В конце раннего детства возникает феномен «Я сам». Внешне это выражается в противоречии «хочу» ребёнка и «нельзя» взрослого. Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника - в игре.
Сюжет - отражаемая в игре область,
сторона действительности.
Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности
детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте важно сформировать мотивационную основу учения – развитие познавательных интересов. Становлению собственно познавательной, учебной деятельности способствует особая форма игры – дидактическая игра.
Конструирование требует специальной организации деятельности, поскольку в нём предъявляются выраженные требования к точности восприятия и пониманию соотношения частей конструкции
Мышление
В дошкольном возрасте
формируется наглядно-
действенное мышление.
К концу дошкольного
возраста складывается
логическое мышление.
Воображение выполняет
аффективно-защитную
и познавательную функцию
В 3-4 года у детей
Аффективное воображение
. Оно позволяет
защищаться от различных
страхов. В 4-5 лет
воображение включается
в процесс планирования.
К 6-7 годам возникает
творческое воображение.
Внимание, восприятие
и память становятся
высшими психическими
Функциями, приобретают
опосредованный характер.
Основные средства,
которыми овладевает
ребёнок-дошкольник,
имеют образный характер:
сенсорные эталоны.
наглядные модели,
представления и схемы.
Интеллект
Основное
интеллектуальное
достижение возраста –
ребёнок начинает мыслить
в уме, во внутреннем плане.
Познавательное развитие дошкольника
Самооценка,
в содержание которой
входят оценка собственных
умений выполнять
практическую деятельность
и моральных качеств,
выражающихся в подчинении
или неподчинении
правилам, принятым
в данной социальной
группе.
Первичные
этические
инстанции ( усвоение
этических норм,
моральных чувств,
следование
идеальным
образцам во
взаимоотношениях
с другими людьми)
Произвольность
поведения
( подчинение
поступков
ориентирующему
образцу). Умение
осмысленно
ориентироваться
на позицию другого
человека.
Систематическая
картина
мира, природы и общества.
Ребёнок стремится
объяснить
и упорядочить окружающий
мир в воображении
Другие поведенческие характеристики:
возникновение паузы между обращением к ребёнку и его
ответной реакцией;
появление оспаривания со стороны ребёнка необходимости
выполнить родительскую просьбу или отсрочивание её
выполнения;
непослушание как отказ от выполнения привычных дел
и обязанностей;
хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой
форме;
демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры;
обострённое внимание к своему внешнему облику и
одежде, главное, чтобы не выглядеть как маленький.
Позитивные проявления:
Заинтересованность в общении со взрослым и
внесение в него новых тем.
Самостоятельность в занятиях-хобби и в
выполнении отдельных обязанностей, взятых
на себя по собственному решению.
Рассудительность.
Кризис семи лет
Потеря детской
непосредственности:
между желанием и
действием вклинивается
переживание того,
какое значение это
будет иметь
для самого ребёнка
Двигательная готовность.
Мелкая моторика.
Крупные движения (рук,
ног, всего тела)
Уровень развития
предпосылок учебной
деятельности: умение
внимательно слушать и точно
выполнять последовательные
указания взрослого,
самостоятельно
действовать по заданию,
ориентироваться на систему
условий задачи,
преодолевая отвлечение
на побочные факторы.
Интеллектуальная готовность.
Ориентировка в окружающем
мире, запас знаний. Уровень
развития восприятия и
наглядно-образного
мышления.
Умение обобщать и
дифференцировать
предметы и явления.
Развитие речевой
сферы.
Психологическая готовность
к обучению в школе
Ученик.
Новые права и
обязанности.
Ведущий тип
деятельности
учебная деятельность
Сфера социальных
отношений.
У младшего школьника
Выделяется особый
тип социальных отношений,
опосредованных задачей:
Ребенок-взрослый-задача;
Учитель – это взрослый,
социальная роль которого
связана с предъявлением
равных и обязательных
для выполнения
требований, с оценкой
качества
учебной работы.
Отметка
Имеет 5 или более рангов.
Определяет результат учебного
процесса.
Носит обобщенный характер.
Отражает усердие ученика.
Неверное оценивание учителем
ведет к формированию
неуверенности ученика
в собственных знаниях и действиях.
Ученик освобождается от
собственной оценочной активности.
Условия развития
Произвольного
внимания
учебная деятельность;
изучение
доступного материала;
изучение эмоционально
насыщенного материала;
творческая деятельность.
Восприятие
Восприятие младшего школьника
определяется особенностями
самого предмета ( младшие
школьники замечают
не главное, а то, что
бросается в глаза);
Слабая дифференцированность
восприятия;
Ситуативность восприятия
(они узнают только
привычные предметы);
Большая эмоциональность
восприятия.
Ступени овладения понятиями:
Усвоение единичных и общих представлений ( выделяются функциональные признаки предмета);
Перечисление известных признаков и свойств, не отличая существенные от несущественнного;
Выделение общих и существенных признаков у ряда единичных предметов.
Этапы анализа.
Частичный – анализируют отдельные части предмета.
Комплексный – анализируют все части предмета.
Системный – анализируют части и свойства предмета в определенной системе.
Мышление
Овладение речью идет по разным линиям:
Развитие звукоритмической и интонационной стороны речи;
Овладение грамматическим строем предложения;
Развитие лексики
Этапы формирования внутреннего плана действий.
Внешнее практическое действие с реальными предметами;
Выполнение действия с заместителями предметов (изображениями);
Выполнение действия в плане «громкой речи»;
Выполнение действия в умственном плане.
Этапы формирования рефлексии:
Временная остановка предметной деятельности для анализа алгоритма действий; Восстановление последовательности выполненных действий;
Изучение последовательности действий с точки зрения эффективности, соответствия поставленной задаче; Формирование результатов рефлексии, гипотезы о предстоящей деятельности;
Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.
Эмоционально стабильные ученики обычно положительно относятся к учёбе. При отрицательном отношении к учителю у детей наблюдается тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность, возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.
У младших школьников развивается, произвольность и самоконтроль.
Ребёнок овладевает своим поведением. Он более точно и
дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных
местах. Улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,
начинает более сдержанно выражать свои эмоции.
Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе,
что порождает переживания мук совести.
Первоклассники оценивают сверстников по
внешним качествам: опрятность-неопрятность,
активность-пассивность, готовность
поделиться – жадность, усидчивость-драчливость.
Повышенная реактивность
и готовность к действию
Не задумывается
о трудностях и сложностях
Большая
подражательность
Доверие к учителю
По З.Фрейду, возраст 12-15 лет - период полового созревания, для которого характерна влюблённость, способность к гетеросексуальным, интимным отношениям.
чрезмерная активность может привести к изнурению;
безумная весёлость сменяется унынием;
уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость; эгоизм чередуется с альтруистичностью;
высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями; страсть к общению сменяется замкнутостью; высокая чувствительность переходит в апатию;
живая любознательность в умственное равнодушие;
страсть к чтению – в пренебрежение к нему;
стремление к реформаторству – в любовь к рутине;
увлечение наблюдениями – в бесконечные рассуждения.
Наблюдаются диспропорции в работе сердечно- сосудистой системы
Нарушение зависимости между силой раздражителя и ответа на него в связи с повышением возбудимости нервной системы
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Д.И. Фельдштейн считал, что ведущим типом деятельности детей подросткового возраста является общественно-полезная, социально признаваемая неоплачиваемая деятельность (просоциальная деятельность) Главное – это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности – дело, полезное для людей, для общества, структура задаётся целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно-полезной деятельности подростка –быть лично ответственным самостоятельным. В 9-10 лет у детей появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых, в 10—11 лет – стремление получить оценку своих возможностей у других людей, в 12-13 лет – признание прав, в 14-15 лет – стремление занять определённую социальную позицию, потребность в самоопределении.
Самое основное в развитии личности подростка ̶ особенность переходить из одного вида деятельности к другому. Эта способность предполагает, что подросток владеет общими способностями организации своей деятельности в любой форме ̶ умеет сам ставить цель, наметить план действий, может оценить и подобрать необходимые средства и соотнести их с действиями других людей.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На основе суждений взрослых (смотрит на себя как бы глазами окружающих)
На основе сравнения с идеалом (оценивает себя)
Объективная:
в интеллектуальной сфере –
самостоятельность в усвоении знаний,
стремлении к самообразованию;
в социально-моральной сфере –
в помощи взрослым и их поддержке,
в отстаивании собственной точки
зрения, соответствии морально-этических
представлений реальному поведению
подростка;
в романтических отношениях со
сверстниками противоположного пола;
во внешнем облике – в следовании моде в
одежде, в поведении, в речи.
Объективная и
субъективная
взрослость
(по Эльконину)
А ответственность…
Позже!!!
Собственно подростковые
поведенческие реакции:
- Реакция эмансипации отражает
стремление подростка к самостоятельности,
освобождению из-под опеки взрослых;
- Реакция «отрицательной имитации»
проявляется в контрастном поведении
по отношению к членам семьи;
- Реакция группирования имитации
проявляется в стремлении к спонтанному
образованию подростковых групп;
- Реакция увлечения (хобби-реакции)
Связана с увлечением спортом,
коллекционированием, азартными
играми и т.д.;
- Реакции, обусловленные
формирующимся сексуальным
влечением (повышенный интерес Я к
сексуальным проблемам и т. д.)
Развивается логическая память, развитие умений
логической обработки материала у подростков должно
быть специальной задачей учителя
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть