Слайд 1Сообщение учителя начальных классов
ЧОУ «Православная классическая гимназия-пансион Свято-Алексиевской пустыни
памяти протоиерея Василия Лесняка»
М. А. Мамьяновой
Май 2017
Особенности обучения чтению
по Азбуке К. Д. Ушинского
Слайд 2Особенности обучения чтению по Азбуке К. Д. Ушинского
Слайд 3 Обучение грамоте: алгоритм
учебника и урока
К. Д. Ушинский
– основоположник современного аналитико-синтетического метода обучения чтению в России. С
древних времен на Руси первоначальное обучение осуществлялось буквослагательным методом и методом заучивания слогов. Эта деятельность была механической, однообразной и не давала пищи детскому сознанию. По выражению Ушинского, она «держала мозговой организм в оцепенелом состоянии» (73, 74), что отражалось на внутреннем состоянии детей.
Слайд 4 Опыт обучения грамоте
по Азбуке К. Д. Ушинского
Изучая опыт европейских школьных систем, Ушинский открыл рациональный, звуковой способ
обучения детей грамоте, который был разработан в Германии и Швейцарии в 50-е годы 19 века. Все положения зарубежных методик были творчески переработаны Ушинским и изменены сообразно потребностям нашего языка.
Он делает глубокие наблюдения и утверждает, что звуковой метод – это рациональный способ обучения детей. Звуковая метода, подающая букву как знак звука, постоянно упражняет память и внимание ребенка в процессе исследования звучащего слова, выбора необходимой буквы при письме и воспроизведения звуков при чтении. Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание, связаны с духовным восприятием слова. К. Д. Ушинский называет родное слово той «духовной одеждой, … в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделаться истинной собственностью человеческого сознания» (73, 22).
Слайд 5 Опыт обучения грамоте
по Азбуке К. Д. Ушинского
В Азбуке нет деления слов на слоги, нет слоговых таблиц,
механически натаскивающих детей в чтении. Отсутствие слогового деления соответствует особенностям психики детей шестилетнего возраста, когда мир воспринимается ими как единое целое. Но чтобы чтение было посильно, на первых порах детям предлагаются короткие слова, используются упражнения в наращивании слов, сокращении, замене букв (рот, крот, кот, ком…).
Слайд 6Звездочка над буквой
Огромная ценность методики –направленность на овладение детьми произносительно
верным чтением. Места несовпадений в слове написания и произношения К. Д. Ушинский
помечает звездочкой над буквой.
Слайд 7 Звездочка над буквой
Этот знак обращает внимание ребенка на данное
различие и побуждает прочитать слово по литературным нормам: [угал], [галава]… Такое
чтение позволяет сформировать активное видение несовпадений написания и произношения, орфографическую зоркость при письме, умение обнаружить в словах «опасные» места, делает чтение осмысленным. Вот почему Ушинский настаивает на неспешном обучении чтению.
Слайд 8 Поскольку у детей понимание читаемого происходит вслед за прочтением каждого
слова, а не одновременно, необходимо время для осмысления прочитанного. И
если во главе угла стоит скорость чтения, то единственным результатом становится механическое, бессознательное извлечение звуков, препятствующее восприятию содержания читаемого и разрушающее детское мышление.
От такого чтения дети навсегда теряют интерес к этому занятию, не воспринимают его познавательную ценность. А отсутствие мотивации тормозит желанное формирование скорости.
Получается замкнутый круг: чтобы ребенок читал быстро, нужно чтобы он хотел читать. Но желание диктуется результатом: ребенок должен получить пищу для ума и для сердца. Следовательно, неспешное осмысленное чтение на первых порах даст позже ожидаемое увеличение темпа.
Слайд 9 Современные методики
В современных программах по обучению чтению в методики вводятся
звуковые модели слов: прямоугольники, треугольники, кружочки и т. д.
У: О
чем говорит первая схема?
Д (должны ответить): Слово состоит из одного слога, в этот слог входит слог – слияние согласного и гласного звука и отдельного согласного звука.
У: О чем говорит третья схема?
Д (должны ответить): Слово состоит из двух слогов: первый слог – это слияние согласного звука и гласного и отдельного согласного, второй слог такой же.
У: О чем говорит значок в виде стрелочки над первым слогом?
Д: Первый слог ударный (и т. д.).
Пока дети вспоминают схемы слов, половина урока пройдет, а к чтению еще и не приступили.
Слайд 12Модели слов
Между буквой и звуком встает посредник, призванный дать характеристику
звуку: гласный, согласный, мягкий, твердый. В таблицах, моделях, ребусах и лабиринтах теряется
слово, живой атом языка, из-за чего рушатся духовные связи ребенка с миром. Все эти нагромождения становятся непреодолимой преградой на пути ребенка к заключенному в слове смыслу, становятся губительными для детской души, ущемляют ее творческие начала, формализуют мышление.
На данной странице нет никакого материала для чтения. Если первоклассник читающий, он будет скучать во время урока; если ученик не умеет читать, он ничему и не научится при таком содержании учебника.
Слайд 13 В современной учебно-методической литературе говорится о необходимости плавного чтения по
литературным нормам целыми словами. Но на практике преобладает монотонное дробное
чтение по слогам, «оканье», «еканье»… Преодолению этой привязанности должно способствовать употребление двух видов чтения – орфографического и орфоэпического. Как правило, эта деятельность носит эпизодический, ознакомительный характер и не может сформировать навык чтения по литературным нормам. В результате орфографическое чтение – повсеместное явление. Оно вредит правописанию, т. к. используется сила памяти, которая вынуждает ребенка заучивать слова. Но выучить родной язык нельзя, его нужно понять!
Слайд 14 Дидактические задачи потеснили воспитательные, и это отразилось на содержании
современных азбук. С их страниц исчезают вековые духовно-нравственные истины, их
заменяет мир учебной игры, считающейся на сегодняшний день наиболее продуктивным способом обучения, мир логических задач. Уходят естественные понятия, смысл и значимость которых должен усвоить ребенок, чтобы просто состояться как человек. Мир земной заменен миром героев произведений для детей, жизнь реальная искусственно перемешивается с жизнью вымышленных героев, что размывает очертания земного бытия человека и представления о его предназначении. Ценность семьи, родительской заботы, труда, мира природы, родной страны, языка вытесняется заботой исключительно об умственных способностях детей.
Слайд 15Материал для чтения в современных учебниках
В качестве материалов для чтения
порой используются третьесортные тексты, захламляющие или оскверняющие внутренний мир ребенка.
Допускаются вольности в художественном оформлении.
Рисунки на этой странице уродливые, не соответствующие действительности. Если ребенок живет в городе, он никогда не догадается, что художник изобразил лейку, т. к. она похожа на монстра. Да и людей он показал не лучшим образом.
А о тексте стихотворения можно сказать «ни уму, ни сердцу».
Читая его, вы можете сделать вывод, что изучено довольно большое количество букв. Вместо него можно было напечатать, например, пословицы и поговорки или народные приметы, что принесло бы больше пользы для обучения и воспитания первоклашек.
Слайд 16 Уроки, проводимые по новой редакции Азбуки К. Д. Ушинского,
входящей в «Родное слово», строятся так же, как типовые уроки
в общеобразовательной школе, но приоритет отдан активным фонетическим упражнениям, развивающим фонематический слух детей; исключены звуковые схемы-модули; происходит знакомство с печатными буквами; чтение по орфоэпическим нормам, развитие речи; письмо печатными буквами, формирование внимания к несовпадениям произношения и написания.
Слайд 17Азбука В. Горецкого
повторение;
игра «Живые буквы»: два ученика с карточками букв а,
у сближают карточки, а класс читает слова «ау» и «уа»;
повторение заученных
слоговых таблиц: на-но-ну-ны-ни; са-со-су-сы-си и т. д.;
чтение слов с пометами на странице учебника или на доске: Ни-на, Ин-на и т. п. (обычно даются те слова, которые дети должны были читать дома).
повторение;
звуковые упражнения (на усмотрение учителя разные варианты):
1. Дети приводят примеры звуков речи, работая по цепочке.
2. Находят пары для твердых и мягких согласных звуков (учитель называет твердый звук, а ребенок – мягкий, а потом наоборот: учитель – мягкий, ребенок – твердый).
3. Сложение слов из звуков (учитель называет слово звуками, дети произносят слово целиком).
4. Деление слов на звуки и счет их на пальцах.
5. Деление слов на слоги и выделение ударного звука.
6. Отработка гласных букв, й.
Построение уроков ознакомления
со звуками [т], [т’] и буквой т
Азбука К. Ушинского
Слайд 18Азбука В. Горецкого
Изучение буквы
Изучение буквы
Построение уроков
Азбука К. Ушинского
Слайд 19Азбука В. Горецкого
Выделение согласных звуков на основе слого-звукового анализа слов
«три» и «пять»
Рассматривание рисунков, изображенных под буквой
Построение уроков
Азбука К. Ушинского
Слайд 20Построение уроков
а) Вычленение первых звуков в словах, называющих изображенные предметы.
По
Горецкому:
У: Сколько кубиков на верхнем рисунке?
Д: Три.
У: Рассмотрите схему слова
«три». О чем говорит синий квадратик?
Д: Это твердый согласный звук, не образующий слияния слогов.
У: О чем говорит прямоугольник, разделенный на зеленый треугольник и красный?
Д: Это слог-слияние: согласный мягкий и гласный.
У: Какому слову соответствует эта схема?
Д: Три.
У: О чем говорит значок над синим квадратиком?
Д: Это новый звук, с которым мы будем работать
(по аналогии со словом «пять»).
б) Обозначение звуков буквой (т).
в) Характерные детали буквы.
г) Печатание буквы.
Слайд 21Построение уроков
а) Вычленение первых звуков в словах, называющих изображенные предметы.
По
Ушинскому:
У: Рассмотрите рисунки в верхней части страницы. Что изображено?
Д: Топор,
телега, труба, телята.
У: Назовите первые звуки в этих словах.
Д: Называют без затруднений твердый и мягкий звуки.
У: Придумайте слова на эти звуки.
Д: Тесто, танк, торт…
б) Обозначение звуков буквой (т).
в) Характерные детали буквы.
г) Печатание буквы.
Слайд 22Азбука В. Горецкого
чтение учителем слоговой таблицы;
заучивание детьми слоговой таблицы;
чтение слов
и предложений по орфографическим нормам.
чтение слов и предложений из Азбуки обязательно
по орфоэпическим нормам;
попутные беседы, касающиеся содержания слов или предложений.
Построение уроков
Азбука К. Ушинского
Слайд 23В. Горецкий
слов на странице мало;
слова подобраны примитивные;
предложения не несут никакого
воспитательного значения;
детям неинтересно.
слов много;
чтение начинается с коротких слов;
слова увеличиваются за счет добавления
букв;
в словах заменяются буквы;
предложения несут воспитательный характер;
дети на уроке не скучают, так как учитель обсуждает с ними прочитанные слова и предложения.
Построение уроков
К. Ушинский
Слайд 24Построение уроков
Азбука В. Горецкого
повторное чтение слоговых таблиц;
повторное чтение предложений;
ребусы,
шарады, игры со словами.
Азбука К. Ушинского
списывание слов из Азбуки:
– чтение
слов по орфоэпическим нормам;
– поиск несовпадений произношения и написания;
– членение слов на слоги;
– письмо по слогам при орфографическом проговаривании;
– проверка написанного.
Слайд 25Построение уроков
В. Горецкий
При такой работе дети читающие (а сейчас в
1 класс принимают только читающих) забудут о том, зачем они
пришли в школу. На подобных уроках им скучно, следовательно, начинаются проблемы с дисциплиной.
К. Ушинский
При таком построении урока детям некогда скучать. Они заняты разнообразной деятельностью. Задания простые, никаких схем, все соответствует возрасту ребенка. Дисциплину никто не нарушает, т. к. все работают по цепочке, а это значит, что дети приучаются не отвлекаться.
Слайд 26Часто «Родное слово» обвиняют в малом объеме, не позволяющем отрабатывать скорость
чтения.
К. Д. Ушинский говорит о том, что скорость чтения
зависит от уровня развития сознания, и если она стремится опередить его, то единственным результатом становится разрушение мышления, превращение чтения в бессознательное извлечение звуков, препятствующее восприятию содержания читаемого.
Вот почему он настоятельно советует обучать детей чтению неспешно.
Слайд 27Литература
Горячева И. А. Путь к родному слову. Обучение детей
чтению по книгам К. Д. Ушинского. — М: Издательство Православного Братства
Святителя Филарета Московского, 2002.
Горячева И. А. К. Д. Ушинский и «Родное слово». Методическое пособие для учителя начальной школы. — Екатеринбург: Лаборатория педагогики православия. Уральское отделение РАО, 2008.
К. Д. Ушинский. Родное слово. Азбука. Учебное пособие для учащихся. Методическая обработка и комментарии И. А. Горячевой. — М: Институт психолого-педагогических проблем детства РАО. Лаборатория психологической антропологии, 2009.