б) Политические речи,
обращения, доклады и другие аналогичные произведения
- которые были публично произнесены
могут свободно использоваться СМИ
информационная цель.
СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (СМИ)
Слайд 36В) Обзор событий
- в ходе событий,
-использование в составе обзоров (ограничение
объема)
СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (СМИ)
Слайд 37А) временное безвозмездное пользование (субъект: только библиотеки)
- правомерно опубликованных произведений
-
в электронной форме : особенности
Б) Воспроизведение для своих нужд фондов
(субъект: библиотеки и архивы)
- правомерно опубликованных произведений
- без цели извлечения прибыли
- цель воспроизведения
СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (БИБЛИОТЕКИ И АРХИВЫ)
Слайд 38В) Воспроизведение для нужд публики (субъект: библиотеки и архивы)
- малообъемные
произведения, отрывки
- без цели извлечения прибыли
- по запросам
- в образовательных
и исследовательских целях
СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (БИБЛИОТЕКИ И АРХИВЫ)
Слайд 39СЛУЖЕБНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
произведение науки, литературы, искусства (его часть, имеющая самостоятельное значение),
созданное автором по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей,
обусловленных трудовым договором
принадлежность и переход прав
Слайд 40СЛУЖЕБНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Ограничения личных неимущественных прав авторов служебных произведений:
- в отношении
права на обнародование и права на отзыв
- в отношении права
на имя
- в отношении права на неприкосновенность
Слайд 41Информация о правообладателе:
1) Знак охраны авторского права; © Иванов, 2012
2)
Информация об управлении авторскими правами
ВОЗНИКНОВЕНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА
- факт создания
- презумпция
авторства
Слайд 42СРОК ОХРАНЫ АВТОРСКОГО ПРАВА
Исчисление сроков начинается с 1 января года,
следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся
основанием для начала течения соответствующего срока.
Слайд 43СМЕЖНЫЕ ПРАВА
Знак охраны смежных прав : ℗ Басков, 2013
Слайд 44Исполнитель
личные неимущественные права
Право на имя
Право авторства
Право на неприкосновенность
исключительное право
на исполнение (использовать, разрешать или запрещать использование)
СМЕЖНЫЕ ПРАВА
Слайд 45Исполнитель осуществляет принадлежащие ему права при условии соблюдения прав автора
исполняемого произведения.
Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют принадлежащие
им права в пределах прав, полученных по договорам с исполнителем и автором записываемого либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения.
СМЕЖНЫЕ ПРАВА
Слайд 46СРОКИ ДЕЙСТВИЯ СМЕЖНЫХ ПРАВ
Исполнитель
личные неимущественные права - бессрочно.
исключительное право
Фонограмма (50
лет с момента первого опубликования фонограммы или в течение 50
лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.)
Передача организации эфирного или кабельного вещания (50 лет с момента осуществления передачи в эфир или с момента осуществления передачи по кабелю)
Слайд 47деятельность в интересах множества авторов или иных правообладателей,
- цель
- обеспечение сбора, распределения и выплаты вознаграждения за использование
объектов
авторского права или смежных прав
физическими и юридическими лицами,
- если осуществление имущественных прав в индивидуальном порядке затруднительно,
- направленная на защиту имущественных прав
УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ НА КОЛЛЕКТИВНОЙ ОСНОВЕ
Слайд 48УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ НА КОЛЛЕКТИВНОЙ ОСНОВЕ
Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС)
Автор 2
Кафе 1в Молодечно
Автор 3
Автор 1
Концертный
зал 2 в Минске
Радиостанция 3 в Гродно
Автор 2
Автор 3
Автор 1
Кафе 1в Молодечно
Концертный зал 2 в Минске
Радиостанция 3 в Гродно
ОКУ
Слайд 49 СФЕРЫ КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫМИ ПРАВАМИ (п. 2 ст. 48)
управление
исключительными правами
на драматические и музыкально-драматические произведения, другие сценарные произведения
при их публичном исполнении;
на музыкальные произведения с текстом и без текста при их публичном исполнении;
на произведения при их передаче в эфир или передаче по кабелю;
на исполнения и фонограммы при их публичном исполнении;
на исполнения и фонограммы при их передаче в эфир или передаче по кабелю;
иные сферы коллективного управления имущественными правами.
Слайд 50 ФУНКЦИИ ОКУ (п. 2 ст. 48)
заключает с пользователями от
своего имени, но в интересах правообладателей договоры об использовании определенным
способом произведений и (или) объектов смежных прав;
собирает вознаграждение в соответствии с договорами, заключенными с пользователями, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона
Слайд 51 ФУНКЦИИ ОКУ (п. 2 ст. 48)
распределяет и регулярно выплачивает
собранное вознаграждение правообладателям;
представляет в суде интересы правообладателей, правами которых она
управляет, а также совершает иные юридические действия, необходимые для защиты прав правообладателей;
иные действия