Разделы презентаций


Память и творчество

Роль памяти в изобразительной деятельности Память лежит в основе скорости и прочности формирования двигательных навыков, что является главным показателем специальных способностей к конкретному виду профессиональной деятельностиОсобенно важна память в художественно-творческой деятельности,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Память и творчество
Векшина Дарья
гр. 107 ДПИ

Память и творчествоВекшина Дарья гр. 107 ДПИ

Слайд 2Роль памяти в изобразительной деятельности
Память лежит в основе скорости и

прочности формирования двигательных навыков, что является главным показателем специальных способностей

к конкретному виду профессиональной деятельности
Особенно важна память в художественно-творческой деятельности, в которой, помимо профессиональных знаний законов построения художественных произведений, требуется накопление опыта и знание всех особенностей человеческой пси­хики во всех ее проявлениях и умения учитывать их у себя в процессе художественного творчества.
Память лежит в основе интеллектуального разви­тия, требующего знания мыслительных операций и умения пользоваться ими.
Память является первой ступенью формирования творческого
Вместе с тем память является и главным «врагом» творчества, когда при решении какой-либо задачи всплывает шаблон, когда яркие впечатления от произ­ведений других авторов порождают невольный плаги­ат. Поэтому творчество начинается с разрушения шаб­лонов, которые подсказывает память.
Роль памяти в изобразительной деятельности Память лежит в основе скорости и прочности формирования двигательных навыков, что является

Слайд 3Процесс запечатления и запоминания
Запечатление отличается от запоминания тем,

что оно происходит непроизвольно и у каждого человека помимо его

воли и желания. Когда же человеку нужно что-либо запомнить или заучить произвольно, то ему в выборе вспомогательных средств необходимо учиты­вать законы непроизвольного запечатления.

Процесс запечатления и запоминания   Запечатление отличается от запоминания тем, что оно происходит непроизвольно и у

Слайд 4Механизм запечатления
Запечатление состоит из двух основных процессов: кратковременной памяти —

первичной отработки в моз­гу поступившей информации от анализаторных систем и

перевода ее в долговременную память. Первичная об­работка идет в нейронной цепи, связанной с рецепто­рами, лежащими на поверхности разных анализаторных систем, о которых говорилось выше. В кратковременной памяти идет их систематизация и минимизация для перевода в долговременную память, для сохранения в мельчайших клеточках — глиях, число которых во мно­го тысяч раз превосходит количество нейронов.
Этот процесс перевода воспринятого материала занимает определенное время и может быть прерван сильным раздражителем, ярким впечатлением или однородной информацией и не попасть в долговремен­ную. Например, после длительного лежания на больничной койке человек начинает заново учиться ходить, поскольку ранее сформированный автоматизм уходит из памяти и его приходится восстанавливать.

Механизм запечатления Запечатление состоит из двух основных процессов: кратковременной памяти — первичной отработки в моз­гу поступившей информации

Слайд 5Словесно-логическое запечатление
Запечатление идей, мыслей, прочитанных или услышанных в, словесной форме

происходит непроиз­вольно в зависимости от их содержания, частоты по­вторения, и

главное, от совпадения с собственным мировоззрением, интересами, поисками.
Был проведен такой эксперимент: перед аудито­рией выступали два оратора, один из которых доказы­вал необходимость тоталитарного режима для блага и организации людей, а другой — демократического. Сторонники первого — запомнили все аргументы пер­вого оратора, а другие — второго.
Непроизвольное запечатление услышанных или прочитанных мыслей и идей происходит у творчес­ких людей в зависимости от содержания и оригиналь­ности самих идей. Творческая память открыта опыту в разных областях, не ограничена доминированием некоторого одного направления. Все новое, нестандар­тное, моментально привлекает их внимание и откла­дывается в памяти, чтобы затем преобразоваться в соб­ственное новое виденье реальности. Чувствительность к подсказке, широта охвата хранящейся в памяти информации входят в структуру творческих способ­ностей, помогают поиску. «Мысль притягивается толь­ко к мыслящей голове, чтобы породить новую».


Словесно-логическое запечатление Запечатление идей, мыслей, прочитанных или услышанных в, словесной форме происходит непроиз­вольно в зависимости от их

Слайд 6Произвольное запоминание
Произвольное запоминание касается материала, который не обладает теми качествами,

которые запечатлеваются непроизвольно, не являются яркими, интересными, индивидуально значимыми, но

продиктованы внешней необходимостью, либо индивидуальной значимостью.
Произвольное запоминание базируется на целевой установке и относится ко всем видам материала и зри­тельного, и словесно-логического. Однако эта цель детерминируется очень разными факторами.
Согласно основной формуле психического разви­тия, полноценное развитие разных сторон познаватель­ных процессов лежит в основе гениальности.
Развитие памяти базируется на развитии интеллектуальных спо­собностей. Поиск индивидуальных средств для запоминания способствует также самопознанию своих природных качеств, укрепляет веру в свои возможности и способности.
Если материал запоминается с целью сдачи экза­мена или зачета, назначенных на определенное время, то после этого, даже при хорошей отметке, он уходит из памяти и «сдается» в нейронные хра­нилища так прочно, что не выходит в сознание даже при необходимости. Например, при составлении пла­нов занятий, написании курсовых и дипломных работ, если студентов спросить, что такое методика, то по­скольку они ее не применяют на практике, они в боль­шинстве случаев оказываются неспособными воспро­извести ее сущность, даже сдавши ее на отлично.
Как показывают эксперименты, установка на вре­мя воспроизведения играет большую роль. Если, напри­мер, испытуемый ориентируется на то, что он должен будет воспроизвести заученный материал через неде­лю, то он оказывается неспособным воспроизвести его ни раньше и ни позже, а только через неделю. Когда же человек говорит сам себе, что он запомнит какое-нибудь явление «на всю жизнь», то это и происходит.

Произвольное запоминание Произвольное запоминание касается материала, который не обладает теми качествами, которые запечатлеваются непроизвольно, не являются яркими,

Слайд 7Произвольное художественно-творческое запоминание
Произвольное запоминание наиболее успешно протекает, когда оно построено

на законах непроиз­вольного запечатления.
Специфика восприятия художника, отличающего его от

восприятия людей других профессий, заключа­ется в том, что он направленно формирует у себя спо­собность фиксировать в памяти своеобразие линий «жестких», «деревянных», «стеклянных», «нежных», «ласковых», «агрессивных», «радостных», передающих характер, сущность, эмоциональный ритм и состояние тех или иных объектов.
То же касается фиксации в памяти всех вариантов формы, тектонических, весовых, отношений между частями самого предмета, легкостью, прочностью, ус­тойчивостью формы в целом по отношению к другим. То же касается цветовой гаммы.
Особенно это необходимо при передаче движущих­ся объектов, которые нельзя рисовать с натуры. И.К.Ай­вазовский, который писал все свои морские пейзажи по памяти, говорил, что человек, не сохраняющий впе­чатлений от живой природы, может быть только ее ко­пировальщиком: «...сто движений живых стихий неуло­вимы для кисти, почему писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры». 
Художник может самый простой, неяркий объект усилить для запечатления в памяти не только его са­мого, но и зрителей. Достаточно вспомнить «Башмак» В. Ван Гога, который вызывает целый поток ассоциа­ций с конкретными образами человека, общими зако­нами жизни, вызывают идентификацию с неизбежным чувством одиночества в старости.
Именно по такому принципу происходит произ­вольное усиление раздражителя для запоминания и автоматическое формирование образной памяти: чело­век идентифицируется с деревом (чаще всего с дубом), а дерево с характером человека, в конкретном видят всеобщие законы, соотносят с тем, что у всех может вызвать идентичные эмоции.
Даже дети легче запоминают буквы и арифмети­ческие действия с подключением образов. Например, знак «плюс» связывают с аккуратным, бережливым человеком, «минус» — с неряхой, который все теряет, знак деления — со справедливым человеком, который делит все поровну, а умножение — с творческим чело­веком, находящим способы преумножения благ.

Произвольное художественно-творческое запоминание Произвольное запоминание наиболее успешно протекает, когда оно построено на законах непроиз­вольного запечатления. Специфика восприятия

Слайд 8Процесс хранения информации
Хранение информации идет в зависимости от ха­рактера запечатления.
Механическое,

непроизвольное, первичное запе-чатление, характерное для детей и первобытных наро­дов, приводит

к формированию устойчивых и конкрет­ных форм хранения. Например, первобытные народы могут прослушать и точно воспроизвести текст на не­знакомом им языке. Как уже говорилось выше, такое же точное хранение информации можно проследить в состоянии гипноза, при прямом раздражении мозга во время операции.
Своеобразно хранятся в памяти автоматизмы действий, последовательность их протекания. Как уже говорилось выше, автоматизированные навыки касаются не только движений, но и мыслительных и творческих операций. Основным показателем уров­ня развития интеллектуальных и творческих опера­ций является скорость и свернутость их протекания, когда новая задача решается так же быстро, как и хорошо знакомая. Именно эти способы действия, как и инстинктивные движения, хранятся в памяти, по­скольку базируются на естественных задатках мозга к интеллектуальной и творческой деятельности. По­этому, в отличие от формирования других двигатель­ных навыков, которые требуют постоянной трениров­ки и повторений, интеллектуальные и творческие навыки могут сформироваться как «открытие в себе» этой способности, в ходе выполнения какой-либо де­ятельности. Затем эта способность переносится на другие виды деятельности.
Случайные впечатления, незначимая информация, материал, прошедший через сознание, подвергаются своеобразной перестройке во время хранения его в памяти. Происходит забывание всего мелкого, несуще­ственного, а сохраненный в памяти материал обобща­ется, подводится под типическое и всеобщее. Об этом красноречиво говорят опыты. Испытуемому показыва­ют картину и просят запомнить, что на ней изображе­но, чтобы затем передать ее содержание словами вто­рому, второй должен третьему и т. д. Такая передача услышанной информации от испытуемого к испытуе­мому показывает всю динамику искажения и замеще­ния в памяти одних деталей на другие. Убирается все случайное, не типическое и замещается типичным и обычным.
О том же свидетельствуют опыт, проведенный О. Никифоровой. После похода со студентами за город она попросила описать эту прогулку каждого. Затем перепечатала тексты и через полтора года вновь по­просила описать ту же прогулку. Второе описание было уже стандартным, подражательным, обобщенным и лишенным индивидуальности.
Процесс хранения информации Хранение информации идет в зависимости от ха­рактера запечатления.Механическое, непроизвольное, первичное запе-чатление, характерное для детей

Слайд 9Воспроизведение
Воспроизведение в памяти необходимого матери­ала является «продуктом» способа и характера

его запечатления и хранения, о чем говорилось выше.
Такое воспроизведение происходит

непроизволь­но, ассоциативно и в виде припоминания при необхо­димости.
Непроизвольное воспроизведение характеризует­ся тем, что помимо воли или желания человека, в его памяти навязчиво всплывают все одни и те же карти­ны эмоционально значимых событий. Особенно это ка­сается неприятных событий. Как уже говорилось выше, радостные эмоции более кратки, чем отрица­тельные. К последним относятся: стресс как резкий слом в привычной жизни (например измена близкого человека), фрустрация — появление препятствий к до­стижению целей или желаемых результатов
Также непроизвольно воспроизводятся цели и за­дачи, поставленные человеком перед собой, которые мучают его до тех пор, пока не будут достигнуты наме­ченные результаты. Законченное легче забывается.
Непроизвольно происходит узнавание и ассоциа­тивное воспроизведение прошлого опыта — по смеж­ности (совпадение по месту и времени), по сходству и по контрасту.
Произвольное воспроизведение — припоминание, строится от знакомого, общего, к конкретному и еди­ничному. Поэтому отработка общих схем при запоми­нании столь эффективна.
Специфика творческой памяти — заключается в том, что она сочетает в себе единение всеобщего и конкретного. Ко всеобщему относятся те действия и операции, которые могут привести к появлению но­вого за счет изменения, преобразования и комбина­ции в момент воспроизведения и могут наполняться разным конкретным содержанием. Благодаря первич­ной обработки воспринимаемого материала в нем со­храняется самое важное, существенное, новое и не­стандартное.
Таким образом, количество запечатленного мате­риала и установление ассоциативных связей между разными, отдаленными явлениям являются основной характеристикой творческой памяти.
ВоспроизведениеВоспроизведение в памяти необходимого матери­ала является «продуктом» способа и характера его запечатления и хранения, о чем говорилось

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика