Слайд 1Память и творчество
Векшина Дарья
гр. 107 ДПИ
Слайд 2Роль памяти в изобразительной деятельности
Память лежит в основе скорости и
прочности формирования двигательных навыков, что является главным показателем специальных способностей
к конкретному виду профессиональной деятельности
Особенно важна память в художественно-творческой деятельности, в которой, помимо профессиональных знаний законов построения художественных произведений, требуется накопление опыта и знание всех особенностей человеческой психики во всех ее проявлениях и умения учитывать их у себя в процессе художественного творчества.
Память лежит в основе интеллектуального развития, требующего знания мыслительных операций и умения пользоваться ими.
Память является первой ступенью формирования творческого
Вместе с тем память является и главным «врагом» творчества, когда при решении какой-либо задачи всплывает шаблон, когда яркие впечатления от произведений других авторов порождают невольный плагиат. Поэтому творчество начинается с разрушения шаблонов, которые подсказывает память.
Слайд 3Процесс запечатления и запоминания
Запечатление отличается от запоминания тем,
что оно происходит непроизвольно и у каждого человека помимо его
воли и желания. Когда же человеку нужно что-либо запомнить или заучить произвольно, то ему в выборе вспомогательных средств необходимо учитывать законы непроизвольного запечатления.
Слайд 4Механизм запечатления
Запечатление состоит из двух основных процессов: кратковременной памяти —
первичной отработки в мозгу поступившей информации от анализаторных систем и
перевода ее в долговременную память. Первичная обработка идет в нейронной цепи, связанной с рецепторами, лежащими на поверхности разных анализаторных систем, о которых говорилось выше. В кратковременной памяти идет их систематизация и минимизация для перевода в долговременную память, для сохранения в мельчайших клеточках — глиях, число которых во много тысяч раз превосходит количество нейронов.
Этот процесс перевода воспринятого материала занимает определенное время и может быть прерван сильным раздражителем, ярким впечатлением или однородной информацией и не попасть в долговременную. Например, после длительного лежания на больничной койке человек начинает заново учиться ходить, поскольку ранее сформированный автоматизм уходит из памяти и его приходится восстанавливать.
Слайд 5Словесно-логическое запечатление
Запечатление идей, мыслей, прочитанных или услышанных в, словесной форме
происходит непроизвольно в зависимости от их содержания, частоты повторения, и
главное, от совпадения с собственным мировоззрением, интересами, поисками.
Был проведен такой эксперимент: перед аудиторией выступали два оратора, один из которых доказывал необходимость тоталитарного режима для блага и организации людей, а другой — демократического. Сторонники первого — запомнили все аргументы первого оратора, а другие — второго.
Непроизвольное запечатление услышанных или прочитанных мыслей и идей происходит у творческих людей в зависимости от содержания и оригинальности самих идей. Творческая память открыта опыту в разных областях, не ограничена доминированием некоторого одного направления. Все новое, нестандартное, моментально привлекает их внимание и откладывается в памяти, чтобы затем преобразоваться в собственное новое виденье реальности. Чувствительность к подсказке, широта охвата хранящейся в памяти информации входят в структуру творческих способностей, помогают поиску. «Мысль притягивается только к мыслящей голове, чтобы породить новую».
Слайд 6Произвольное запоминание
Произвольное запоминание касается материала, который не обладает теми качествами,
которые запечатлеваются непроизвольно, не являются яркими, интересными, индивидуально значимыми, но
продиктованы внешней необходимостью, либо индивидуальной значимостью.
Произвольное запоминание базируется на целевой установке и относится ко всем видам материала и зрительного, и словесно-логического. Однако эта цель детерминируется очень разными факторами.
Согласно основной формуле психического развития, полноценное развитие разных сторон познавательных процессов лежит в основе гениальности.
Развитие памяти базируется на развитии интеллектуальных способностей. Поиск индивидуальных средств для запоминания способствует также самопознанию своих природных качеств, укрепляет веру в свои возможности и способности.
Если материал запоминается с целью сдачи экзамена или зачета, назначенных на определенное время, то после этого, даже при хорошей отметке, он уходит из памяти и «сдается» в нейронные хранилища так прочно, что не выходит в сознание даже при необходимости. Например, при составлении планов занятий, написании курсовых и дипломных работ, если студентов спросить, что такое методика, то поскольку они ее не применяют на практике, они в большинстве случаев оказываются неспособными воспроизвести ее сущность, даже сдавши ее на отлично.
Как показывают эксперименты, установка на время воспроизведения играет большую роль. Если, например, испытуемый ориентируется на то, что он должен будет воспроизвести заученный материал через неделю, то он оказывается неспособным воспроизвести его ни раньше и ни позже, а только через неделю. Когда же человек говорит сам себе, что он запомнит какое-нибудь явление «на всю жизнь», то это и происходит.
Слайд 7Произвольное художественно-творческое запоминание
Произвольное запоминание наиболее успешно протекает, когда оно построено
на законах непроизвольного запечатления.
Специфика восприятия художника, отличающего его от
восприятия людей других профессий, заключается в том, что он направленно формирует у себя способность фиксировать в памяти своеобразие линий «жестких», «деревянных», «стеклянных», «нежных», «ласковых», «агрессивных», «радостных», передающих характер, сущность, эмоциональный ритм и состояние тех или иных объектов.
То же касается фиксации в памяти всех вариантов формы, тектонических, весовых, отношений между частями самого предмета, легкостью, прочностью, устойчивостью формы в целом по отношению к другим. То же касается цветовой гаммы.
Особенно это необходимо при передаче движущихся объектов, которые нельзя рисовать с натуры. И.К.Айвазовский, который писал все свои морские пейзажи по памяти, говорил, что человек, не сохраняющий впечатлений от живой природы, может быть только ее копировальщиком: «...сто движений живых стихий неуловимы для кисти, почему писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры».
Художник может самый простой, неяркий объект усилить для запечатления в памяти не только его самого, но и зрителей. Достаточно вспомнить «Башмак» В. Ван Гога, который вызывает целый поток ассоциаций с конкретными образами человека, общими законами жизни, вызывают идентификацию с неизбежным чувством одиночества в старости.
Именно по такому принципу происходит произвольное усиление раздражителя для запоминания и автоматическое формирование образной памяти: человек идентифицируется с деревом (чаще всего с дубом), а дерево с характером человека, в конкретном видят всеобщие законы, соотносят с тем, что у всех может вызвать идентичные эмоции.
Даже дети легче запоминают буквы и арифметические действия с подключением образов. Например, знак «плюс» связывают с аккуратным, бережливым человеком, «минус» — с неряхой, который все теряет, знак деления — со справедливым человеком, который делит все поровну, а умножение — с творческим человеком, находящим способы преумножения благ.
Слайд 8Процесс хранения информации
Хранение информации идет в зависимости от характера запечатления.
Механическое,
непроизвольное, первичное запе-чатление, характерное для детей и первобытных народов, приводит
к формированию устойчивых и конкретных форм хранения. Например, первобытные народы могут прослушать и точно воспроизвести текст на незнакомом им языке. Как уже говорилось выше, такое же точное хранение информации можно проследить в состоянии гипноза, при прямом раздражении мозга во время операции.
Своеобразно хранятся в памяти автоматизмы действий, последовательность их протекания. Как уже говорилось выше, автоматизированные навыки касаются не только движений, но и мыслительных и творческих операций. Основным показателем уровня развития интеллектуальных и творческих операций является скорость и свернутость их протекания, когда новая задача решается так же быстро, как и хорошо знакомая. Именно эти способы действия, как и инстинктивные движения, хранятся в памяти, поскольку базируются на естественных задатках мозга к интеллектуальной и творческой деятельности. Поэтому, в отличие от формирования других двигательных навыков, которые требуют постоянной тренировки и повторений, интеллектуальные и творческие навыки могут сформироваться как «открытие в себе» этой способности, в ходе выполнения какой-либо деятельности. Затем эта способность переносится на другие виды деятельности.
Случайные впечатления, незначимая информация, материал, прошедший через сознание, подвергаются своеобразной перестройке во время хранения его в памяти. Происходит забывание всего мелкого, несущественного, а сохраненный в памяти материал обобщается, подводится под типическое и всеобщее. Об этом красноречиво говорят опыты. Испытуемому показывают картину и просят запомнить, что на ней изображено, чтобы затем передать ее содержание словами второму, второй должен третьему и т. д. Такая передача услышанной информации от испытуемого к испытуемому показывает всю динамику искажения и замещения в памяти одних деталей на другие. Убирается все случайное, не типическое и замещается типичным и обычным.
О том же свидетельствуют опыт, проведенный О. Никифоровой. После похода со студентами за город она попросила описать эту прогулку каждого. Затем перепечатала тексты и через полтора года вновь попросила описать ту же прогулку. Второе описание было уже стандартным, подражательным, обобщенным и лишенным индивидуальности.
Слайд 9Воспроизведение
Воспроизведение в памяти необходимого материала является «продуктом» способа и характера
его запечатления и хранения, о чем говорилось выше.
Такое воспроизведение происходит
непроизвольно, ассоциативно и в виде припоминания при необходимости.
Непроизвольное воспроизведение характеризуется тем, что помимо воли или желания человека, в его памяти навязчиво всплывают все одни и те же картины эмоционально значимых событий. Особенно это касается неприятных событий. Как уже говорилось выше, радостные эмоции более кратки, чем отрицательные. К последним относятся: стресс как резкий слом в привычной жизни (например измена близкого человека), фрустрация — появление препятствий к достижению целей или желаемых результатов
Также непроизвольно воспроизводятся цели и задачи, поставленные человеком перед собой, которые мучают его до тех пор, пока не будут достигнуты намеченные результаты. Законченное легче забывается.
Непроизвольно происходит узнавание и ассоциативное воспроизведение прошлого опыта — по смежности (совпадение по месту и времени), по сходству и по контрасту.
Произвольное воспроизведение — припоминание, строится от знакомого, общего, к конкретному и единичному. Поэтому отработка общих схем при запоминании столь эффективна.
Специфика творческой памяти — заключается в том, что она сочетает в себе единение всеобщего и конкретного. Ко всеобщему относятся те действия и операции, которые могут привести к появлению нового за счет изменения, преобразования и комбинации в момент воспроизведения и могут наполняться разным конкретным содержанием. Благодаря первичной обработки воспринимаемого материала в нем сохраняется самое важное, существенное, новое и нестандартное.
Таким образом, количество запечатленного материала и установление ассоциативных связей между разными, отдаленными явлениям являются основной характеристикой творческой памяти.