Слайд 1Экологическое право
Составила доцент кафедры ГД и Ин яз к.ф.н. Ворошилова
О.Н.
Слайд 2План лекции
1. Понятие, предмет и метод экологического права
2. Право частной,
государственной, муниципальной собственности на природные ресурсы.
3. Нормирование в области охраны
окружающей среды
Слайд 3Вопрос 1
Понятие, предмет и метод экологического права
Слайд 4Понятие экологическое право
Термин «экология» был введен в научный оборот немецким
ученым Э. Геккелем в 1866 г.
Экологическое право — это
отрасль права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.
Слайд 5Предмет экологического права
Предметом экологического права являются экологические общественные отношения,
которые обусловлены производственными отношениями между гражданами и организациями при
обязательном участии государства.
Особенности экологических общественных отношений:
1. носят исторический характер – нерациональное природопользование.
2. носят производственный характер – производство, распределение производственной продукции, обращение её и потребление.
3. В экологических общественных отношениях действует субъективный состав – государство действует от имени народа.
4. Сохранение природных объектов в ходе их использования, восстановление нарушенных природных объектов.
Слайд 6Метод экологического права
Метод экологизации – направлен на гармонизацию отношений общества
и природы.
Метод экологизации включает следующие элементы:
Закрепление норм в законах.
Определение органов,
осуществляющих регулирование использования природных объектов.
Закрепление в законах круга экологопользователей.
Чёткая регламентация правил экологопользования.
5. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования.
Слайд 7Принципы экологического права
Принцип народовластия
Принцип гуманизма
Принцип социальной справедливости
Принцип законности
Принцип интернационализма
Принцип равноправного
положения всех форм собственности на природные объекты и всех форм
хозяйствования
Принцип стимулирования надлежащего исполнения экологопользователями своих прав и обязанностей
Принцип субъективного вменения – только за виновные действия
Принцип гласности
Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений
Принцип сочетания убеждения и принуждения
Слайд 8Экологические правоотношения
Экологические правоотношения - это общественные отношения, которые входят в
предмет экоправа.
Виды экологических правоотношений:
Экологические правоотношения складывающиеся в сфере государственного регулирования
экологопользованием.
Эк. прав. в сфере разрешительной системы экологопользования.
Эк прав в сфере контроля за экологопользованием.
Эк прав в сфере охраны государством режима экологического благополучия.
Материальные экологические правоотношения.
Процессуальные экологические правоотношения.
Регулятивные
Охранительные.
Слайд 9Объекты экологических правоотношений
Виды объектов экологических правоотношений:
Объекты экологических правоотношений подразделяются
на три категории:
1) интегрированные — окружающая природная среда в целом;
2)
дифференцированные - отдельные природные объекты (земля, недра, воды, леса и иная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты);
3) особо охраняемые — государственные природные заповедники, национальные природные парки, природные заказники, памятники природы, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Слайд 10Субъекты экологических правоотношений
Субъекты экологического права это лица, управомоченные
законом на совершение определённого действия, носящего природоохранительный характер.
Субъектом экологических
правоотношений может быть лишь то лицо, которое законом имеет доступ к участию в экологических правоотношениях.
Субъекты бывают управомоченные и обязанные.
Управомоченные – носители субъективных прав.
Обязанные – носители обязанностей ( водный сервитут).
Слайд 11Вопрос 2.
Право частной, государственной, муниципальной собственности на природные ресурсы.
Слайд 12Понятие собственности
Собственность – это отношение между людьми по поводу присвоения
вещей, через эти вещи.
Формы собственности:
1.Государственная
2.Муниципальная
3. Частная
Слайд 13Частная собственность на землю
Право граждан иметь землю в частной собственности
закреплено в Конституции РФ (ст. 36).
Владение, пользование и распоряжение землей
и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде, не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Слайд 14Государственная собственность на землю
Все земли и другие природные ресурсы, не
состоящие в частной, муниципальной собственности, являются государственной собственностью.
Она выступает
в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.
Слайд 15МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ
Муниципальной собственностью является имущество, в том числе
природные ресурсы, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям,
а также другим муниципальным образованиям.
Слайд 16ЗЕМЛЯ
Земля — пространственный базис всякой деятельности, главное средство производства в
сельском и лесном хозяйстве.
Земля обладает и такими особенностями:
ограниченность
неперемещаемость
незаменимость
плодородие, которое при научно обоснованном использовании земли делает ее практически неисчерпаемым природным ресурсом.
Слайд 17Особенности использования земель с/ х назначения
Владельцы с/х земель
обязаны использовать их только по целевому назначению – для нужд
с/х производства.
Земли с\х назначения в первую очередь предоставляются организациям АПК.
При строительстве , разработке местонахождения полезных ископаемых организации обязаны снимать и сохранять плодородный слой почвы за счёт собственных средств.
Слайд 18Порядок приобретения права на земли
Первичный оборот земельных участков – граждане
и юридические лица получают землю из рук государства – административно
– правовые акты.
Вторичный оборот земельных участков – граждане и юридические лица могут совершать сделки с землёй – на основании договоров.
Другие способы приобретения прав на землю:
Судебное решение
Действия граждан и юр лиц с которыми закон связывает наступление правовых последствий
События – стихийные явления
Смерть гражданина – владельца участка
Приобретательная давность – 15 лет добросовестно и непрерывно владел земельным участком как своим собственным.
Слайд 19ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Принудительно при:
1) использовании земельного участка не
в соответствии с его целевым назначением
2) использовании земельного участка способами,
которые приводят к существенному снижению плодородия с\х земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
3) не устранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы
нарушение режима использования земель особо охраняемых природных территорий,;
систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель;
систематическая неуплата земельного налога;
4) неиспользовании земельного участка в указанных целях в течение трех лет
5) изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Слайд 20Обязанности собственников земель
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных
участков обязаны проводить мероприятия по:
1) сохранению почв и их плодородия;
2)
защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;
4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;
6) восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Слайд 21недры
Недра на территории РФ , включая подземное пространство являются государственной
собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли- продажи, дарения, наследования,
залога .
Добытые из недр полезные ископаемые по условиям лицензии могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности.
Слайд 22ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Водные объекты находятся в государственной собственности, вода находиться в
постоянном движении.
Право водопользования:
Долгосрочное пользование –от 3 - 25 лет
Краткосрочное пользование
– до 3 лет
Ограниченное пользование – водный сервитут
Формы водного сервитута:
1.Публичный сервитут – объекты общего пользования
2. Частный сервитут – ограничение прав лиц, которым водные объекты предоставлены в краткосрочное или долгосрочное пользование.
Слайд 23лес
Лесной фонд - государственная собственность .
Бывает безвозмездное пользование – лесные
хозяйства -49 лет.
Краткосрочное пользование – до 1 года, в виде
выдачи лесного билета.
Ведётся постоянный учёт лесного фонда.
Проводиться лесной мониторинг.
Ведётся государственный лесной кадастр.
Слайд 24Вопрос 3
Нормирование в области охраны окружающей среды
Слайд 25Понятие нормирование
Нормирование – установление нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого
воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности,
а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Слайд 26Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды
Разработка нормативов
в области охраны окружающей среды включает в себя:
проведение научно-исследовательских работ
по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;
проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;
установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;
осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;
формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;
и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.
Слайд 27Экологическая сертификация
Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления
хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.
Экологическая сертификация
может быть обязательной или добровольной.
Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Слайд 28Лицензирование
Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды:
1. Отдельные
виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
2. Перечень
отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
Нельзя получить лицензию на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира
Слайд 29Экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и
документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области
охраны окружающей среды.
Два вида экологической экспертизы:
1.Государственная ( организуется федеральным органом исполнительной власти) – сроком не более 6 месяцев.
2. Общественная.
Принципы проведения эко экспертизы:
Обязательность проведения до принятия решения о реализации объекта
Презумпция потенциальной экологической опасности
Независимость экспертов
Гласность
Достоверность представленной информации
Ответственность участников экспертизы
Слайд 30Экологический мониторинг
Экологический мониторинг – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей
среды, оценки, прогнозы изменений состояния окружающей природной среды под воздействием
природных и антропогенных факторов.
Информация о состоянии природной среды - общедоступная и бесплатная, кроме информации ограниченного доступа, которая может распространятся двумя способами :
СМИ, тексты, таблицы, графики
По договорам
Слайд 31Сведения экологического мониторинга
Информация, полученная в результате проведения государственного экологического мониторинга
могут представляться для использования:
Органам государственной власти
Органам государственной власти субъектов РФ
Органам
местного самоуправления
Сведения предназначены для разработки:
Прогнозов социально – экономического развития
Федеральных программ в области экологического развития РФ
Целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.
Слайд 32Экологическая ответственность
Экологическая ответственность – возникает в результате совершения экологического правонарушения.
Виды
экологической ответственности:
Имущественная
Дисциплинарная
Административная
уголовная