Слайд 1Память
Выполнил работу
Студент 671 группы
Темеров Тимофей
Слайд 2Память (мнемические действия).
Память — это психический процесс, включающий запоминание, сохранение
и воспроизведение информации. Принято различать наследственную (генетическую) память и прижизненную память.
Слайд 3Наследственная и прижизненная память
Наследственная память участвует в построении, росте и развитии
организма, в физических и химических процессах, в формировании физиологической основы
(задатки) психологических качеств человека. Наследственная информация хранится в генах (в их ДНК). При этом в каждой клетке организма хранится вся наследственная информация. После рождения она проявляется, в частности, в безусловных рефлексах, в некоторых поведенческих реакциях и т.д.
Прижизненная память - сохраненная информация, полученная при жизни. До сих пор не установлены тонкие механизмы памяти. По-видимому, помимо центральной нервной системы, в процессах памяти частично принимает участие и весь организм.
Слайд 4Память складывается из следующих психических действий.
Запоминание - закрепление в сознании
предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки
зрения физиологии запоминание - это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения и соответствующих нервных связей. От запоминания необходимой информации во многом зависит успешность многих видов деятельности. Например, учебная или профессиональная деятельность невозможна без постоянного запоминания поступающей информации. Запоминание может быть непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой. Однако чаще человек ставит перед собой специальную цель - запомнить, прилагает для этого определенные усилия, специальные приемы.
Сохранение - это удержание полученной информации в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу, забывание - исчезновение, «стирание» следов, затормаживание связей. Поэтому сохранение -это не что иное, как борьба с забыванием.
Забывание - естественный и необходимый процесс и не всегда должен оцениваться отрицательно. Если бы человек не обладал способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких
и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации. Многие люди с феноменальной (выдающейся) памятью жалуются на то, что их мозг буквально «засорен» множеством ненужных фактов и это часто мешает им припомнить нужные и необходимые сведения.
Слайд 5Узнавание и воспроизведение.
Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и
воспроизведении. В чем же отличие этих процессов друг от друга?
Узнавание - процесс восстановления как бы забытого материала при повторном его предъявлении, воспроизведение же - актуализация сохраненной информации. Оно характеризуется рядом параметров: быстротой, полнотой, точностью.
Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести. Об этом свидетельствуют простые опыты. Человеку предъявляли 50 различных объектов (слов, рисунков). После знакомства с ними испытуемый должен был воспроизвести (назвать) все запомнившиеся объекты. После этого ему предъявляли уже 100 объектов (тоже слов, рисунков), среди которых 50 были те же самые, которые предъявлялись раньше, а 50 — новых, незнакомых. Нужно было среди этих 100 объектов узнать те, которые предъявлялись раньше. Средний показатель воспроизведения составил 15 объектов, узнавания — 35 объектов.
Слайд 6Различают следующие виды памяти:
•двигательную (моторную) — запоминание и воспроизведение движений (письмо,
танец, трудовые и спортивные навыки и т.д.). Установлено, что восприятие
или мысленное воспроизведение движений сопровождается едва заметными движениями соответствующих мышц. Двигательная память развивается раньше других видов памяти;
•эмоциональную — сохранение в сознании пережитых чувств, эмоций. Эмоциональная память играет значительную роль в формировании личности. Она помогает регулировать свое поведение в зависимости от ранее пережитых чувств, а также восстановить забытую информацию - эмоции вспомнить легче, а любая информация связана с эмоциями;
• образную — запоминание, сохранения и воспроизведение образов предметов или явлений. Образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая память отчетливо проявляется у всех людей. Остальные виды образной памяти в основном связаны с какой-либо профессиональной деятельностью. Высокого развития образная память достигает у людей, занимающихся искусством — художников, музыкантов, писателей;
• словесно-логическую — запоминание мыслей, понятий, словесных формулировок. Данный вид памяти специфически человеческий. Воспроизведение мыслей не всегда происходит в первоначальном словесном выражении. В некоторых случаях необходимо точное словесное выражение (например, определений);
произвольную и непроизвольную — эти виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регулировки процесса запоминания. Интересная для личности, яркая, оригинальная информация запоминается гораздо легче. Для ее запоминания нет необходимости в волевых усилиях. Она запоминается «сама по себе», т.е. непроизвольно.
Произвольная память требует специальной установки на запоминание, волевых усилий, специальных приемов запоминания.
С точки зрения важной характеристики сохранения информации различают кратковременную, оперативную и долговременную память.
Кратковременная память — запоминание и сохранение информации от нескольких секунд (до 30 с). После этого она исчезает или поступает в долговременную память. Например, переводчик в течение нескольких секунд помнит предложение, которое перевел, затем оно утрачивается в сознании, так как необходима работа над новым предложением.
Оперативная память — сохранение информации на время, необходимое для какой-либо операции. Например, для совершения какой-то математической операции необходимо помнить числовые данные, правила, формулы, затем они могут быть полностью забыты.
Долговременная память — характеризуется длительностью и прочностью сохр/анения информации. Эта информация не осознается в каждый момент. В ряде случаев для ее «извлечения» необходимы определенные усилия, в других же случаях она лежит на поверхности (например, собственное имя или детские стишки).
Слайд 7На сохранение информации влияет ряд факторов:
1. Значимость информации. Чем большее значение информация
имеет для личности, тем лучше она запоминается и сохраняется. Если
информация несет или должна принести какое-то благо или,
напротив, незнание информации может нанести существенный вред или несчастье, такая информация считается значимой. Например, человек должен позвонить по такому-то телефону в такое-то время, чтобы получить очень престижную работу. Такая информация хорошо и долго будет храниться.
2. Установка. Она играет существенную роль в сохранении информации, «включая» механизм запоминания, настрой на значимость информации.
3. Рабочее состояние. Если человек в течение длительного времени занимается заучиванием какой-то информации, то создается особое состояние типа тренированности, которое и позволяет качественно и быстро запоминать.
4. Раннее припоминание. Процесс забывания после получения информации вначале идет быстро, затем несколько замедляется. Из этого факта можно сделать вывод о том, что раннее припоминание поможет лучше сохранить информацию. Научно доказано, что если сразу после получения информации попытаться ее воспроизвести мысленно, устно или письменно, это существенно поможет лучше ее сохранить.
5. Упорядочение и обработка информации. В ряде случаев информация уже имеет определенную упорядоченность, которую нужно просто увидеть. Например, легко запомнить телефон 25-36-49, ибо он состоит из квадратов последовательных чисел 5, 6 и 7. В других случаях приходится искусственно упорядочивать информацию. Это творческий процесс, который уже сам по себе помогает хорошо запомнить.
6. Применение приемов мнемотехники, тренировка памяти.
Мнемотехника - наука о методах и приемах быстрого и прочного за
поминания. Однако мало знать приемы, необходимо долго и упорно
тренировать память, применяя эти приемы. Результат может быть
удивительным. Так, после длительной тренировки С.А. Гарибян смог
за два часа запомнить две тысячи иностранных слов из незнакомого
языка, что было официально зафиксировано. В книжных магази
нах можно найти необходимую литературу (например, Андреев О.А.,
Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. - Екатеринбург, 1992).