Разделы презентаций


Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ ЛЕКЦИЯ 4

Содержание

Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра Дошкольное детство

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Особенности психологического развития в возрасте 3 -10 ЛЕТ» ЛЕКЦИЯ 4

«Особенности психологического развития в возрасте   3 -10 ЛЕТ»   ЛЕКЦИЯ 4

Слайд 2Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Ведущий тип деятельности

детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра
Дошкольное детство

Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра Дошкольное

Слайд 3Социальная ситуация развития в
дошкольном возрасте
Ребёнок – взрослый (обобщённый,

общественный)

Обобщённый взрослый – это носитель общественных функций, т.е. водитель, милиционер,

продавец, воспитатель, мама вообще.

В конце раннего детства возникает феномен «Я сам». Внешне это выражается в противоречии «хочу» ребёнка и «нельзя» взрослого. Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника - в игре.

Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте Ребёнок – взрослый (обобщённый, общественный)Обобщённый взрослый – это носитель общественных функций,

Слайд 4Игра – это особая
форма освоения
социальной
действительности
путём её

воспроизведения
Содержание игры – это то,
что ребёнок выделяет как
основной момент

деятельности
и отношений взрослых

Сюжет - отражаемая в игре область,
сторона действительности.

Сюжетно-ролевая игра – ведущий тип деятельности
детей дошкольного возраста

Игра – это особая форма освоения социальной действительности путём её воспроизведенияСодержание игры – это то,что ребёнок выделяет

Слайд 5Главные линии влияния игры на развитие психики
Развитие мотивационно-потребностной сферы.
Развитие произвольности

поведения и психических процессов.
Развитие идеального плана сознания: стихийный переход от
мышления

в действиях к мышлению в плане представлений,
к умственному действию.
Преодоление познавательного эгоцентризма ребёнка.
Развитие чувства, эмоциональной саморегуляции поведения.
Внутри игры первоначально возникают другие виды деятельности
( рисование, конструирование, учебная деятельность).
Развитие речи, игра способствует развитию знаковой функции речи,
стимулирует связные высказывания.

Главные линии влияния игры на развитие психикиРазвитие мотивационно-потребностной сферы.Развитие произвольности поведения и психических процессов.Развитие идеального плана сознания:

Слайд 6Другие виды деятельности в дошкольном возрасте
Продуктивные виды
деятельности (рисование,
лепка,

конструирование)
Учебная и трудовая
деятельность
До 5 лет в рисунках изображается ограниченное

число объектов. В содержании рисунка преобладают графические шаблоны, заимствованные у взрослых. В возрасте 5-6 лет рисунков становится гораздо больше. Прослеживается зависимость содержания рисунков от пола, места проживания, общественной ситуации.

В дошкольном возрасте важно сформировать мотивационную основу учения – развитие познавательных интересов. Становлению собственно познавательной, учебной деятельности способствует особая форма игры – дидактическая игра.

Конструирование требует специальной организации деятельности, поскольку в нём предъявляются выраженные требования к точности восприятия и пониманию соотношения частей конструкции

Другие виды деятельности в дошкольном возрасте Продуктивные виды деятельности (рисование,лепка, конструирование)Учебная и трудовая деятельностьДо 5 лет в

Слайд 7Л.С. Выготский считал,
что в дошкольном возрасте
ведущую роль начинает

играть
память
Память носит
непроизвольный
характер.
К концу дошкольного
Возраста начинают
складываться


произвольное,
преднамеренное
запоминание
и припоминание

Мышление
В дошкольном возрасте
формируется наглядно-
действенное мышление.
К концу дошкольного
возраста складывается
логическое мышление.


Воображение выполняет
аффективно-защитную
и познавательную функцию
В 3-4 года у детей
Аффективное воображение
. Оно позволяет
защищаться от различных
страхов. В 4-5 лет
воображение включается
в процесс планирования.
К 6-7 годам возникает
творческое воображение.


Внимание, восприятие
и память становятся
высшими психическими
Функциями, приобретают
опосредованный характер.
Основные средства,
которыми овладевает
ребёнок-дошкольник,
имеют образный характер:
сенсорные эталоны.
наглядные модели,
представления и схемы.

Интеллект
Основное
интеллектуальное
достижение возраста –
ребёнок начинает мыслить
в уме, во внутреннем плане.

Познавательное развитие дошкольника

Л.С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает игратьпамять Память носит непроизвольный характер. К концу

Слайд 8Основные психологические новообразования.
Личностное развитие в дошкольном возрасте
Соподчинение
мотивов

( выделение
главных и
второстепенных
мотивов).
Иерархия мотивов
означает появление
волевого

поведения.

Самооценка,
в содержание которой
входят оценка собственных
умений выполнять
практическую деятельность
и моральных качеств,
выражающихся в подчинении
или неподчинении
правилам, принятым
в данной социальной
группе.

Первичные
этические
инстанции ( усвоение
этических норм,
моральных чувств,
следование
идеальным
образцам во
взаимоотношениях
с другими людьми)

Произвольность
поведения
( подчинение
поступков
ориентирующему
образцу). Умение
осмысленно
ориентироваться
на позицию другого
человека.

Систематическая
картина
мира, природы и общества.
Ребёнок стремится
объяснить
и упорядочить окружающий
мир в воображении

Основные психологические новообразования. Личностное развитие в дошкольном возрасте Соподчинение мотивов ( выделение главных и второстепенных мотивов). Иерархия

Слайд 9Манерничанье: ребёнок
что-то из себя строит,
что-то уже скрывает
(уже

душа закрыта)
Симптом «горькой
конфеты»:
ребёнку плохо.
Но он старается
этого

не показывать.
Возникают трудности
воспитания: ребёнок
начинает замыкаться и
становится
неуправляемым

Другие поведенческие характеристики:
возникновение паузы между обращением к ребёнку и его
ответной реакцией;
появление оспаривания со стороны ребёнка необходимости
выполнить родительскую просьбу или отсрочивание её
выполнения;
непослушание как отказ от выполнения привычных дел
и обязанностей;
хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой
форме;
демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры;
обострённое внимание к своему внешнему облику и
одежде, главное, чтобы не выглядеть как маленький.


Позитивные проявления:
Заинтересованность в общении со взрослым и
внесение в него новых тем.
Самостоятельность в занятиях-хобби и в
выполнении отдельных обязанностей, взятых
на себя по собственному решению.
Рассудительность.

Кризис семи лет

Потеря детской
непосредственности:
между желанием и
действием вклинивается
переживание того,
какое значение это
будет иметь
для самого ребёнка

Манерничанье: ребёнок что-то из себя строит, что-то уже скрывает (уже душа закрыта)Симптом «горькой конфеты»: ребёнку плохо. Но

Слайд 10





Уровень развития
аффективно-потребностной
(мотивационной) сферы
Наличие познавательных
интересов.
Стремление занять

своё
особое место в системе
социальных отношений,
выполнять важную
оцениваемую

деятельность
– быть школьником.
«Внутренняя позиция
школьника» - сплав
познавательной потребности
и потребности занять
взрослую социальную позицию.
Развитие познавательной
сферы:
произвольного внимания.
произвольной памяти, умения
действовать по образцу,
по правилу, по принятому
намерению.




Двигательная готовность.
Мелкая моторика.
Крупные движения (рук,
ног, всего тела)


Уровень развития
предпосылок учебной
деятельности: умение
внимательно слушать и точно
выполнять последовательные
указания взрослого,
самостоятельно
действовать по заданию,
ориентироваться на систему
условий задачи,
преодолевая отвлечение
на побочные факторы.



Интеллектуальная готовность.
Ориентировка в окружающем
мире, запас знаний. Уровень
развития восприятия и
наглядно-образного
мышления.
Умение обобщать и
дифференцировать
предметы и явления.
Развитие речевой
сферы.

Психологическая готовность
к обучению в школе

Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферыНаличие познавательных интересов. Стремление занять своё особое место в системе социальных отношений, выполнять

Слайд 11

Вершина

детства.
(от 6-7

до 10-11 лет).


Младший
школьный возраст

Вершина детства.

Слайд 12Анатомо-физиологическое созревание организма:
Увеличение веса мозга ( от 90% веса мозга

взрослого человека в 5 лет до 95% веса мозга взрослого

в 10 лет).
Усиливается специализация полушарий головного мозга.
К 7 годам происходит морфологическое созревание лобного отдела коры больших полушарий (целенаправленного произвольного поведения, планирования).
К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов и наблюдается равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения преобладают.
Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы.
Развивается костно-мышечная система. Но развитие крупных мышц опережает развитие мелких.
Анатомо-физиологическое созревание организма:Увеличение веса мозга ( от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет до 95%

Слайд 13.
Социальная
ситуация
развития
младшего школьника
ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ
Младший школьный возраст –
это

особый
период в жизни ребенка,
который выделился
исторически сравнительно
недавно.

Его не было у тех
детей, которые вообще
не посещали школу, его не
было у тех, для которых
начальная школа была
первой и последней ступенью
образования.
Появление этого возраста
связано с введением системы
всеобщего обязательного
неполного и полного
среднего образования.

Ученик.

Новые права и
обязанности.
Ведущий тип
деятельности
учебная деятельность

Сфера социальных
отношений.
У младшего школьника
Выделяется особый
тип социальных отношений,
опосредованных задачей:
Ребенок-взрослый-задача;
Учитель – это взрослый,
социальная роль которого
связана с предъявлением
равных и обязательных
для выполнения
требований, с оценкой
качества
учебной работы.

.Социальная ситуация развития младшего школьникаОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯМладший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился

Слайд 14Учебная деятельность - вид деятельности, направленный
на усвоение знаний, умений

и навыков.
В. В Давыдов и Д.Б. Эльконин выделяют в структуре

учебной
деятельности следующие компоненты:
Учебная мотивация - это то, что побуждает ученика к учебной
деятельности
Учебная задача - это то, что ученик должен освоить.
Учебные действия – это то, что ученик должен сделать,
чтобы обнаружить свойства изучаемого предмета.
Контроль – действие, с помощью которого проводится проверка
соответствия между сделанным и образцом.
Оценка – определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Учебная деятельность - вид деятельности, направленный на усвоение знаний, умений и навыков.В. В Давыдов и Д.Б. Эльконин

Слайд 15Характеристики оценки и отметки
Оценка
Имеет два значения:
положительное и отрицательное
фиксирует факт

усвоения
или неусвоения материала;
дает содержательное
и качественное описание;
показывает причины
усвоения

или неусвоения;
направляет ученика
на устранение недостатков;
побуждает к работе до
получения положительной оценки.

Отметка
Имеет 5 или более рангов.
Определяет результат учебного
процесса.
Носит обобщенный характер.
Отражает усердие ученика.
Неверное оценивание учителем
ведет к формированию
неуверенности ученика
в собственных знаниях и действиях.
Ученик освобождается от
собственной оценочной активности.

Характеристики оценки и отметкиОценкаИмеет два значения: положительное и отрицательноефиксирует факт усвоения или неусвоения материала;дает содержательное и качественное

Слайд 16Учебная задача решается на основе следующих учебных действий:
Преобразование ситуации для

обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы.
Моделирование выделенного отношения в графической и

знаковой форме.
Преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде».
Выделение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом.
Контроль за выполнением предыдущих действий.
Оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
Учебная задача решается на основе следующих учебных действий: Преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы.Моделирование выделенного

Слайд 17лень;
рассеянность;
неуправляемость;
хронические неудачи;
уход от деятельности;
развитие ребенка по
игровому типу;
развитие ребенка по


негативистской
демонстративности.
Основные причины трудностей в обучении

лень;рассеянность;неуправляемость;хронические неудачи;уход от деятельности;развитие ребенка по игровому типу;развитие ребенка по негативистской демонстративности.Основные причины трудностей в обучении

Слайд 18Внимание и восприятие
Объем внимания
2-3 объекта.
Распределение слабое.
Переключение затруднено.
Устойчивость низкая.


Легко отвлекаемое
внимание.
Причины отвлечения:
новизна
обстановки, особенности
наглядных пособий,
однообразие
деятельности,

утомление.

Условия развития
Произвольного
внимания
учебная деятельность;
изучение
доступного материала;
изучение эмоционально
насыщенного материала;
творческая деятельность.

Восприятие
Восприятие младшего школьника
определяется особенностями
самого предмета ( младшие
школьники замечают
не главное, а то, что
бросается в глаза);
Слабая дифференцированность
восприятия;
Ситуативность восприятия
(они узнают только
привычные предметы);
Большая эмоциональность
восприятия.

Внимание и восприятие Объем внимания 2-3 объекта.Распределение слабое.Переключение затруднено.Устойчивость низкая. Легко отвлекаемое внимание. Причины отвлечения: новизна обстановки,

Слайд 19Память
Преобладает непроизвольное запоминание.
На быстроту и прочность запоминания оказывают влияние эмоции

и чувства.

Способы формирования приемов запоминания.
Многократное прочитывание;
Чередование прочитывания с воспроизведением;
Возвращение к

прочитанным частям текста с целью уяснения их содержания;
Мысленное припоминание прочитанного;
Сопоставление развернутого и свернутого плана;
Выделение смысловых единиц;
Переход от одних элементов текста к другим и их сопоставление;
Оформление результатов группировки в виде письменного плана.

ПамятьПреобладает непроизвольное запоминание.На быстроту и прочность запоминания оказывают влияние эмоции и чувства.Способы формирования приемов запоминания.Многократное прочитывание;Чередование прочитывания

Слайд 20Этапы синтеза.
Простой, суммирующий – перечисляются признаки.
Широкий и сложный – выделяются

новые знания о действительности


Ступени усвоения отношений.
1 ступень – рассматривается отдельно

каждый случай выражения понятий;
2 ступень – делаются обобщения, которое относится к рассматриваемым случаям;
3 ступень – полученное обобщение применяется к разным случаям.

Ступени овладения понятиями:
Усвоение единичных и общих представлений ( выделяются функциональные признаки предмета);
Перечисление известных признаков и свойств, не отличая существенные от несущественнного;
Выделение общих и существенных признаков у ряда единичных предметов.

Этапы анализа.
Частичный – анализируют отдельные части предмета.
Комплексный – анализируют все части предмета.
Системный – анализируют части и свойства предмета в определенной системе.


Мышление

Этапы синтеза.Простой, суммирующий – перечисляются признаки.Широкий и сложный – выделяются новые знания о действительностиСтупени усвоения отношений.1 ступень

Слайд 21Развитие речи
Задачи развития речи:
Обеспечение для учащихся хорошей языковой среды;
Создание на

уроке ситуации общения;
Обеспечение правильного усвоения учениками достаточного лексического запаса, грамматических

структур;
Проведение специальной работы по развитию речи на различных уровнях (произношение, словарный запас, синтаксис)
Развитие желания у учеников говорить правильно;
Развитие не только говорения, но и аудирования.

Овладение речью идет по разным линиям:
Развитие звукоритмической и интонационной стороны речи;
Овладение грамматическим строем предложения;
Развитие лексики

Развитие речиЗадачи развития речи:Обеспечение для учащихся хорошей языковой среды;Создание на уроке ситуации общения;Обеспечение правильного усвоения учениками достаточного

Слайд 22Основные психологические
новообразования
в младшем школьном возрасте.
Произвольность

Внутренний
план действий

Рефлексия

Этапы

формирования произвольности.
Выполнение задания в соответствии со словесными указаниями учителя;
Самостоятельное выполнение

учеником в соответствии с собственными интересами и потребностями.

Этапы формирования внутреннего плана действий.
Внешнее практическое действие с реальными предметами;
Выполнение действия с заместителями предметов (изображениями);
Выполнение действия в плане «громкой речи»;
Выполнение действия в умственном плане.

Этапы формирования рефлексии:
Временная остановка предметной деятельности для анализа алгоритма действий; Восстановление последовательности выполненных действий;
Изучение последовательности действий с точки зрения эффективности, соответствия поставленной задаче; Формирование результатов рефлексии, гипотезы о предстоящей деятельности;
Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

Основные психологические новообразования в младшем школьном возрасте.ПроизвольностьВнутренний план действий РефлексияЭтапы формирования произвольности.Выполнение задания в соответствии со словесными

Слайд 23Эмоционально-волевая сфера младших школьников
Первоклассники эмоционально возбудимые, отзывчивые и не могут

понять эмоциональное состояние по выражению лица.
В младшем школьном возрасте формируются

высшие чувства (нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства)

Эмоционально стабильные ученики обычно положительно относятся к учёбе. При отрицательном отношении к учителю у детей наблюдается тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность, возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости, эмоциональной неустойчивости.

У младших школьников развивается, произвольность и самоконтроль.
Ребёнок овладевает своим поведением. Он более точно и
дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных
местах. Улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками,
начинает более сдержанно выражать свои эмоции.
Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе,
что порождает переживания мук совести.

Эмоционально-волевая сфера младших школьниковПервоклассники эмоционально возбудимые, отзывчивые и не могут понять эмоциональное состояние по выражению лица.В младшем

Слайд 24Особенности взаимоотношений
младшего школьника.
В 3-4 классе происходит
перестройка межличностных отношений.

Дети начинают острее переживать публичные замечания.

Второклассники оценивают по успеваемости-неуспеваемости,
привлекательности-неряшливости,

физическая сила
(для мальчиков) и плаксивость. Ябедничество (для девочек).

Первоклассники оценивают сверстников по
внешним качествам: опрятность-неопрятность,
активность-пассивность, готовность
поделиться – жадность, усидчивость-драчливость.

Особенности взаимоотношений младшего школьника.В 3-4 классе происходит перестройка межличностных отношений. Дети начинают острее переживать публичные замечания.Второклассники оценивают

Слайд 25Самооценка младшего школьника
Основные особенности личности
младшего школьника
Неадекватная и неустойчивая


Число осознаваемых качеств
относительно невелико
Трудности в анализе

поступков

Повышенная реактивность
и готовность к действию

Не задумывается
о трудностях и сложностях

Большая
подражательность

Доверие к учителю

Самооценка младшего школьникаОсновные особенности личности младшего школьника Неадекватная и неустойчивая Число осознаваемых качеств относительно невелико Трудности в

Слайд 26 от 11-12 до 15-16 лет

Промежуточный переход между детством

и взрослостью, возраст совмещает характеристики того и другого возраста


Подростковый возраст
от 11-12 до 15-16 лет Промежуточный переход между детством и взрослостью, возраст совмещает характеристики того и

Слайд 27Основная характеристика подросткового возраста ̶ его противоречивость.
Особенности возраста:
Гетерохронность развития отражена

в несовпадении точек достижения морфологической, половой, интеллектуальной и социальной зрелости.


Подростничество

является одновременно возрастом социализации и индивидуализации

Основная характеристика подросткового возраста ̶ его противоречивость.Особенности возраста:Гетерохронность развития отражена в несовпадении точек достижения морфологической, половой, интеллектуальной

Слайд 28Подростковый возраст называют пубертатным (полового созревания)

Подростковый возраст как период «бури

и натиска», обусловленный разрывом между наступлением социальной и сексуальной зрелости

(С. Холл).
Противоречия:

По З.Фрейду, возраст 12-15 лет - период полового созревания, для которого характерна влюблённость, способность к гетеросексуальным, интимным отношениям.

чрезмерная активность может привести к изнурению;
безумная весёлость сменяется унынием;
уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость; эгоизм чередуется с альтруистичностью;
высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями; страсть к общению сменяется замкнутостью; высокая чувствительность переходит в апатию;
живая любознательность в умственное равнодушие;
страсть к чтению – в пренебрежение к нему;
стремление к реформаторству – в любовь к рутине;
увлечение наблюдениями – в бесконечные рассуждения.

Подростковый возраст называют пубертатным (полового созревания)Подростковый возраст как период «бури и натиска», обусловленный разрывом между наступлением социальной

Слайд 29Подростковый возраст - это период кардинальной перестройки организма
Рывок роста

– тело ребенка «взрослеет»
Изменяется мышечная система, но она отстает в

развитии от костной

Наблюдаются диспропорции в работе сердечно- сосудистой системы

Нарушение зависимости между силой раздражителя и ответа на него в связи с повышением возбудимости нервной системы

Подростковый возраст - это период кардинальной перестройки организма Рывок роста – тело ребенка «взрослеет»Изменяется мышечная система, но

Слайд 30 Центральной задачей развития подросткового возраста является самоопределение в системе ценностей

общения и отношений между людьми.
(Р. Хевигхерст).
Направления развития:
Освоение

«новой телесности».
Развитие абстрактного мышления.
Приобретение навыков межличностного общения с представителями своего и противоположного полов, вхождение в группу сверстников.
Становление новых отношений в семье.
Подготовка задач будущего в области карьеры и образования.
Подготовка к семейной жизни.
Центральной задачей развития подросткового возраста является самоопределение в системе ценностей общения и отношений между людьми. (Р. Хевигхерст).

Слайд 31По мнению Д.Б. Эльконина, ведущим типом деятельности в подростковом возрасте

становится общение со сверстниками. Динамика мотивов общения со сверстниками:
Желание быть

в среде сверстников, что-то делать вместе (10-11 лет); мотив занять определённое место в коллективе сверстников (12-13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14-15 лет)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Д.И. Фельдштейн считал, что ведущим типом деятельности детей подросткового возраста является общественно-полезная, социально признаваемая неоплачиваемая деятельность (просоциальная деятельность) Главное – это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности – дело, полезное для людей, для общества, структура задаётся целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно-полезной деятельности подростка –быть лично ответственным самостоятельным. В 9-10 лет у детей появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых, в 10—11 лет – стремление получить оценку своих возможностей у других людей, в 12-13 лет – признание прав, в 14-15 лет – стремление занять определённую социальную позицию, потребность в самоопределении.

По мнению Д.Б. Эльконина, ведущим типом деятельности в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. Динамика мотивов общения

Слайд 32Развитие в подростковом возрасте определяется общением ребенка с людьми во

всех формах общественно полезной деятельности: производственно- трудовой, художественной, спортивной, учебной

и т.д.


Самое основное в развитии личности подростка ̶ особенность переходить из одного вида деятельности к другому. Эта способность предполагает, что подросток владеет общими способностями организации своей деятельности в любой форме ̶ умеет сам ставить цель, наметить план действий, может оценить и подобрать необходимые средства и соотнести их с действиями других людей.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие в подростковом возрасте определяется общением ребенка с людьми во всех формах общественно полезной деятельности: производственно- трудовой,

Слайд 33В отечественной психологии возникновение и развитие самосознания рассматривают как центральное

психологическое новообразование подросткового возраста

«Что я за человек? Что

во мне хорошего, что плохого?»
(Начало самоопределения человека).

На основе суждений взрослых (смотрит на себя как бы глазами окружающих)

На основе сравнения с идеалом (оценивает себя)

В отечественной психологии возникновение и развитие самосознания рассматривают как центральное психологическое новообразование подросткового возраста «Что я за

Слайд 34 механизм саморегуляции
самосознание
самооценка
самовоспитание

механизм саморегуляциисамосознаниесамооценкасамовоспитание

Слайд 35Субъективная
(чувство взрослости):
появление у подростка отношения к себе
не

как к маленькому, а как к взрослому.
Основные показатели:

проявления потребности в уважении,
доверии, признании самостоятельности;
желание оградить некоторые
сферы своей жизни от вмешательства
взрослых;
наличие собственной линии
поведения несмотря на несогласие
взрослых или сверстников.

Объективная:
в интеллектуальной сфере –
самостоятельность в усвоении знаний,
стремлении к самообразованию;
в социально-моральной сфере –
в помощи взрослым и их поддержке,
в отстаивании собственной точки
зрения, соответствии морально-этических
представлений реальному поведению
подростка;
в романтических отношениях со
сверстниками противоположного пола;
во внешнем облике – в следовании моде в
одежде, в поведении, в речи.

Объективная и
субъективная
взрослость
(по Эльконину)

Субъективная (чувство взрослости): появление у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому.

Слайд 36Чувство взрослости – это стремление:
Быть похожим на взрослых внешне

Приобщиться к

их жизни и деятельности

Приобрести качества и умения взрослых

Приобрести

ПРАВА и ПРИВИЛЕГИИ!!!

А ответственность…
Позже!!!

Чувство взрослости – это стремление:Быть похожим на взрослых внешнеПриобщиться к их жизни и деятельности Приобрести  качества

Слайд 37Основные тенденции в личностном развитии подростков:

Осознание себя взрослым и стремление

доказать свою самостоятельность.
Увлечение всем новым, необычным, стремление все попробовать во

все включиться лично.
Расширение круга общения и усиление значимости мнения товарищей при относительном снижении авторитета взрослых.
Усвоение кодекса товарищеской чести, морали равенства против морали послушания.
Активизация самоанализа, самосознания, самооценки и попытки выработать у себя желаемые качества.
Появление кумиров, идеальных образов, стремление копировать их хотя бы внешне.
Основные тенденции в личностном развитии подростков:Осознание себя взрослым и стремление доказать свою самостоятельность.Увлечение всем новым, необычным, стремление

Слайд 38Внутренние и внешние предпосылки подросткового кризиса

Внутренние и внешние предпосылки подросткового кризиса

Слайд 39Кризис 13 лет

Симптомы кризиса


попытки понять самого
себя и свои возможности

изменение

Я - концепции


становление
самосознания

половое влечение


импульсивность


повышенная
возбудимость

негативизм
снижение
продуктивности

Кризис 13 летСимптомы кризисапопытки понять самого себя и свои возможностиизменение Я - концепциистановление самосознанияполовое влечениеимпульсивностьповышенная возбудимостьнегативизмснижение продуктивности

Слайд 40Специфические особенности психики и
поведения подростка
Поведенческие реакции:
- Реакция отказа выражается

в
отказе от обычных форм поведения;
- Реакция оппозиции, протеста
проявляется

в противопоставлении
своего поведения требуемому;
- Реакция имитации проявляется в
подражании родным и близким;
- Реакция компенсации выражается
в стремлении восполнить свои
недостатки в одной области успехами
в другой;
- Реакция гиперкомпенсации
обусловлена стремлением добиться
успеха именно в той области, в
которой подросток обнаруживает
наибольшую несостоятельность.

Собственно подростковые
поведенческие реакции:
- Реакция эмансипации отражает
стремление подростка к самостоятельности,
освобождению из-под опеки взрослых;
- Реакция «отрицательной имитации»
проявляется в контрастном поведении
по отношению к членам семьи;
- Реакция группирования имитации
проявляется в стремлении к спонтанному
образованию подростковых групп;
- Реакция увлечения (хобби-реакции)
Связана с увлечением спортом,
коллекционированием, азартными
играми и т.д.;
- Реакции, обусловленные
формирующимся сексуальным
влечением (повышенный интерес Я к
сексуальным проблемам и т. д.)

Специфические особенности психики и поведения подросткаПоведенческие реакции:- Реакция отказа выражается в отказе от обычных форм поведения;- Реакция

Слайд 41Интеллектуальное развитие подростка
Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач

(важнейшее приобретение в анализе действительности)
Интеллектуализация процессов восприятия и памяти
Всё чаще

подростки обращаются к творчеству

Развивается логическая память, развитие умений
логической обработки материала у подростков должно
быть специальной задачей учителя

Интеллектуальное развитие подросткаУмение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач  (важнейшее приобретение в анализе действительности)Интеллектуализация процессов восприятия

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика