Слайд 1Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Взрослый вариант (модификация Н.В.Тарабриной)
Лукьяненко Екатерина
Зубкова
Анастасия
361 группа
Слайд 2Назначение теста
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов
выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Слайд 3Описание теста
Методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором
изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Ситуации,
изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы.
Слайд 41. Ситуации «препятствия».
В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет
обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда
относятся 16 ситуаций.
Изображения: 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
Слайд 52. Ситуации «обвинения».
Субъект при этом служит объектом обвинения. Таких ситуаций
8.
Изображения: 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.
Между этими
группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован.
Слайд 6Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в
групповом исполнении.
Инструкция к тесту. Для взрослых: «Вам сейчас будут показаны
24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.
Слайд 8Обработка результатов теста
Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с
теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и
по типу реакции.
Слайд 9По направлению реакции подразделяются на:
Экстрапунитивные (E)
Интропунитивные (I)
Импунитивные (M)
Слайд 10По типу реакции делятся на:
Препятственно-доминантные (OD)
Самозащитные (ED)
Необходимо-упорствующие (NP)
Слайд 11Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение:
Если
в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея
препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’).
Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка (Е, I, M).
Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m).
Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I.
Слайд 12Проиллюстрируем все эти обозначения
Е’ – «Как это неприятно».
I’ – «Я
совсем не испачкался». (Субъект подчеркивает как неприятно вовлекать во фрустрирующую
ситуацию другое лицо).
М’ – «Ничего не случилось, он немного забрызган водой».
Е – «Вы неуклюжи. Вы недотепа».
I – «Ну конечно, мне надо было остаться на тротуаре».
М – «Ничего особенного».
е – «Вам придется почистить».
i – «Я почищу».
m – «Ничего, высохнет».
Слайд 13Далее вычисляется GCR – коэффициент групповой конформности
Слайд 14Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за
ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%),
вычисляется процентная величина GCR испытуемого.
Слайд 15Следующий этап – заполнение таблицы профилей. Осуществляется на основании листа
ответов испытуемого. Подсчитывается, сколько раз встречается каждый из 6 факторов,
каждому появлению фактора присваивается один балл. Если же ответ испытуемого оценен при помощи нескольких счетных факторов, то каждому фактору придается равное значение. Когда таблица заполнена, цифры суммируются в колонки и строчки, а затем вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы.
Слайд 16Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит
целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или
типа реакции испытуемого во время проведения опыта. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям). К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение) под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.
Слайд 17Интерпретация результатов теста
Первый этап интерпретации заключается в изучении GCR, уровня
социальной адаптации испытуемого.
На втором этапе, изучаются полученные оценки шести
факторов в таблице профилей.
Третий этап интерпретации – изучение тенденций.
Слайд 18Спасибо за внимание)
Берегите себя и своих близких