Слайд 1Обеспечение профессионального
роста и саморазвития педагога в контексте требований к современному
дошкольному образованию
Подготовила
И.В.Карасева
2020г.
Слайд 2Профессиональное развитие педагога
Педагоги испытывают объективную потребность в существенном
обновлении своих
методических, психолого-педагогических и
предметных знаний, умений и навыков.
Необходимо изменение характера
образовательного процесса
от исполнительского к
исследовательскому и инновационному
Современное образование требует новых знаний и практических умений, не характерных ранее для педагогической практики
Сегодня педагогу необходимо:
- организовывать образовательный процесс, опираясь на идеи личностно-развивающего образования;
- владеть современными методологическими знаниями и новыми технологиями;
- навыками исследовательской деятельности, освоения инноваций, педагогического проектирования;
- навыками анализа и самоанализа профессиональной деятельности; иметь достаточные навыки компьютерной грамотности.
Повышение профессионализма педагогов выражается в высоком уровне
профессиональной компетентности специалистов образовательной сферы и
эффективности их педагогической деятельности.
Слайд 3Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного
образования, интенсивное внедрение инноваций, новых
технологий и методов работы с
детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная
компетентность, основу
которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)» выдвигает ряд требований
к профессиональной компетенции педагога ДОО.
Слайд 4Педагогическая деятельность по реализации
программ дошкольного образования
Трудовые действия педагога
Организация и
проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной
работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и основными образовательными программами
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Слайд 5Педагогическая деятельность по реализации
программ дошкольного образования
Участие в планировании и корректировке
образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам
мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития
Формирование психологической готовности к школьному обучению
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья
Слайд 6Педагогическая деятельность по реализации
программ дошкольного образования
Организация видов деятельности, осуществляемых в
раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно- исследовательской, игры (ролевой, режиссерской,
с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей
Слайд 7Необходимые умения педагога ДОО
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и
дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная;
конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого- педагогического просвещения
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Слайд 8Необходимые знания педагога ДОО
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы
с детьми раннего и дошкольного возраста
Основные психологические подходы: культурно- исторический,
деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования
Другие характеристики (соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики)
Слайд 9Компетентностная модель современного педагога
Рефлексивная
Игровая
Креативная
Деятельностная
Технологическая
Коммуникативная
Методическая
Компетентности педагога
Слайд 10Методическая компетентность
Способен сознательно выявить и поставить цели и задачи собственной педагогической
деятельности
Разрабатывает рабочую учебную программу образовательной деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей
Осуществляет педагогическую диагностику и на основании ее проектирует индивидуальную траекторию развития воспитанника
Осуществляет проектирование образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО с конкретизацией на определенные условия (разные виды планирования, технологические карты; программное обеспечение, УМК)
Структурирует и выстраивает процесс обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей- инвалидов;
Обобщает свой опыт работы в проектах и методических рекомендациях
Четко определяет цели разработки методической продукции, знает структуру и содержание разных форм и видов методической продукции (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т. д.)
Прописывает необходимое методическое обеспечение реализации спроектированного содержания образования
Слайд 11Коммуникативная компетентность
Способен выстроить образовательную деятельность в современных интерактивных формах на
основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребенка, учитывающего социальную ситуацию его развития
Создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребенка, а также организует ситуации взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
Владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса
Умеет выстраивать отношения сотрудничества с коллегами
Умеет оказывать эмоциональную поддержку
Владеет навыками аргументации и убеждения, активного слушания, обратной связи
Способен к языковой гибкости, понимает смысловой и контекстный ряд речи разных людей, говорит доступно и понятно на языках других
Создает ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослым в разных видах деятельности
Слайд 12Технологическая компетентность
Владеет современными образовательными технологиями и реализует их в образовательный
процесс ДОО с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а
также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей- инвалидов
Владеет информационно- коммуникационными технологиями
Самостоятельно оценивает эффективность применения технологий
Самостоятельно разрабатывает или применяет инструментарий
оценивания эффективности технологии (педагогическую диагностику).
Слайд 13Деятельностная компетентность
Свободно ориентируется в специфике дошкольного образования и особенностях организации
работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Строит образовательную деятельность с
учетом общих закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
Владеет технологиями и принципами эффективной педагогической деятельности, основанной на взаимопонимании и взаимоуважении субъектов образовательной деятельности, межэтнической толерантности;
Способен на высоком профессиональном уровне планировать и организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметную, познавательно-исследовательскую, продуктивную (и др)
Создает широкие возможности для развития свободной игры детей
Мастерски использует методы и средства анализа, психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить развитие ребенка в соответствии с конкретной ситуацией и вовремя внести коррективы в образовательный процесс
Владеет всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской)
выстраивает партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, используя методы и средства для их психолого- педагогического просвещения;
Слайд 14Креативная компетентность
Разрабатывает и реализует творческие образовательные проекты (разного вида и
направленности)
Разрабатывает авторские педагогические технологии и методики с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов
Мобильно изменяет образовательный процесс для создания условий развития ребенка, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности
Вносит изменения в развивающую предметно- пространственную среду для создания условий социализации и индивидуализации детей, разрабатывает новые компоненты среды в контексте требований ФГОС ДО
Владеет креативными техниками порождения новых идей, умеет стимулировать и направлять творческий поиск идей со стороны субъектов образовательной деятельности.
Слайд 15Игровая компетентность
Придумывает сюжеты игр
Создает условия для свободы и самостоятельности действий
воспитанников
Обладает набором личных качеств — гибкость, открытость, артистичность
Проявляет недирективность —
тактичность, чуткость
Серьезно относится к игровой ситуации, владеет способами поддержки игры детей (косвенное руководство)
Знает и может организовать фольклорные, народные и современные игры
Слайд 16Рефлексивная компетентность
Управляет своим поведением, контролирует свои эмоции
Осознает уровень собственной деятельности,
своих способностей
Знает и применяет на практике способы профессионального самосовершенствования
Видит причины
профессиональных проблем, способен к самоанализу, самопознанию, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности
Анализирует, оценивает и корректирует свою педагогическую деятельность в ситуации изменения условий образовательного процесса
Соотносит свой опыт педагогической деятельности с действующей законодательной, нормативной правовой базой дошкольного образования, рекомендациями, выработанными в педагогической науке и практике
Разрабатывает программы саморазвития в профессиональной деятельности и открыт новым знаниям.
Слайд 17Формы профессионального роста и развития педагогов
Конкурсы муниципального, регионального и федерального
уровня
Конференции разного уровня, форумы, выставки, публикации в журналах обобщенного педагогического
опыта
Наставничество
Педагогический совет
Курсы повышения квалификации или профессиональная переподготовка
Районные методические объединения и семинары
Мастер-классы
Открытые просмотры ООД
Слайд 18Путь , способный существенно повлиять на повышение уровня профессионализма, развитие
компетентности педагогов, является непрерывное профессиональное образование
Система повышения квалификации педагогов
Своевременная помощь
педагогам, имеющая опережающий, личностно и практико-ориентированный характер
Потребность в личностном и
профессиональном развитии педагога ДОО
Компетентностная модель педагога
Обеспечивает выполнение педагогом актуальных функций образования
Направлена на реализацию качественно новой личностно-ориентированной, развивающей модели, которая призвана помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка
Слайд 19Схема выстраивания индивидуального маршрута профессионального развития педагога
Проблемное поле
Определение актуальной профессиональной
проблемы
Осуществление деятельности по самообразованию (рефлексия)
Постановка цели профессионального саморазвития
Проектирование деятельности по
самообразованию
Поиск ресурсов профессионального саморазвития
Слайд 20Алгоритм разработки индивидуального маршрута профессионального роста и развития педагога
1 этап
– Диагностика, оценка и самооценка своего мастерства, профессионализма (личностные качества;
профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностики и самоанализа
2 этап – Составление маршрута профессионального роста и развития включающего в себя образовательные линии. Педагог прописывает возможности дополнительного профессионального образования и самообразования, собственные приоритеты и ценности, затруднения в практике образовательной деятельности и пути их решения
3 этап. Рефлексивный анализ реализации индивидуального маршрута,
представление результатов: как разработанных материалов, так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей. Рефлексивный анализ целесообразно проводить два раза в год, предусматривая своевременную коррекцию. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации индивидуального маршрута
Слайд 21Современный педагог ДОО –
компетентный субъект современного образования
Самореализация педагога в профессиональной
деятельности
Повышение профессиональной компетентности
Субъективная позиция педагога в отношении актуализации ФГОС дошкольного
образования
Осознанная готовность педагогов ДОО к реализации новых образовательных стандартов
Активизация педагогической рефлексии собственной педагогической деятельности