Слайд 1Ответственность бизнеса
в менеджменте
Лекция
Ю.Н. Назаркина,
кафедра ГМУ
Слайд 2Вопросы
Понятие ответственности в менеджменте.
Типология ответственности.
Система и механизмы реализации ответственности.
Слайд 3Социальная ответственность бизнеса или корпоративная социальная ответственность (КСО) -
это
обязательство корпораций осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную,
экономическую и экологическую сферы, принятое компанией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация.
Слайд 4Во внешней среде КСО предполагает взаимодействие с местными органами власти,
государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;
социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями, ответственность перед потребителями товаров и услуг; спонсорство и корпоративную благотворительность.
Слайд 5Во внутренней среде организации КСО предполагает решение вопросов управления развитием
персонала, здоровья и безопасности на рабочем месте, дополнительного медицинского и
социального страхования; экологической политики и использования природных ресурсов.
Слайд 64 подхода к определению ответственности бизнеса:
Юридическая
Профессиональная
Экономическая
Морально-этическая
Слайд 7Юридическая ответственность
Любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными
“В бизнесе нет места этике”.
Бизнес играет в обществе исключительно экономическую
роль, и долг менеджера – с помощью производства конкурентоспособных товаров и услуг обеспечить акционеров наиболее высокими прибылями от их инвестиций.
Не несут каких-либо особых этических обязательств и ответственности за предотвращение чьего-либо ущерба или за продвижение тех, а не иных товаров и услуг.
Не видят никакой необходимости отступать от закона, чтобы предотвратить нанесение ущерба кому-либо.
Слайд 8Профессиональная ответственность
“Максимальная прибыль – единственная обязанность бизнеса”.
Можно преступить закон,
чтобы преследовать чью-либо пользу, например, получение прибыли.
Социальную ответственность –
профессиональная ответственность, которая диктуется нормами взаимодействия профессионала и нанимателя.
Любые действия в рамках указанных норм считаются социально ответственными.
Слайд 9Экономическая ответственность
В бизнесе есть место социальной ответственности, но понимают
ее как инструмент или условие, которое менеджеры используют для достижения
целей корпорации в экономике.
Социальная ответственность должна вести к успеху и сохранять успех. А если она не выдерживает этой проверки сейчас или когда-нибудь в будущем, то она может быть отброшена по прагматическим соображениям.
Можно говорить о специфической социальной ответственности предпринимателей в том случае, если эта деятельность ведет к успеху. Если этого нет, то социальная ответственность не приносит пользы, поэтому от нее необходимо отказаться.
Слайд 10Морально-этическая ответственность
Социально ответственная та организация, которая считает себя морально
ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и
перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности.
Ответственность компании регулируется морально-этическими нормами.
В центр ставится проблема достижения и совмещения интересов всех участников «жизнедеятельности» организации.
Слайд 124 позиции организации по отношению к ее обязательствам перед обществом
(автор
Гриффин)
Социальная обструкция
Социальные обязательства
Социальный отклик
Социальный вклад
Слайд 13Социальная обструкция
Компании делают как можно меньше для разрешения социальных проблем
и проблем окружающей среды.
Когда они пересекают юридическую или этическую
границу, которая отделяет приемлемую практику от неприемлемой, их типичной реакцией является отрицание и сокрытие своих действий.
Слайд 14Социальные обязательства
Эта позиция включает действия организации, направленные только на то,
что требуется по закону, и ничего более.
Управляющие в таких
организациях настаивают на том, что их дело -создавать прибыль.
Слайд 15Социальный отклик
Компания не только отвечает его юридическим и этическим требованиям,
но в отдельных случаях идет дальше этих требований.
Она может
добровольно согласиться участвовать в социальных программах, однако иногда юристы компании должны убедить организацию в том, что они заслуживают поддержки.
Кто-то должен обратиться в компанию, сама она не проявляет инициативы в поиске возможностей.
Слайд 16Социальный вклад
Компании, которые принимают такой подход, берут на себя основные
требования в пользу социальной ответственности.
Они рассматривают себя в качестве
граждан общества и инициативно ищут возможности внести свой вклад.
Слайд 17Типология ответственности
1. масштаб использования:
- индивидуальная,
- коллективная (корпоративная).
2. социально-психол.
факторы воздействия на деятельность человека:
- моральная,
- материальная.
3. степень последствий:
- значительная,
-
незначительная.
Слайд 18Типология ответственности
4. форма проявления:
- скрытая,
- явная.
5. причины возникновения:
-
случайные ,
- закономерные.
6. сфера существования:
- социальная, - экономическая,
- организационная,
- политическая,
- юридическая.
Слайд 19Внешняя КСО
Спонсорство и корпоративная благотворительность;
Содействие охране окружающей среды;
Взаимодействие с местным
сообществом и местной властью;
Готовность участвовать в кризисных ситуациях;
Ответственность перед потребителями
товаров и услуг (выпуск качественных товаров).
Слайд 20Внутренняя КСО
Безопасность труда.
Стабильность заработной платы.
Поддержание социально значимой заработной платы.
Дополнительное медицинское
и социальное страхование сотрудников.
Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и
программы подготовки и повышения квалификации.
Оказание помощи работникам в критических ситуациях.
Слайд 21Характеристики ответственности
1. типологическая принадлежность.
2. мера ответственности.
3. адресность.
4. организационная форма реализации.
5. условный характер
6. источник ее реализации.
7. временные характеристики.
Слайд 22Система и механизмы реализации ответственности
Принципы ответственности:
непротиворечивость ее типов,
взаимодополняемость,
адресность,
конкретность,
исключение феномена «стрелочника»
полнота ответственности,
контролируемость и действенность системы ответственности,
ее практическая реализация и эффективность.
Слайд 23Система ответственности –
это совокупность взаимосвязанных действий по реализации ответственности в
организации и в ее внешнем окружении.
Слайд 24
Построение системы ответственности включает:
распределение ответственности по ее объектам,
дифференциацию по
типам и характеристикам,
определение целевых установок реализации ответственности,
установление уровней
или меры ответственности,
организационно-документальное оформление ответственности,
организацию контроля и корректировки.
Слайд 25Элементы системы КСО
Принципы корпоративного управления
Политика в отношении персонала
Ответственность перед потребителями
Ответственные отношения с партнерами
Социальная политика
Охрана окружающей среды
Слайд 26Механизм реализации ответственности — совокупность средств обеспечения ответственности в деятельности
человека и коллектива.
Механизм ответственности отражает процессуальную реализацию системы ответственности.
Слайд 27Механизм ответственности включает:
регламенты, сопровождаемые указанием на ответственность при их реализации,
нормативы, содержащие диапазон допустимых отклонений по критериям определенных типов ответственности,
дисциплинарные требования,
договорные или контрактные обязательства, формулирующие условия наступления ответственности.
Слайд 28Важную роль в механизме ответственности играет неформальная ответственность — чувство
долга, моральное состояние, патриотизм, опасения, ожидания, интуиция.
Это тоже факторы
механизма ответственности, которые не предусматриваются в построении системы ответственности, но которые реально действуют в практике менеджмента.
Во многих случаях эти средства реализации ответственности оказываются наиболее успешными и значительными.
Их проявление зависит от образования менеджера, системы его ценностей, общественного сознания, профессиональной оценки ситуаций, целевых установок.