Слайд 1Основы журналистики
Конвергентная журналистика и новые медиа
Доцент Е. В. Зеленина
Лекции для
студентов 2 курса дневного отделения
2015 /2016 учебный год
Слайд 2Теории Маршалла Маклюэна
Теории канадского культуролога и социолога Макклюэна: "The medium
is the message" и "The global village".
Что Маклюэн в
действительности хотел сказать своим знаменитым афоризмом – “The Medium is the Message”?
Тип и форма медиа важнее того значения или содержания, которое оно передает, т.е. сама форма средства коммуникации меняет наше сознание. М. Федерман: «Новое средство коммуникации несет новый тип информации»
Слайд 3The global village
Глобальная деревня. Термин характеризует мировое сообщество в современных
условиях, когда массовые коммуникации формируют характер общества, в котором возникает
идиллия свободного общения.
Деревня с Землю величиной (о нашей планете с конца XX в. когда широкое развитие получили электронные средства связи)
Слайд 4Теория информационного общества
Разработана в западной социологии в начале 70-х годов,
характеризуется всесторонней информатизацией, отражает воздействие, прежде всего, на управленческую сторону
интенсивно развивающихся экономики и информационного производства.
Культура, психология, социальная жизнь и экономика формируются под воздействием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций, производственный процесс более не является основным решающим фактором перемен, влияющим на нравы, социальный строй и ценности общества.
Слайд 5Основные этапы медиаконвергенции
Технические и технологические возможности. Дигитализация. Миниатюризация.
Развитие Интернета.
Web 1.0 и 2.0. Бум доткомов. Типы конвергенции. Приход в
Интернет газет, журналов, радио и ТВ, их трансформация.
Слайд 6Дигитализация
(син. цифровизация) Перевод информации в цифровую форму. Цифровая трансмиссия информационных
данных, закодированных в дискретные сигнальные импульсы, широко применяется в современных
системах связи.
В США в дигитализации видят путь к информационному обществу, дальнейшей глобализации и транснационализации информационных связей на всей планете.
В Европе и других регионах мира существует иная точка зрения на дигитализацию, связанная с защитой наземного вещания как средства сохранения национально-локальных особенностей и интересов посредством собственных информационных средств.
Слайд 7Миниатюризация
Процесс миниатюризации изделий электронной техники неуклонно приближает момент перехода критических
размеров элементов из микро- в нанодиапазон.
Перспективы нанотехнологий, способных дать
новые материалы и конструкции электронной отрасли.
Слайд 8Web 1.0 и Web 2.0 и Web 3.0
Общее представление о
постоянно меняющейся интернет-среде: дизайн, структура, наполнение сайтов и др.
Web 1.0:
статичные страницы вместо генерируемого пользователями динамического контента (простой пример: html сайты — статичные, а php — динамичные).
Слайд 9Web 2.0 и Web 3.0
устранение характерных черт технологий web 1.0
принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного
материала, то есть это проекты и сервисы, активно развиваемые и улучшаемые самими пользователями: блоги, wiki, социальные сети и т. д.
Если во времена Web 1.0 информация, попадающая в интернет, генерировалась владельцами сайтов, то в эпоху Web 2.0 контент могут создавать пользователи. Но это привело к заполнению интернета, однообразными и, зачастую, бесполезными массивами данных.
Web 3.0 будет ознаменован наведением в интернете порядка: ключевую роль здесь должны сыграть онлайн-эксперты, осуществляющие строгую модерацию контента сайтов.
Слайд 10Бум «доткомов»
Термин произошёл от dot-com («точка-ком») — домена верхнего уровня .com,
в котором зарегистрированы преимущественно сайты коммерческих организаций..
Amazon.com вырос из
захудалого магазинчика. И аналогичных историй успеха, случившихся на переломе XX-XXI веков — десятки, может быть сотни. А бумом «доткомов» этот период назвали из-за того, что интернет-компании предпочитали размещать сайты в доменной зоне .com
Слайд 11Конвергенция
конвергенция проходит на нескольких уровнях:
- технологическом (слияние сетей)
-
организационном (слиянии как внутри одного сектора экономики, так и в
различных сегментах рынка)
- медийном
Слайд 12Специфика конвергентной журналистики
Трансформация контента.
Текстовый пакет.
Трансформация аудио-визуального содержания.
Изменение способов подачи,
мультиплатформенность.
Изменение природы аудиторного восприятия.
Увеличение скорости получения информации аудиторией.
Поиск
новых решений и освоение возможностей.
Слайд 13Универсальный журналист - трансформация методов работы
Гаджет: плюсы и минусы, попытки
совмещения, вызовы времени.
Умение журналиста подавать информацию в различных пакетах-текст,
фото, видео, аудио.
Технологические, технические и профессиональные навыки, необходимость понимания специфики различных видов информации.
Оперативность. Удачные примеры и ошибки – РИА-новости, Комсомольская правда, Коммерсант.
Слайд 14Гражданская журналистика, UGC и социальные сети
Пользовательский контент (англ. User-generated content)
— различное информационно-значимое содержимое носителей информации, которое создается потребителями. Одно
из базовых понятий в «Веб 2.0»: ЖЖ. Твиттер. Facebook. vk.com. YouTube.
Платформа – как СМИ. Перепост. Вирусные ролики. Вирусный редактор.
Аудитория как автор медийных текстов и их распространитель. Проект "Ты -репортер". Блоговолны.
Ответственность гражданской журналистики.
Сообщества. Аудитория. Интернет-среда как источник Таргетированная информации (В соцсетях люди добровольно рассказывают о себе больше, чем о них знает полиция). Поиск героев и тем. Интерактивность.