Слайд 1Особенности творческого мышления. Стили мышления. Интеллектуальный марафон как форма активизации
мыслительной деятельности
Лекция-практикум
Слайд 2План лекции:
1. Сущность творческого мышления, его отличительные свойства.
2. Условия, необходимые
для решения творческой интеллектуальной задачи,
3. Теоретические основы развития творческого мышления
детей.
4. Индивидуальные особенности развития мышления. Стили мышления.
5. Интеллектуальный марафон и другие конкурсные интеллектуальные мероприятия.
Слайд 3Творческое мышление
связано с применением нетрадиционного способа, необычного видения проблемы,
выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений
Слайд 4Творческое мышление
Дж.Гилфорд – 4 особенности творч. мышления:
A. Оригинальность, нетривиальность,
необычность высказываемых идей, выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
Б. Семантическая
гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование на практике.
B. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, которая не содержит ориентиров для идей.
Слайд 5Творческое мышление
Условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения
творческой задачи:
1) успешность предшествующего опыта решения;
2) большое количество затраченного времени
на решение предыдущих задач;
3) формирование стереотипа мышления;
4) частые неудачи решения подобных задач;
5) наличие мотивации и эмоционального возбуждения;
6) разносторонность и объём имеющихся знаний;
7) склонность к конформизму;
8) боязнь выделиться из группы;
9) боязнь наказания;
10) завышенная или заниженная самооценка;
11) доминирование критического мышления.
(Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон)
Слайд 6«Операциональная» теория развития мышления Ж. Пиаже
Теория поэтапного формирования умственных действий
П. Я. Гальперина
Теория формирования понятий Л. С. Выгот-ского и Л.
С. Сахарова
Информационно-кибернетическая теория мышления (Клар и Уоллес).
ТРИЗ (Г. Альтшуллер, А. и С. Гин, А. Кашка-ров, В. Утёмов)
Актуальные теории развития творческого мышления
Слайд 7Стадии интеллектуального развития
(по Ж. Пиаже):
сенсомоторный интеллект (0–2 лет) –
развивается способность воспринимать и познавать предметы в их признаках;
операциональное мышление
(2–7 лет) – развиваются речь и наглядные представления, начинается интериоризация внешних действий;
конкретные операции (7–12 лет) – формируются системы простых операций типа классификации, соответствия, они становятся обратимыми;
формальные операции (12–14 лет) – понятия и логические рассуждения, все операции превращаются в структурное целое
Слайд 8Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане и требованиями
(образцами) = ООД.
Выполнение действия в практическом плане с реальными предметами
или их заменителями.
Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители, перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи
Перенесение громкоречевого действия во внутренний план (проговаривание действия целиком «про себя»).
Выполнение действия в плане внутренней речи с преобразованиями и сокращениями, с уходом действия из сферы сознательного контроля и на уровень интеллектуальных умений и навыков.
Этапы формирования умственных действий
(по П. Я. Гальперину):
Слайд 9Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных предметов, их сцепления, обозначаемого одним
словом: выбор и объединение предметов наугад, выбор на основе пространственного
расположения предметов и приведение к одному значению всех, ранее объединенных предметов.
Образование понятий-комплексов: ассоциативного, коллекционного, цепного или псевдопонятия.
Образование настоящих понятий на основе абстрагирования и интеграции: стадия потенциальных понятий; стадия истинных понятий.
Ступени формирования понятий
(по Л. С. Выготскому):
Слайд 10Система обработки информации и направления внимания с одного ее вида
на другой.
Система, ответственная за постановку целей и управление целенаправленной
деятельностью.
Система, отвечающая за изменение существующих систем первого и второго типов и создание новых подобных систем
Три иерархически организованных типа продуктивных интеллектуальных систем по информационно-кибернетической теории мышления (Клар и Уоллес):
Слайд 11Стиль – устойчивый индивидуально-своеобразный способ деятельности, проявление высших свойств индивидуальности
человека
Изучение индивидуальных стилевых различий в психологии началось с работ А. Адлера
(1927) и Г. Олпорта (1937). В 1950–70-е гг. понятие стиля стали использовать для изучения механизмов индивидуальных различий в способах познания. В результате исследований выявлено более 50 стилей восприятия и когнитивных стилей.
Стили мышления
Слайд 12Модель познавательных стилей М. А. Холодной
Познавательный стиль - это индивидуально-своеобразный
способ изучения реальности
Слайд 13Таблица 1 – Познавательные стили
Слайд 20Ребёнок, как правило, склонен опираться на преобладающий (доминантный) познавательный стиль,
но при этом могут развиваться и побочные стили. Чем разнообразнее
деятельность ребёнка, тем в большей мере совершенствуются его стили познания. Неправомерно делать вывод о том, что один из познавательных стилей хуже или лучше. Учащиеся с различными стилями могут добиться одинаково высоких результатов деятельности. Проблема состоит в том, чтобы научить учащихся овладевать приёмами, действиями, характерными их познавательному стилю.
Слайд 21Таблица 2 – Виды учебно-познавательной деятельности и типы заданий, соответствующие
разным познавательным стилям (ИПС) учащихся
Слайд 26Индивидуальные стили мышления
(по А. Алексееву, Л. Громовой):
Стиль мышления –
типичная система интеллектуальных стратегий, приёмов и операций, которую он преимущест-венно
использует в мыслительной деятельности. Склады-вается в детстве и обусловлен как индивидуально-личност-ными особенностями чел., так и его соц. и проф. опытом. Стиль мышления отражается на постановке проблем (их глубине, широте), способах их решения и на поведении.
синтетический стиль;
идеалистический стиль;
прагматический стиль;
аналитический стиль;
реалистический стиль
(А. Харрисон и Б. Брэмсон, 1981)
Слайд 27Интеллектуальный марафон
В г. Кирове
Эвристическая олимпиада для младших школьников «Совенок-2017»
КФМЛ
проводит:
XIV Межрегиональная многопредметная олимпиада «интеллектуальный марафон для младших школьников»
1-4-е классы 13 марта 2016 года (54 команды, 746 детей)
Олимпиада по математике для младших школьников «умнеем вместе!» 4-5-е классы 10 апреля 2016 года
Открытая олимпиада лицея по математике
4-е классы 24 апреля 2016 года
Слайд 28КЛЕН проводит:
24 - 27 апреля VI Всероссийская развивающая олимпиада
младших школьников "Кленовичок". "Кленовичок" - это Всероссийская развивающая олимпиада младших
школьников, состоящая из комплекса заданий по предметам начальной школы. Решая их, участники не только следят за приключениями главного героя олимпиады – Кленовичка, но и познают вместе с ним новое: решают логические задачи, развивают свои творческие способности и расширяют кругозор.
Олимпиада носит тематический характер. Каждый год участники олимпиады "перемещаются" вместе с Кленовичком и его друзьями в один из городов России, к которому тематически "привязываются" все задания..
Слайд 29В г.Кирово-Чепецке проходят:
2015-2016 учебный год
Городские предметные олимпиады по русскому
языку, математике для младших школьников
Городской турнир знатоков природы для младших
школьников
Городская олимпиада младших школьников «Интеллектуальный марафон».
Слайд 30Интеллектуальный марафон
Задание:
1. Проанализировать задания Городского интел-лектуального марафона младших школьников
для одного из классов и определить, какие понятия должен знать
(или может узнать из заданий) и какие мыслительные операции необходимо произвести ученику для выполнения заданий.
2. Разработать свои задания олимпиадного (марафонского) типа для одного из классов начальной школы или для старшей и подготовительной групп дошкольной организации.
Слайд 31Литература
Бабина, Н. Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов
[Электронный ресурс] / Н.Ф. Бабина. - М.|Берлин : Директ-Медиа, 2015.
- 63 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276772
Вахрушева, Л. Н. Формирование логического мышления у старших дошкольников // Сознание - мировоззрение - мышление. Вып. 4. - Киров, 1999. - С. 128-131.
Круглова, А. М. Простые упражнения для развития логического мышления. – М. : Рипол Классик, 2013. - 96 с.
Слайд 32Аксенова, Е. Н..Развитие логического мышления школьников: занимательные задачи в русских
сказках : кн. для учителей и родителей. - М. :
ВЛАДОС, 2006. - 128 с..
Горев, П.М. Летнее путешествие с Совёнком : учебно-методическое пособие / П.М. Горев, В.В. Утемов, М.М. Зиновкина. - Киров : Изд-во ВятГГУ, 2013. - 174 с. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277296
Сиротюк, А.С. Диагностика одаренности : учебное пособие. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - Ч. 2. - 498 с. : ил., табл. - http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455664
Шиян, О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке [. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 112 с.