Слайд 1ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Классификация
ошибок
Слайд 2Ошибка -
это нарушение требования правильности речи, нарушение норм литературного
языка. О ней мы говорим: так сказать нельзя, это неправильно.
Слайд 3Недочёт –
это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи.
Недочёт мы оцениваем с позиций «хуже или лучше» сказано или
написано. Другими словами, недочёт – это негрубая ошибка, шероховатость речи. Так можно сказать, но лучше сказать иначе.
Слайд 4Языковые ошибки (грамматические)
связаны с нарушением структуры языковой единицы: это неправильное
словообразование, нарушение связей управления или согласования в словосочетании, ошибки в
структуре предложения (31%). Все нарушения грамматических норм являются грамматическими ошибками.
Слайд 5Речевые ошибки
не содержат структурных нарушений (69%). Они возникают как следствие
неправильного или неудачного употребления слов или синтаксических конструкций.
Слайд 6Грамматические ошибки –
это нарушение норм слово- и формообразования, норм синтаксической
связи между словами в словосочетании и предложении.
Для обнаружения грамматической
ошибки не требуется контекст, достаточно одного слова, словосочетания, предложения. Грамматическая ошибка может быть допущена и в письменной, и в устной речи.
Слайд 7Грамматические ошибки делятся на 3 вида:
словообразовательные: нарушена структура слова;
морфологические (формообразовательные):
нарушена форма слова;
синтаксические: нарушена структура а) словосочетания или б) предложения.
Слайд 8Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Ошибочное словообразование:
«раздумчивый» взгляд, «заместо», «взади»,
«завпечатлеть».
Слайд 9Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Ошибки в образовании форм существительного:
«нет
время», «договора», «офицера», «солдатов», «с повидлой», «без рельс».
Слайд 10Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Ошибки в образовании форм прилагательного:
«более
интереснее», «самый интереснейший», «менее шире», «более красивее».
Слайд 11Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Ошибки в образовании форм местоимений:
«ихние»,
«около его» (него), «неё тетради» (её).
Слайд 12Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Ошибки в образовании форм глагола:
«ляжь»,
«ездием», «лазим», «пиша», «пригинать», «исследоваемый», «чувствовая».
Слайд 13Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Нарушение управления:
«удивляюсь его силой», «жажда
к славе», «мечта к свободе».
Слайд 14Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Нарушение согласования:
«Он никогда не
видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской».
Слайд 15Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
«Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних
животных».
Слайд 16Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Ошибки в построении предложения с деепричастным
оборотом:
«Смотря из окна медсанбата, было видно, как шли два
солдата».
Слайд 17Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Ошибки в построении предложения с причастным
оборотом:
«Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из
множества хребтов».
Слайд 18Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Ошибки в построении предложения с однородными
членами:
«Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих
друзей».
Слайд 19Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Ошибки в построении сложного предложения (неумелый
выбор союза, употребление лишнего союза, отрыв придаточного определительного от определяемого
слова):
«Колхоз был построен под руководством Давыдова, который преобразился в крупное хозяйство», «Как я завидую тем, которые рыбачат», «Одна из его картин висит перед нами, которая называется «Весна – большая вода».
Слайд 20Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Смешение прямой и косвенной речи:
Игорь
сказал, что «хочу свою голову положить либо напиться шлемом из
Дона».
Слайд 21Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Пропуски необходимых слов:
«Владик кое-как прибил
доску и побежал в волейбол».
Слайд 22Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
Нарушение границ предложения:
«Охотник положил ружьё,
привязал собаку. И пошёл к зверю».
Слайд 23Речевые ошибки можно разделить на ошибки в словоупотреблении и в
строении текста.
Слайд 24
Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
Употребление слова в несвойственном ему значении:
«Троекуров был роскошный помещик», «Брови его удивительно поднялись вверх».
Слайд 25Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
Нарушение лексической сочетаемости:
«Мальчик сделал подвиг»,
«Остапа поймали в плен», «Гринёв попал в несчастье».
Слайд 26Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
Употребление лишнего слова (плеоназм):
«Показался взрослый
мужчина», «Мокрый дождь льёт с утра», «Прогресс науки движется вперёд».
Слайд 27Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
Употребление рядом (или близко) однокоренных слов
(тавтология) :
«Поэт написал многочисленное число произведений», «Множество преград преграждает
ему путь».
Слайд 28Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
Неоправданное повторение одного и того же
слова:
«Земляника смело представился ревизору. Земляника стремился показать своё ревностное
отношение к делу».
Слайд 29Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
Употребление слова (или выражения) иной стилевой
окраски:
«Попечитель богоугодных заведений подмазывается к Хлестакову».
Слайд 30Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного средства:
«У Олега Кошевого были дружки – Земнухов и Тюленин».
Слайд 31Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
Неоправданное употребление просторечных и диалектных:
«На
пришкольном участке мы посадили капусту, морковь, бураки».
Слайд 32Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
Смешение лексики разных исторических эпох:
«На
богатырях кольчуга, брюки, варежки».
Слайд 33Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
Неудачное употребление личных и указательных местоимений:
«Мартын Павлович накинул на голову барса мешок. Он вмиг очутился
на звере верхом».
Слайд 34Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм:
«Когда
Пугачёв выходил из избы и сел в карету, то Гринёв
долго смотрел ему вслед», «Брат сидел за столом и раскрашивает картинки».
Слайд 35Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
Бедность и однообразие синтаксических конструкций:
«Ватник
был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью».
Слайд 36Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
Неудачный порядок слов:
«Есть немало произведений,
повествующих о детстве автора, в мировой литературе».
Слайд 37Фактические ошибки -
это ошибки неязыковые, связанные с неверным изложением фактов
(их подменой), а также их преувеличение или преуменьшение (фактический недочёт).
Это
ошибки с нарушениями информационной достоверности и точности излагаемого материала, упоминающегося в исходном тексте (фактов фонового характера): факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии и авторство называемых произведений.
Слайд 38Наиболее типичные фактические ошибки
Ошибки в цитировании;
Необоснованные обобщения;
Нарушение фактов истории;
Использование фактов,
противоречащих действительности и др.
Слайд 39Фактические ошибки и недочёты
К примеру можно привести роман Достоевского «Фома
Гордеев».
В доказательство хотелось бы привести произведение А.С.Пушкина «Война и Мир».
Василий
(Тёркин) умел даже кашу из топора варить.
Однажды Фамус произнёс такую фразу.
Слайд 40Фактические ошибки и недочёты
В рассказе «Капитанская дочка» герой не испугался
своей участи. Он сказал, что уже дал клятву королеве.
К. Акулинин
– в сочинениях: Акулиничев, Акулькин, Акулин, Акунин и др.
В.Токарева – в сочинениях: авторТокарев.
Желание вывести людей из леса обошлось тем, что Данко взлетел ввысь.