Слайд 1Особенности и периодизация философии европейского Средневековья.
Выполнила: Вавилова Вера, группа 411
- ДОо
Слайд 2Особенности Средневековой европейской философии.
1.Теоцентризм. Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея
Бога.
Слайд 32. Креационизм (лат. creation – творение) – размышление о творении
мира Богом по его воле. Бог – творец, он создал
мир из ничего. Мир является осуществлением замысла Божия. Человек - это образ и подобие Бога.
Слайд 43.Антропоцентризм предстаёт как совокупность взглядов, утверждающих исключительную роль человека среди
творения Бога. Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой.
«Человек–образ
и подобие Бога».
Слайд 54. Персонализм - каждый человек рассматривается как личность, а отношения
между Богом и человеком, а также между людьми – глубоко
личностные, при этом высшей ценностью в этих отношениях является любовь. Тело – храм Души.
Слайд 65. Провиденциализм. Человек трактуется как бытие, сотворенное Богом, спасенное Христом
и предназначенное к сверхъестественной судьбе. В философии провиденциализм утверждает, что
божественный замысел предопределяет историю людей, он пробивается через все события и факты.
Слайд 76. Эсхатология (учение о конце мира). История в христианском мировоззрении
- это целесообразный процесс, направляемый Богом к предопределяемой цели. Христианские
мыслители изображают его, как мир истинного, прекрасного и совершенного, где человек находится в полном единении с Богом. Достижение этого царства – конечная цель и смысл человеческого существования.
Слайд 87. Ревеляционизм (богооткровенность) Бог открывает человеку свою волю, смыслы и
истины бытия в Священном писании, авторитет которого основывается на Библии
– Книге книг, где заложены ключи к тайнам жизни и спасения человека.
Слайд 98. Традиционализм (обращённость в прошлое, следование традиции), который заключался в
разъяснении священного писания (Библии), принятие богословских положений как абсолютно истинных,
не подлежащих критике откровений, отказ от создания теоретических философских концепций о мире.
Слайд 10Периодизация философии европейского Средневековья.
1-й этап Апологетика (Мистика) (1 – 3 вв.
н.э.)
2-й этап Патристика (1 – 6 вв.)
3-й этап Схоластика (9 –
15 вв.)
Ранняя схоластика (9-12 в.) Представитель - Пьер Абеляр.
Средняя схоластика (высокая, 13-14 в.) Творчество Фомы Аквинского.
Поздняя схоластика (14-15 в.) Представитель – Уильям Оккам.
Слайд 111-й этап Апологетика (Мистика) (1 – 3 вв. н.э.) — утверждение
о триединстве Бога, доказательство Его существования, пересмотр раннехристианских символов и
ритуалов служения к новым условиям.
Слайд 122-й этап Патристика (1 – 6 вв.) — установление господства католической
христианской церкви во всех сферах жизни европейских государств. По роли
в обществе, патристику разделяют на апологетическую и систематическую.
По языковому критерию – на греческую и латинскую, или на восточную и западную.
Важнейшим вопросов патристики был вопрос соотношения веры и знаний, религии и философии.
Слайд 133-й этап Схоластика (9 – 15 вв.) — переосмысление догматов, узаконенных
в предыдущие периоды. Цель схоластики – доступность догматики для простых
людей.