Разделы презентаций


Печать и первая мировая война

Содержание

19 июля 1914 г. Германия объявила войну России. В царском манифесте по этому случаю содержался призыв: «В грозный час испытаний да будут забыты внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение Царя

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Печать и первая мировая война

Печать и первая мировая война

Слайд 219 июля 1914 г. Германия объявила войну России. В царском

манифесте по этому случаю содержался призыв: «В грозный час испытаний

да будут забыты внутренние распри. Да укрепится еще теснее единение Царя с Его народом». В России было введено «Временное положение о военной цензуре», которое включало в себя и политическую цензуру.
19 июля 1914 г. Германия объявила войну России. В царском манифесте по этому случаю содержался призыв: «В

Слайд 3«Положением» предусматривался допуск в действующую армию 20 корреспондентов (в том

числе 10 иностранных) и 3 фотокорреспондента. Каждый кандидат на допуск

к театру военных действий должен был иметь безупречную политическую и деловую репутацию, рассматривался лично начальником генерального штаба. Редакция обязана была вносить залог за русского корреспондента 25 000 руб., иностранного — 75 000 и за фотокорреспондента — 10 000 руб. Представители прессы были обязаны находится в пределах расположения штаба, носить повязки с обозначением «военный корреспондент» и пользоваться лишь той информацией, которую считал возможным давать специально выделенный для этого офицер штаба. Общение корреспондентов с другими офицерами и, особенно, рядовыми солдатами категорически запрещалось. За нарушение этих условий виновный мог быть оштрафован на сумму до 10 000 руб., лишен аккредитации и выслан в глубокую тыловую губернию под надзор полиции. В качестве первых фронтовых корреспондентов работали В. Я. Брюсов, А. Н. Толстой, Н. Н. Брешко- Брешковский, В. И. Немирович-Данченко и др. Позже, в 1915 г., когда началась волна неудач и поражений, эти квоты на фронтовых корреспондентов были отменены.
«Положением» предусматривался допуск в действующую армию 20 корреспондентов (в том числе 10 иностранных) и 3 фотокорреспондента. Каждый

Слайд 4Одновременно с «Временным положением о военной цензуре» был утвержден перечень

запрещенных тем и сведений для их оглашения в печати. Сюда

входили требования не писать о содержании писем и телеграмм, материальных и людских потерях в армии и на флоте, о волнениях среди мирного населения. Все письма и телеграммы, направляемые в редакции газет и журналов, просматривались на почте. Цензура повременной печати была передана департаменту полиции и военному министерству. Главнокомандующим и командующим отдельными армиями давалось право на территории размещения прикрывать неугодные издания на неопределенный срок.
Одновременно с «Временным положением о военной цензуре» был утвержден перечень запрещенных тем и сведений для их оглашения

Слайд 5Накануне и в первые дни войны было закрыто около 80

столичных и местных газет и журналов. Вместе с тем было

значительно увеличена финансовая поддержка проправительственной и монархической печати. Если в 1912 и в 1913 гг. на эти цели выделялось 600 тыс. и 800 тыс. руб., то в годы войны эти суммы росли от 900 тыс. до 1600 тыс. руб.
Накануне и в первые дни войны было закрыто около 80 столичных и местных газет и журналов. Вместе

Слайд 6Правительство быстро перестраивало свою печать на военный лад. При главном

управлении по делам печати был создан особый комитет народных изданий,

посвященных военным событиям, для бесплатной раздачи сельскому населению. К многочисленным армейским и флотским изданиям, учрежденным военным ведомством ранее, в начале войны, добавились новые: «Армейский вестник» — официальный орган генерального штаба русской армии, «Война и герои», «Летопись войны», «Боевые известия», «Доброволец», «Солдатский вестник Петроградского военного округа» и др.
Правительство быстро перестраивало свою печать на военный лад. При главном управлении по делам печати был создан особый

Слайд 7В 1915—1916 гг. в Петрограде было создано 135 журналов и

29 газет, в Москве — 120 журналов и 20 газет.

Новые издания с военной тематикой выходили во многих других городах России. Издавалась также масса листовок и брошюр — только за полгода войны их было выпущено около 600 общим тиражом 11 млн экз. Многие из них носили ура-патриотический характер, прославляя русское оружие, успешные боевые действия воинских частей и отдельных героев, замалчивая трудности и поражения и борясь с пораженцами из социалистических партий.
В 1915—1916 гг. в Петрограде было создано 135 журналов и 29 газет, в Москве — 120 журналов

Слайд 8Начальник штаба Северо-Западного фронта со ссылкой на разрешение главнокомандующего объявил,

что все части войск в Москве могут бесплатно получать газету «Голос

русского» (1906—1915 гг.) — «вестник русского патриота». Рекомендовался для выписки в округе и иллюстрированный еженедельник «для солдат» — «Илья Муромец» (1915—1917 гг.).
Начальник штаба Северо-Западного фронта со ссылкой на разрешение главнокомандующего объявил, что все части войск в Москве могут

Слайд 9В недрах министерства внутренних дел была создана также правительственная газета «Русский

рабочий» (1916—1917 гг.). Ее целью была борьба с новыми изданиями и

привлечение рабочих на свою сторону. Выполнение этих же задач требовало правительство и от «Губернских ведомостей». В начала 1916 г. министерство внутренних дел провело съезд представителей официальной провинциальной печати. Министр высказал недовольство содержанием «Ведомостей» и потребовал от редакторов неукоснительно следовать указаниям министерства.
В недрах министерства внутренних дел была создана также правительственная газета «Русский рабочий» (1916—1917 гг.). Ее целью была борьба с

Слайд 101916 г. были одобрены Советом министров и Николаем II. Суть

их сводилась к следующему.
Печатные бюллетени с телеграммами ПТА разрешено было

перепечатывать частным лицам. Этим достигалось значительное увеличение аудитории, получавшей дозированную правительством информацию. Эти бюллетени бесплатно поступали в солдатские окопы и крестьянские избы. Расширялись права ПТА на различные виды подписки на пакеты информации: «для всех» и «для своих» — лояльных к правительству изданий. Таким образом, ПТА не только информировало о событиях на фронтах, в стране и за рубежом, но и успешно манипулировало общественным мнением в политических целях правительства.

1916 г. были одобрены Советом министров и Николаем II. Суть их сводилась к следующему.Печатные бюллетени с телеграммами

Слайд 11Тема войны вытеснила со страниц газет все другие. Экстренными прибавлениями

печатался Высочайший манифест. Вслед за царем либеральные партии призывали к

политическому и патриотическому единению во благо всеобщей победы. С этой целью в конце 1914 г. был организован «День печати»; проводились выставки «Война и печать»; создавались журналистские объединения: Всероссийский союз редакторов, Петроградский союз деятелей печати, Петроградское общество журналистов и др.
Тема войны вытеснила со страниц газет все другие. Экстренными прибавлениями печатался Высочайший манифест. Вслед за царем либеральные

Слайд 12В прославлении русского оружия, героизма русских солдат и офицеров и

правые, и либеральные газеты были заодно. Едины они были и

при создании образа врага. Черносотенное «Русское знамя» призывало всех биться «с лютым, ненавистным искони народом-разбойником, народом-фарисеем до последней капли крови, пока ненавистная всему славянскому племени тевтонская раса не будет сокрушена, пока во главе своей победоносной рати Великий Верховный Вождь России не вступит торжественно в разрушенную столицу врага... Бить взбунтовавшегося немца и похоронить его, супостата, под ноги русского царя» [1914. 20 июля]. «В лице немцев, — убеждала газета, — против России выступает орда людей-зверей, потерявших всякий облик человеческий, всякий стыд и совесть» 
В прославлении русского оружия, героизма русских солдат и офицеров и правые, и либеральные газеты были заодно. Едины

Слайд 13Но цели войны каждая политическая партия понимала по-своему. Буржуазные прогрессисты

ратовали за устранение немецкой конкуренции и за расширение российского рынка. «Утро

России» подчеркивало, что кроме «идейных» задач войны «не мешает напомнить и о материальных», а это: освобождение внутреннего рынка России от «германского засилья, пересмотр русско-германского торгового договора, уничтожение германской посреднической торговли». Близкий к прогрессистам журнал «Промышленность и торговля» в статье «Царьград и проливы» писал, что Россия в результате этой войны должна добиться полного контроля над Босфором и Дарданеллами.
Но цели войны каждая политическая партия понимала по-своему. Буржуазные прогрессисты ратовали за устранение немецкой конкуренции и за

Слайд 14Правая печать призывала к ужесточению цензуры для оппозиционной прессы. «Русское знамя» предлагало

ввести «вместо штрафов и взятия под полную цензуру принудительное сокращение

газет. За первую провинность — наполовину, за вторую — наполовину оставшейся половины, за третью — еще наполовину и за четвертую — запретить на все время войны». «Голос Руси» призывал: «Избавьте нас от пораженческой пропаганды». Даже «Русское слово» было раздражено революционной и антивоенной агитацией социалистов. Со страниц его звучал истеричный призыв: «Хватайте их [пропагандистов] на каждом шагу, карайте беспощадно, по законам военного времени...».
Правая печать призывала к ужесточению цензуры для оппозиционной прессы. «Русское знамя» предлагало ввести «вместо штрафов и взятия под полную

Слайд 15Цензурные и административные преследования оппозиционной прессы действительно усилились. Ужесточилась проверка

писем, направляющихся с фронта. В марте 1916 г. Думой был

утвержден проект нового закона о военной цензуре. Запрещалась критика Совета министров. В начале февраля 1917 г. на имя старших цензоров при телеграфе, бюро печати и Петроградского телеграфного агентства было направлено распоряжение военного министра «принять меры к недопущению печатать какие-либо сообщения о забастовках на заводах». Запрещалось также печатать речи оппозиционных депутатов Думы, не допуская, однако, «белых пятен в газете [на месте изъятых речей], а равно каких-либо заметок по поводу этих речей». Все эти меры принимались в первую очередь против социалистов и их печати.
Цензурные и административные преследования оппозиционной прессы действительно усилились. Ужесточилась проверка писем, направляющихся с фронта. В марте 1916

Слайд 16Эсеры в эти годы раскололись на два течения: интернационалистов, выступавших

против войны, и оборонцев, поддерживающих войну до победного конца. Интернационалисты

выступали только в подпольных изданиях. В столицах и крупных городах они выпускали многочисленные листовки антивоенного содержания. Эсеры-оборонцы сотрудничали в толстых литературных журналах «Современные записки» (1913—1916 гг.), «Современный мир» (1906—1918 гг.), «Современник» (1911—1915 гг.) и других легальных изданиях. Кроме того, они выпускали за рубежом и распространяли в России газеты «Новости»
(1915 г.) и «Жизнь» (1915—1916 гг.), вместе с меньшевиками печатались в заграничной газете «Призыв» (1915—1917 гг.).

Эсеры в эти годы раскололись на два течения: интернационалистов, выступавших против войны, и оборонцев, поддерживающих войну до

Слайд 17Среди меньшевиков размежевание было менее заметным. Хотя их лидер Л.

Мартов занял интернационалистские позиции, в массе своей меньшевики выступали за

продолжение войны. Это позволило им иметь ряд легальных изданий. Вместо запрещенного журнала «Наша заря» меньшевики стали издавать два других — «Наше дело» и «Дело» (1915 г.), создали газету «Северный голос» (1915 г. После — «Утро», «Раннее утро».), в Самаре выходил «Наш голос» (1915—1916 гг. После — «Голос труда», «Голос».), который распространялся по 260 пунктам России тиражом 20 тыс. экз.
Среди меньшевиков размежевание было менее заметным. Хотя их лидер Л. Мартов занял интернационалистские позиции, в массе своей

Слайд 18В течение войны большевикам удалось организовать в 17 городах и

промышленных центрах страны в общей сложности около 30 своих газет

и журналов. Наиболее влиятельными и долгосрочными из них была подпольная «Наша газета», издававшаяся в Саратове тиражом до 10 тыс. экз. и легальный журнал «Вопросы страхования».
В течение войны большевикам удалось организовать в 17 городах и промышленных центрах страны в общей сложности около

Слайд 19Затяжной и пораженческий характер войны отрезвил даже самых верных патриотов

самодержавия. Неподготовленность армии, неорганизованность государственного руководства, слабость командования становились очевидными

для всех. Положение пыталась спасти новая газета — «Русская воля», возникшая в конце 1916 г. на средства банковского капитала и при активном участии близких к правительственным кругам людей (например, инициатор проекта А. Д. Протопопов стал министром внутренних дел). Имея акционерный капитал в размере 5 млн руб. «Русская воля» организовывалась с большим размахом. Газета замышлялась как демонстративно демократический и во всех отношениях передовой, создающийся лучшими и популярнейшими силами орган, способный успешно конкурировать с оппозиционными изданиями и руководить общественным мнением без революционных потрясений.
Затяжной и пораженческий характер войны отрезвил даже самых верных патриотов самодержавия. Неподготовленность армии, неорганизованность государственного руководства, слабость

Слайд 20За короткий срок между первой российской и февральской революциями Россия

прошла нелегкий путь стабилизации и реформ, нового общественного и экономического

подъема и суровые лихолетья мировой войны. Печать в эти годы обогатилась новыми типами изданий, опытом фракционной борьбы и военной публицистики. Журналистика России по числу изданий, тиражам, охвату территории, разнообразию типов и качеству газет и журналов вышла на европейский уровень. Именно она (журналистика) и способствовала свержению самодержавия, установлению республиканского строя.
За короткий срок между первой российской и февральской революциями Россия прошла нелегкий путь стабилизации и реформ, нового

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика