Слайд 1Подготовила Крылова Анастасия Валерьевна,
учитель МАОУ «СОШ№2»
ст. Тбилисской
Отрицательные и неопределённые
местоимения
Слайд 2По значению и грамматическим особенностям выделяются следующие разряды местоимений:
Личные местоимения
– я, мы, ты, вы, он, она, оно, они и
их падежные формы, являющиеся супплетивными: я - меня, мне, мной, обо мне; он – его, ему, им, о нём и т.д.
Возвратное местоимение себя.
Притяжательные местоимения – мой, твой, наш, ваш, его, её, их и их падежные формы.
Вопросительные местоимения –кто?, что?, какой?, чей?, где?, куда?, откуда?, как?, когда?, зачем?, почему?, сколько?, который? и др.
Относительные местоимения – это вопросительные местоимения, употребляемые в повествовательных предложениях.
Неопределённые местоимения – некто, нечто, некоторый, несколько, некогда, кто-то, что-то, кто-нибудь, какой-то, когда-либо, кое-кто и др.
Отрицательные местоимения – никто, никакой, никогда, нигде, никуда, ничей и др.
Определительные местоимения – весь, всякий, каждый, любой, иной, другой, сам, сама, самый и их падежные формы, всюду, везде, всегда и др.
Указательные местоимения – тот, этот, такой, столько, там, туда, тогда, поэтому, отсюда, здесь и др.
Слайд 3Выполните практическое задание: назовите в предложениях местоимения и укажите их
разряд
Я сегодня до зари встану, по широкому пройду полю. Что-то
с памятью моей стало: всё, что было не со мной, помню…
Как-то летом, на рассвете, заглянул в соседний сад. Там смуглянка-молдаванка собирает виноград. Я краснею, я бледнею, захотелось вдруг сказать: «Встанем над рекою зорьки вешние встречать»…
Который год нам нет житья от этих фрицев. Который год солёный пот и кровь рекой… А мне б в девчоночку хорошую влюбиться, и мне б до Родины дотронуться рукой…Ещё немного, ещё чуть-чуть, последний бой, он трудный самый…
Этот День Победы порохом пропах. Это праздник с сединою на висках…
Никто не забыт и ничто не забыто.
Люди, покуда сердца стучатся, помните, какою ценой завоёвано счастье. Заклинаю вас, помните!
Слайд 4Роль местоимений в речи
Местоимений в языке немного. Однако они встречаются
достаточно
часто и выполняют очень важные функции.
1) Местоимения позволяют избежать повторов,
делают нашу речь
более экономной и краткой. Местоимения часто являются в тексте
контекстными синонимами: Победа далась нам нелегко: мы её
выстояли, мы её выстрадали, мы заплатили за неё потом и
кровью…
2) Местоимения помогают объединять предложения не только в
сложные, но и в связный текст: Мне кажется порою, что солдаты, с
кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-
то, а превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времён
тех дальних летят и подают нам голоса. Не потому ль так
часто и печально мы замолкаем, глядя в небеса…
Слайд 5
Работа с текстом.
...Всего приятнее было мне узнать, что она любит
книги, и когда она доживет до моих лет, непременно убедится
в том, что книги вкуснее печенья и пирожков, занятнее всех игрушек и игр, интереснее всех зрелищ на свете. Если бы мне предложили стать королем – хозяином дворцов, садов и слуг, кормили бы вкусными-вкусными обедами... укладывали спать в мягкую-мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды – с единственным условием, чтобы я не читал книг, – я бы ни за что не согласился. Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королем – но без библиотеки.
(Маколей.)
– Найдите отрицательное местоимение. Назовите тему текста.
– Какова роль отрицательных местоимений в высказывании?
– Просклоняйте по падежам местоимение никто.
Слайд 6Творческий диктант.
– Подберите к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения.
Посоветоваться
... , не испугался ... , не догадался ... ,
рассчитывать ... , идти ... , торопить ... , не преподнес ... , не радовался ... , не встретил ... , встречаться было ... , не слушал ... , слушать было ... , я не говорил ... , разговаривать было ... .
Слайд 7Рефлексия:
– Расскажите все, что вы узнали о правописании отрицательных местоимений.
Домашнее
задание: упражнения 426, 427.
Слайд 8Творческая работа.
– Поставьте после глаголов неопределенные местоимения в нужном падеже.
Запишите.
Заменить ... , задумать ... , добиться ... , рисовать
... , прикоснуться ... , предполагать ... , достигнуть ... , ожидать ... .
Слайд 9Рефлексия
– Сейчас я буду читать стихотворение. Ваша задача – хлопнуть
в ладоши, как только услышите неопределенное местоимение.
Три черных собаки на
чем-то сидели,
Три черных собаки куда-то глядели,
Три черных собаки увидели что-то,
Три черных собаки вскочили с чего-то,
Три черных собаки к чему-то подкрались,
Три черных собаки за чем-то погнались,
Но кто-то ни капельки не растерялся,
Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.
(А. Хургин.)