Слайд 1Особенности подросткового возраста
Слайд 2ОТ ДЕТСТВА К ВЗРОСЛОСТИ
«Переходный», «трудный», «критический» возраст… Как протекает развитие
личности в эти годы, насколько трудно бывает воспитателям – родителям
и педагогам – найти правильную линию поведения по отношению к подростку?
Всегда ли мы осознаем грандиозность этого перехода, всегда ли понимаем, что он означает для самого ребёнка и для взрослых?
Слайд 3Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением
детей
в средних классах школы -
от 10-11 до 14-15 лет.
10-12 – младший
подростковый возраст
13-15 – старший
подростковый возраст
Слайд 4Изменения подросткового
возраста
Физиологические
Психологические
Мировоззренческие
Слайд 5Социальное созревание личности
Появляется сильное желание стать взрослым;
оценка и переоценка ценностей;
дисгармония отношений с окружающим миром.
“ Вызов взрослым —
не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению”
Слайд 6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
Влечение к другому полу.
Неконструктивные отношения подростков
с окружающим миром. Эгоцентризм.
Личностная нестабильность.
Стремление к самостоятельности, к
независимости.
Активное формирование самосознания и рефлексии.
Открытие своего внутреннего мира.
Перестройка мотивационной сферы.
Слайд 7ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА
Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и
костно-мышечная.
Меняется телосложение (рост, вес, пропорции).
Наступает половая зрелость.
Слайд 8МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ
ИЗМЕНЕНИЯ:
Переоценка ценностей.
Устойчивые “автономные” моральные взгляды, суждения и оценки, независимые
от случайных влияний.
Сомнение.
Формирование самосознания, самооценки, возникновение потребности в
самовоспитании.
Формирование убеждений.
Слайд 9ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Появляются критика и противодействие ценностям, установкам
и образу действий взрослых.
Эмоциональные связи с семьей ослабевают.
Родители как
образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.
Уменьшается влияние семьи.
Появляются ростки нового позитивного отношения к родителям: развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе.
Слайд 10ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Некоторые детские формы поведения
–
уже не приемлемы, а взрослые ещё не разрешены или
не знакомы ему.
Он стремится поскорее стать взрослым, но решать сложные задачи, которые по плечу взрослым, он ещё не умеет.
Иногда поведение подростков по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы.
Созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива.
Слайд 11У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он
в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию.
Внешне
кризис возраста проявляется в грубости, скрытности, нарочитости поведения, стремлении поступать наперекор требованию и желанию взрослых; в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения.
Слайд 12КРИЗИС 13 ЛЕТ
недовольством внешностью;
чувством наступающей взрослости;
формированием образа “Я”;
идентификацией с образом пола;
Пониженной самооценкой.
Подросток подвержен сильнейшим переживаниям:
Слайд 13
Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость,
бравада, невыполнением обязанностей: избегая выполнять какие-нибудь обязанности и поручения по
дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры.
Слайд 14Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений».
Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру дивиантного образа жизни
подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков.
Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости.
Слайд 15На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности.
Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков.
Слайд 16
Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья.
При этом решающим является не её состав – полная, неполная,
распавшаяся, а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми.
Слайд 17
Рекомендации для родителей:
• Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
•
Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
• Поддерживайте подростка,
когда ему нелегко.
• Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.
• Научите преодолевать трудности.
• Постоянно контролируйте ребёнка, но без гипер опеки.
• Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте.
• Рассказывайте подростку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.
• Будьте всегда личным примером(учите делами, а не словами).
Слайд 18• Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение,
избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
• Советуйте
следить за своей внешностью.
• Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.
• Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка.
• Помните: недоверие оскорбляет!
• Следите за тем, какие книги читает Ваш подросток, какие фильмы смотрит, в какие игры играет.
• Будьте всегда для своего подростка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой)!