Слайд 1Особенности современного мира, детей и детства
Л.В.Свирская, доцент кафедры управления образовательными
системами РИПР, к.п.н.
Слайд 2ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Рост социальной неопределенности,
скорость социально-экономических изменений, становление информационного общества, новые виды информационно-коммуникационных технологий,
порождая новую социальную ситуацию развития ребенка, несут определенные риски для детей дошкольного возраста
Слайд 3ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Снижение рождаемости и
старение общества
прогрессирует во многих индустриально развитых странах. Это изменяет отношения
между полами и поколениями и побуждает образовательные системы сознательно и целенаправленно выстраивать совместное существование, диалог и общение между поколениями. Образованию принадлежит центральная роль в деле создания тесной связи между поколениями, так же создание возможности для женщин соединять материнство и профессиональную карьеру.
Слайд 4ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
ярко выраженная дифференциация
социально-экономических условий
жизни влечет нарастание различий в траекториях развития детей из
разных слоев. Расслоение общества неизбежно влечет нарастание различий между регионами, городской и сельской местностью, угрозу утраты единого образовательного пространства
Слайд 5ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
наряду с ростом
группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, увеличивается удельный вес детей с
проблемными вариантами развития. Происходит расширение численности детей, растущих в условиях целого комплекса факторов социального, социально-экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического риска
Слайд 6ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Ярко выраженная дифференциация
социально-экономических условий
жизни влечет нарастание различий в траекториях развития детей из
разных слоев. Расслоение общества неизбежно влечет нарастание различий между регионами, городской и сельской местностью, угрозу утраты единого образовательного пространства
Слайд 7ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
возрастает разрыв между
ступенями дошкольного и общего образования, отражающийся в слабой сформированности предпосылок
у детей к учебной деятельности.
Слайд 8ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
проявляется тенденции форсирования
интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации за счет вымывания
типично детских дошкольных видов деятельности и замещения их псевдоучебной деятельностью. В результате наблюдается снижение общей активности детей – игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной и пр.
Слайд 9ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
неблагоприятной тенденцией остается
обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества,
отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности, низкая мотивация общения и сотрудничества, недостаточное развитие жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, усиление проявлений тревожности и детской агрессивности.
Слайд 10ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Во-первых, в минимально
короткий пятилетний период, начиная с 2008 года, резко снизилось когнитивное
развитие детей дошкольного возраста. Например, если в 2007-2008 годах линейное визуальное мышление (линейное визуальное мышление позволяет производить в уме операции сравнения, анализа, дополнения и восстановления изображений по фрагментам) у дошкольников было развито как «среднее», то в 2012 – уже как «крайне слабое»; структурное визуальное мышление (визуальное структурное мышление позволяет видеть простейшие закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения, мыслить по аналогии) в 2007-2008 годах было развито как «хорошее», а в 2012 – уже как «среднее». Остальные компоненты когнитивного развития проявляют такую же тенденцию.
Слайд 11ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Одна из причин
– формирование «клипового» мышления. Дети растущие на современных мультфильмах, клипах
и рекламных роликах привыкают к частой (и сверх частой) смене кадров. Целостный образ «возникает» сверх быстро. Для сравнения: чтение, советские мультфильмы – долгие, плавные, основанные на постепенном формировании образа, на прослеживании связей.
Слайд 12ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Во-вторых, снизилась энергичность
детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.
Причин
множество. Среди них: усложнение окружающего мира и взрослого мира ведет к отстраненности детей. Взрослые выстраивают быт и мир детей. Большое количество детей в группе вынуждает педагогов, испытывающих чувство тревоги, организовывать и регламентировать. Информационный мир – мир «усидчивых». Компенсация – спорт, но это удел избранных.
Слайд 13ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В-третьих, отмечается сужение
уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной
сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
Причины – отстраненность мира взрослых. Как играть в офис? В банк? В монополию? Отсутствие игры ведет к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы. Почему? В игре ребенок управляет миром.
Слайд 14ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В-четвертых, обследование познавательной
сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях
детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Если в 70-х годах ХХ века это было признано возрастной нормой, то сегодня с данными действиями справляется не более 10% детей.
Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям сейчас оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.
Причины, в частности, в технологии образовательной деятельности: педагоги работают на информирование, а не на поиск ответов детьми на их собственные потребности. Не нужно удерживать цель, не нужно удерживать информацию, которую уже нашел, не нужно складывать «пазл» из найденной информации.
Слайд 15ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В-пятых, обращает на
себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических
навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности. Дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных, достоверно установленных факторов.
Дефицит произвольности задан самими педагогами – все управляемо.
Слайд 16ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В-шестых, отмечается недостаточная
социальная компетентность. 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в
отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.
Одна из причин недостаточной социальной компетентности в изолированности групп (гомогенный состав, отсутствие межвозрастного межпоколенного взаимодействия). Высокий уровень агрессии – многофакторное явление. Причины, например, в недолюбленности. неуверенности в себе, в отсутствии опыта решения конфликтов, в снижении порядочности, совестливости во взрослом мире.
Слайд 17ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В-седьмых, как показывают
полученные за 15 лет данные (с 1997 г. по 2012
г.) существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей 6, 7, 8, 9, 10 лет с нарушениями речевого развития (от 40 до 60% варьируясь в разных регионах). А до 50% младших школьников переходят в основную школу с несформированностью навыка письма, что выступает, кстати, зримым показателем «сбоя» в развитии линейного мышления, показателем того, как образное мышление буквально «сбивает» мышление линейное. Все у большего числа детей отмечаются серьезные проблемы с умением читать, понимать текст. Так, мониторинг читательской грамотности школьников, проведенный в рамках международного исследования PISA, показал, что если в 2000 г. российские 15-летние подростки заняли 27 место среди детей из 32 стран, то в последующие годы из 65 развитых и развивающихся стран наши 15-летние вышли лишь на 42-е место, показав при этом значительное ухудшение по мере взросления – от начальной школы к основной.
Действительно так. Причины системные, к ним ведет, в частности то, что много лет существовали регламенты на тему рисования (конструирования, лепки и пр.); наши собственные исследования (электронный опросник качества деятельности ДОО находится на сайте НИРО) показал, что только 43 % педагогов связывают устную речь с письменной – даже если дети умеют писать, например, свое имя, им не предлагается это делать.
Слайд 18ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В-восьмых, серьезную тревогу
вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться. В отличие от
учеников середины ХХ века современные дети уже не считают, что «ученье – свет, а неученье – тьма», так как образование перестало быть проводником из невежества к высокой культуре и к благополучию. Оно уже не выполняет функцию «социального лифта» и не обеспечивает в необходимой степени позитивную социализацию растущих людей.
Не желание учиться, в частности, следствие системы «дошкольных уроков».
Слайд 19ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В-девятых, активизация на
подростковом этапе онтогенеза процесса социализации, развертывание общения и возросшая потребность
предъявить себя миру блокируются отсутствием соответствующих структур, адекватных потребностям и возможностям растущего человека.
Слайд 20ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В-десятых, неблагоприятной тенденцией
выступает обеднение и ограничение общения детей, в том числе и
детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. Материалы наших исследований показывают, что если в начале 90-х годов многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4-5 местах по силе проявления, то в 2012 году тревожность у 12-15–летних вышла на 2-е место, усугубляясь чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя.
Слайд 21ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В-девятых, активизация на
подростковом этапе онтогенеза процесса социализации, развертывание общения и возросшая потребность
предъявить себя миру блокируются отсутствием соответствующих структур, адекватных потребностям и возможностям растущего человека.
Слайд 22ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В-одиннадцатых, все больше
становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности
из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Такие дети ранимы, повышено сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности.
Слайд 23ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В-двенадцатых, несмотря на
продолжающееся морфофункциональное созревание нейронного аппарата коры головного мозга в связи
с нейроэндокринными сдвигами полового созревания, у детей подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования. Ухудшаются возможности избирательного внимания, снижается возможность избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем рабочей памяти. Образуется несоответствие механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и самосознания подростком своей взрослости и независимости.
Слайд 24ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В-четырнадцатых, в популяции
современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно
неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. При этом наблюдается распространенность основных форм психических заболеваний детей, которая каждые десять лет возрастает на 10-15%.
Резко возрастает (до 48%), а в некоторых регионах даже начинает количественно преобладать такая категория детей, которую по нейропсихологическим показателям следует считать «пограничной между нормой и патологией».
Слайд 25ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В то же
время, в-пятнадцатых, все увеличивающуюся категорию составляют, одаренные дети. Среди них
и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей – лидеры, дети «золотые руки», дети, представляющие мир в образах – художественно одаренные дети, дети, обладающие двигательным талантом.
Слайд 26ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Сравнительные исследования убеждают
в том, что каждые пять лет «айкью» увеличивается примерно на
один балл, свидетельствуя о необычайно быстрых темпах психологической эволюции.
По имеющимся данным, от пятидесяти до пятидесяти пяти процентов детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня IQ 115 баллов и выше, что, кстати, вызывает опасность «перекоса» – переноса акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе личностному развитию.
Слайд 27ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Обратите внимание, в
период, когда в нашей области реализовывался проект «Одаренные дети», в
детских садах, включенных проект педагогами были выявлены более 200 детей с устойчивыми признаками способностей в той или иной сфере. Откуда они появились? Не «завезли же на время проекта». Они выявлены так, как педагоги были персональной внимательны к детям. Проект завершен. Видят ли педагоги способных детей? Поддерживают ли их по-прежнему?
Слайд 28ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Нынешнее поколение растущих
людей значительно опережает в своем развитии все предшествующие, обладая многими
новыми возможностями. Причем речь идет не о необычной когорте детей-мессий или так называемых детях-индиго, у которых наблюдаются уникальные феномены и таланты, а обо всей популяции современных детей, глубинных изменениях их восприятия, внимания, памяти, сознания, мышления, характера их ориентаций и прочих характеристик.
Изменения современного ребенка связаны не только с социокультурными процессами, преобразовавшими общество, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека
Слайд 29ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Произошел сдвиг возрастных
границ Детства, связанный с процессом ретардации.
Нынешние дети позднее проходят
через два ростовых скачка или два кризисных периода развития. Так, первый скачок, называемый предростовым спуртом, в наши дни, судя по имеющимся данным, приходится не на старший дошкольный возраст – шесть – шесть с половиной лет, как тридцать лет назад, а на семь-восемь лет, то есть на младший школьный возраст. Отсюда следует, что в первом и, возможно даже, во втором классах школы учебный материал необходимо подавать ученикам в игровой форме. В то же самое время у ретардированных детей существенно выше интеллект, а его невостребованность приводит не только к задержке общего интеллектуального развития, но к интеллектуальной депривации или умственному голоду – состоянию, которое, в свою очередь, ведет к склонности к делинквентному поведению, увлечению компьютерными играми и другим патологическим зависимостям.
Слайд 30ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В то же
время, в-пятнадцатых, все увеличивающуюся категорию составляют, одаренные дети. Среди них
и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей – лидеры, дети «золотые руки», дети, представляющие мир в образах – художественно одаренные дети, дети, обладающие двигательным талантом.
Слайд 31ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
В то же
время, в-пятнадцатых, все увеличивающуюся категорию составляют, одаренные дети. Среди них
и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей – лидеры, дети «золотые руки», дети, представляющие мир в образах – художественно одаренные дети, дети, обладающие двигательным талантом.
Слайд 32ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Компетентности для успешной
жизни в современном мире
Ключевые компетентности в международной трактовке и в
нашей практике:
- Добывать знания (информационная компетентность)
- Действовать (деятельностная компетентность)
- Взаимодействовать с другими (социальная и коммуникативная компетентность)
- Полноценно жить (здоровьесберегающая компетентность)
Слайд 33ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Центральным ориентиром при
определении качества деятельности дошкольных образовательных организаций являются закрепленные в нормативных
документах цели и задачи этих организаций – т.е.
основная образовательная программа ДОО
Слайд 34ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Что будем рассматривать
и обсуждать
Принципиальные отличия в концепциях развития ребенка и сущности ДО
Подходы к оценке качества международной шкалы МКДО
Принципиальные позиции:
при разработке основной образовательной программы ДОО;
во взаимодействии взрослых с детьми;
в ведении педагогической документации;
при создании предметно-пространственной среды.
Слайд 35ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Концепции детского развития
Слайд 36ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Общий принцип: без
обучения нет развития.
Образование в детском саду: единственный фактор развития.
Образ ребенка:
«беспомощный, пассивный ребенок» — сам не может ничего, если его не обучать: если мы его ничему новому не научим, то он сам ничему не научится.
Основная педагогическая задача: «формировать» посредством обучающих, стимулирующих воздействий.
Преобладающая модель образовательного процесса: общее обучение, внешнее инструктирование.
Структурирование образовательной программы: Жесткое календарное планирование освоения предписанного содержания, жесткий распорядок дня.
Слайд 37ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Общий принцип: дошкольная
образовательная организация и система дошкольного образования несут всю полноту ответственности
за развитие ребенка.
Основа оценки качества работы ДОО: уровень развития ребенка.
Основные объекты оценивания: дети, их развитие —промежуточные и итоговые результаты в освоении знаний.
Существенные компоненты системы оценивания: планы, рабочие программы, конспекты занятий, комплекты методик; мониторинг освоения детьми знаний и т. п.
Система оценивания, построенная на основе экзогенетических концепций (передача знаний)
Слайд 38ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
ФГОС ДО:
1. Построение
образовательной деятельной на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором
сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
Слайд 39ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ Л.С. ВЫГОТСКОГО
— ОСНОВА ФГОС ДО
Понимание развития: развитие ребенка — социальный процесс.
Принципы
со-действия и участия: активны все участники социальных отношений, в которые включен ребенок.
Главный фактор развития — качество взаимодействия.
Основные педагогические задачи: обеспечить благоприятные условия для развития через взаимодействие с социальным и материальным окружением, в том числе:
Создание развивающей предметно-пространственной среды, благоприятной для общения и взаимодействия;
Создание социальных ситуаций развития поддержка личностно-развивающего взаимодействия.
Интеграция ресурсов социокультурного окружения (сетевое взаимодействие).
Включение семьи в образовательный процесс.
Слайд 40ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Выготский
Лев Семенович
(1896-1934)
Дети строят свое представление о мире, обмениваясь информацией об объектах
с другими. Наделение определенным значением и толкование вещей происходят во взаимодействии с другими.
Исходной точкой является то, что мир и знания о нем или смысл и значение предметов со-конструируются и определяются в социальном взаимодействии .
В социальном конструктивизме в центре внимания находятся активный ребенок, социальный и культурный контекст его жизни.
Слайд 41ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Развитие ребенка нельзя
рассматривать изолированно
от сложного социокультурного окружения, в которое он включен
Слайд 42ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Внимание оценивающих фокусируется
на качестве педагогической работы:
качестве педагогических процессов;
качестве созданных для них
условий.
Оцениваемые характеристики:
какие возможности для развития предоставляются детям,
как персонал организации осуществляет коммуникацию и взаимодействие с ними,
какая эмоциональная атмосфера создается,
как дети общаются друг с другом,
вся совокупность возможностей и личного опыта для развития, которые получают дети в ДОО
Система оценивания, построенная на основе концепции социального конструктивизма
Слайд 43ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Объекты оценивания
Слайд 44ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Качество взаимоотношений
Слайд 45ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Качество среды
Слайд 46ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Качество документации
Слайд 47ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Качество организации образовательной
деятельности
Слайд 48ЗАГОЛОВОК СЛАЙДА. И ДЛИННЫЙ ЗАГОЛОВОК В ДВЕ СТРОКИ
Можно бесконечно говорить
о том, что нужно сделать.
Можно так же бесконечно жаловаться на
то, что мешает сделать.
А можно просто начать делать…