Разделы презентаций


ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

Содержание

Лекция 2. Тезаурус современного журналистаТерминологические конвенции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
1 семестр
Лукина Мария Михайловна,
Доцент, к.ф.н.

ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 1 семестрЛукина Мария Михайловна,Доцент, к.ф.н.

Слайд 2Лекция 2. Тезаурус современного журналиста
Терминологические конвенции

Лекция 2. Тезаурус современного журналистаТерминологические конвенции

Слайд 3КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Коммуникация
Социальная коммуникация
Массовая коммуникация
Средства массовой информации (СМИ)
Масс-медиа
Журналистика
Публицистика
Реклама
PR

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯКоммуникацияСоциальная коммуникацияМассовая коммуникацияСредства массовой информации (СМИ)Масс-медиаЖурналистикаПублицистикаРекламаPR

Слайд 4Коммуникация
Communication (от лат. communicate—делать общим, связывать) существует в английском

языке с XV в. для обозначения общего процесса сообщений или

передачи чего-либо.
В XVII в. возникает его новое употребление, описывающее физические способы сообщения как линии коммуникации—дороги, каналы, позже —железные дороги, т. е. в значении транспортировки, перемещения людей и товаров.

Источник: Черных А. Мир современных медиа. М., 2007
Коммуникация Communication (от лат. communicate—делать общим, связывать) существует в английском языке с XV в. для обозначения общего

Слайд 5Социальная коммуникация
Электронная почта, поисковая система, «Московский комсомолец», Живой журнал, надпись

на заборе, Facebook: что общего между этими явлениями?
Коммуникация между людьми

= Социальная коммуникация

Социальная коммуникацияЭлектронная почта, поисковая система, «Московский комсомолец», Живой журнал, надпись на заборе, Facebook: что общего между этими

Слайд 6Классификация социальной коммуникации
Различается по характеру и составу участвующих субъектов (межличностные,

внутригрупповые, межгрупповые …)
По территории охвата (глобальные, национальные, локальные …)
По характеру

контакта (непосредственные, технически опосредованные)
По структуре общения объектов (от одного ко многим; от многих – к одному, от одного к одному)
Массовая коммуникация
Источник: Интернет-СМИ: теория и практика. М., 2010
Классификация социальной коммуникацииРазличается по характеру и составу участвующих субъектов (межличностные, внутригрупповые, межгрупповые …)По территории охвата (глобальные, национальные,

Слайд 7Масса (людей)
Масса (людей) – количественные и качественные свойства
Состоит из множества

индивидов
Случайность индивидов в каждый данный момент коммуникации, открытость, ситуативность, непостоянство

этой случайности (например, аудитория телеканала)
Гетерогенность (неоднородность по составу – полу, возрасту, образованию и т.д.)
Анонимность для тех, кто производит информацию\товары\услуги
При этом она целостна, у нее совпадают интересы, причины, по которым она выбирает ту или иную коммуникацию, тот или иной канал
Источник: Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.


Масса (людей)Масса (людей) – количественные и качественные свойстваСостоит из множества индивидовСлучайность индивидов в каждый данный момент коммуникации,

Слайд 8Mass Communication
Only one of the processes of communication operating at

the society wide level, readily identified by its institutional characteristics



Источник: Denis McQuail. (2010) McQuail`s Mass Communication Theory
Mass CommunicationOnly one of the processes of communication operating at the society wide level, readily identified by

Слайд 9Классификация массовой коммуникации по Лассуэллу (1902-1978)
Кто сообщает?
Сообщает что?
По какому каналу?
Кому

сообщает?
С каким эффектом?
Who (says)
What
(to) Whom
(in) What Channel
(with) What Effect


Lasswell

Harold. Structure and Function of Communication in Society. NY, 1948

Классификация массовой коммуникации по Лассуэллу (1902-1978)Кто сообщает?Сообщает что?По какому каналу?Кому сообщает?С каким эффектом?Who (says)What(to) Whom (in) What

Слайд 10Средства массовой коммуникации
Средства массовой коммуникации (СМК) – это те каналы,

по которым осуществляется процесс массовой коммуникации
Печать, телевещание, радиовещание, книгоиздание, кино

и пр.
Часто приравнивают к средствам массовой информации (СМИ), но это не одно и то же.
СМИ – (простыми словами) это организации

Средства массовой коммуникацииСредства массовой коммуникации (СМК) – это те каналы, по которым осуществляется процесс массовой коммуникацииПечать, телевещание,

Слайд 11Средства
массовой
информации
Средства массовой коммуникации
Средства социальной коммуникации
Схема соотношения разных видов социальной

коммуникации

Средствамассовойинформации Средства массовой коммуникацииСредства социальной коммуникацииСхема соотношения разных видов социальной коммуникации

Слайд 12Средства массовой информации (СМИ)
СМИ – это специализированные организации, работники которых

заняты профессиональной деятельностью по сбору, обработке и распространению массовой информации.
Работники,

занятые в этой сфере, представители разных профессий (в т.ч. журналисты)
Средства массовой информации (СМИ)СМИ – это специализированные организации, работники которых заняты профессиональной деятельностью по сбору, обработке и

Слайд 13Медиа и масс-медиа
Media – медиа (множ. число medium – средство,

способ) – средства связи и передачи информации различных типов –

от самых древних (языки жестов, дымов, барабанов, наскальных рисунков) до наисовременнейших, образующих глобальные информационное супермагистрали
Mass media – массовые средства информационных связей, отличающиеся особой атрибутикой и функциями.

Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-рус.толковый словарь концепций и терминов. М., 2004.

Медиа и масс-медиаMedia – медиа (множ. число medium – средство, способ) – средства связи и передачи информации

Слайд 14Масс-медиа / СМИ
Масс-медиа – название средств массовой информации (СМИ): прессы,

компьютеризированных печатных агентств, радио, телевидения; электронных СМИ (Масс-медиа. Словарь терминов

и понятий. Под ред. Романовского И. И.)
Масс-медиа – средства массовой информации (коммуникации): пресса, кино, телевидение, аудио- и видеокассеты, плакаты и т.п. (Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г.)

Масс-медиа / СМИМасс-медиа – название средств массовой информации (СМИ): прессы, компьютеризированных печатных агентств, радио, телевидения; электронных СМИ

Слайд 15Herbert Marshall McLuhan (1911-1980)
The medium is the message (средство сообщения есть

само сообщение)
Global village (глобальная деревня)


Herbert Marshall McLuhan (1911-1980)The medium is the message (средство сообщения есть само сообщение)Global village (глобальная деревня)

Слайд 16Журналистика и СМИ
Журналистика
Суть : содержание / тексты информационного характера (журналистский

текст), характеризующегося одновременно чертами творческого и индустриального производства
СМИ
Суть : Индустрия,

обеспечивающая производство, упаковку и распространение всех типов медиатекстов
Журналистика и СМИЖурналистикаСуть : содержание / тексты информационного характера (журналистский текст), характеризующегося одновременно чертами творческого и индустриального

Слайд 17Вартанова Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М., 2009.
Журналистика –

профессия очень конкретная, прикладная. Задача журналиста очевидна – найти новость,

изложить ее в том виде, в каком это требуется для конкретного органа СМИ, и в принципе на этом она может считаться выполненной. Встроить эту новость в более широкий информационный контекст, передать ее затем аудитории должен уже не журналист, а редакция, медиаорганизация, фактически канал СМИ. Журналистика применительно к СМИ – это, безусловно, прежде всего содержание, или, как все чаще говорят в исследованиях СМИ, контент.

Вартанова Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М., 2009. Журналистика – профессия очень конкретная, прикладная. Задача журналиста очевидна

Слайд 18Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2009
журналистика как

особый социальный институт, система различных учреждений
журналистика как система видов деятельности,

необходимых для нормального функционирования этого социального института
журналистика как совокупность профессий, важных для обеспечения всех областей ее деятельности (в том числе, специалисты по менеджменту, маркетингу, инженерному обеспечению)
журналистика как система произведений
журналистика как комплекс каналов передачи массовой информации, использующих различные средства коммуникации
журналистика как совокупность учебных дисциплин и особая отрасль науки
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2009 журналистика как особый социальный институт, система различных учрежденийжурналистика как

Слайд 19Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2006
Журналистика не

может быть сведена к организации коммуникаций в обществе, хотя и

выполняет коммуникативные функции. Ее нельзя свести к литературному творчеству, хотя литературная работа и составляет ее существенный компонент. С одной стороны, она действительно являет собой производство особого рода информационных продуктов, назначение которых оперативно извещать общество о происходящих в его жизни изменениях самого разного свойства... С другой стороны, журналистика выступает как организатор духовного сотрудничества разных общественных сил для создания массовых информационных потоков, без которых нормальное существование общества невозможно и которое она-то и формирует.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2006 Журналистика не может быть сведена к организации коммуникаций в

Слайд 20Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.
Журнализм – специфическая массинформационная деятельность,

связанная с поиском и передачей актуальной социальной информации в ритмизированной,

дискретной форме массовой, вероятностной, рассредоточенной, анонимной аудитории и выступающая тем самым в качестве информационного масскоммуникаторства
Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.Журнализм – специфическая массинформационная деятельность, связанная с поиском и передачей актуальной социальной

Слайд 21Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2009.
Журналистика – это общественная деятельность

по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через

печать, радио, ТВ, кино и т.п.); система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, ИА и их производственно-техническая база; продукция журналистской деятельности; определенная отрасль научного знания и образования.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2009.Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной

Слайд 22Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 2000.
Отыскивать и публиковать информацию

вместо слухов и измышлений
Сопротивляться правительственному контролю или вовсе избегать его
Информировать

избирателей
Тщательно расследовать действия и бездействие правительств, выборных представителей и общественных организаций
Исследовать мир бизнеса, обращение с рабочими и покупателями и качество продукции
Облегчать жизнь пострадавшим и тревожить удобно устроившихся, предоставляя свой голос тем, кто лишен возможности быть услышанными
Держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы
Работать на торжество правосудия, демонстрируя его победы и расследуя поражения
Содействовать свободному обмену идеями, особенно такими, которые идут вразрез с господствующей идеологией
Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 2000. Отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и измышленийСопротивляться правительственному контролю или

Слайд 23Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией М., 2008.
В

чем смысл журналистики? Что такое новость? Мы стремимся донести до

аудитории те факты, которые кто-то пытается скрыть, и сделать это так, как считаем нужным мы, а не власть имущие или сильные мира сего. Мы хотим рассказать нашим зрителям, читателям, слушателям то, что важно для них и для общества, в котором они живут.
Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией М., 2008. В чем смысл журналистики? Что такое новость?

Слайд 24Закон о СМИ (www.medialaw.ru )
Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием,

созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного

средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации
Закон о СМИ  (www.medialaw.ru )Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и

Слайд 25Denis McQuail. McQuail`s Mass Communication Theory, 2010
Journalism – paid

writing (and the audiovisual equivalent) for public media with reference

to actual and ongoing events of public relevance



Denis McQuail. McQuail`s Mass Communication Theory, 2010 Journalism – paid writing (and the audiovisual equivalent) for public

Слайд 26Публицистика
Область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы (Литературная энциклопедия

1929-1939);
Род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества

и содержащих фактические данные о различных ее сторонах (БСЭ, 1969-1978)


ПублицистикаОбласть литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы (Литературная энциклопедия 1929-1939);Род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям

Слайд 27Реклама
Реклама (reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — ответвление массовой коммуникации, в русле

которого создаются и распространяются информативно-образные, экспрессивно-суггестивные послания (Реклама и полиграфия,

2004).

РекламаРеклама (reclamare — «утверждать, выкрикивать, протестовать») — ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информативно-образные, экспрессивно-суггестивные послания

Слайд 28Связи с общественностью
Вид представительских функций, связанных с исполнением обязанностей по

предоставлению информации о корпорациях, поддержке взаимоотношений с акционерами и инвесторами

(Финансово-инвестиционный толковый словарь, 2002);
Мероприятия по связям с общественностью, созданию и поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и различными общественными структурами и слоями общества, от которых зависит успех организации (Большая актуальная политическая энциклопедия)

Связи с общественностьюВид представительских функций, связанных с исполнением обязанностей по предоставлению информации о корпорациях, поддержке взаимоотношений с

Слайд 29Контент СМИ
Журналистика
Реклама
Кино
Тексты ПР
Музыка
Массовая культура

Контент СМИЖурналистикаРекламаКиноТексты ПР МузыкаМассовая культура

Слайд 30Западная традиция
От политологии и социологии – через массовые коммуникации –

к журналистике
Модель пропаганды (Герман, Хомски)
Индустрия культуры / культурные индустрии (Адорно,

Хоркхаймер)
Общественное мнение (Липпман)
Западная традицияОт политологии и социологии – через массовые коммуникации – к журналистикеМодель пропаганды (Герман, Хомски)Индустрия культуры /

Слайд 31Российская традиция
От литературы – через публицистику – к журналистике
Журналистика и

литературный процесс
Журналистика как проект личности: Петр I, Екатерина Великая, Пушкин,

Толстой, Ленин, Кольцов, Симонов
Советский журналист: моральные убеждения, активная гражданская позиция, партийность, классовость
Принадлежность интеллектуальной элите
Миссионерство, просветительство

Российская традицияОт литературы – через публицистику – к журналистикеЖурналистика и литературный процессЖурналистика как проект личности: Петр I,

Слайд 32Заместитель гл. редактора журнала «Русский Репортер» Дмитрий Соколов-Митрич
Вопрос "что такое

журналистика" - это вопрос примерно того же порядка, что и

вопрос "что такое глаза, уши, нервы". Журналистика - это один из органов чувств. Не человека, а общества. Журналист - это такой аватар, который делегирован обществом чувствовать вместо него и точно описывать все знания и ощущения http://www.journ.msu.ru/about/news/6062/
Заместитель гл. редактора журнала «Русский Репортер» Дмитрий Соколов-МитричВопрос

Слайд 33Задание 1 и 2
1. Пост в Живом Журнале и репортаж

на сайте информационного агентства: найдите пять отличий
2. Назовите имена

журналистов, которые были писателями, и писателей, которые были журналистами.
Задание 1 и 21. Пост в Живом Журнале и репортаж на сайте информационного агентства: найдите пять отличий

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика