Слайд 1Педагоги и родители: выстраиваем контакт
Авторский семинар
Екатерины Бурмистровой
Слайд 2Программа
1.Типы трудностей в общении педагога и родителей
2. Психологическая дистанция
3. Границы в общении
4. Правила конструктивной коммуникации
5. Типы родителей/типы педагогов
6.
Проблемные ученики: особые стратегии с их родителями.
7. Индивидуальная обратная связь для родителей
8. Психологические и социальные причины трудностей контакта с родителями
9. Треугольник родитель- ребенок-педагог
10. О профессиональном выгорании
11. Основные законы коммуникации
Слайд 3 Часть 1
Типы трудностей в общении педагога и родителей
Слайд 4Основные трудности – коммуникативные
Трудности контакта и понимания
Трудности от несогласованности ожиданий
Слайд 5Непроясненность социальных обязательств
Что педагог «должен»?
Что «должны» родители?
Как свести воедино эти
представления
Слайд 6«По умолчанию» - конфликт ожиданий
Обеим сторонам кажется, что и так
понятно, как все устроено
И никто не уточняет
Слайд 7Правильная психологическая и социальная дистанция
Не слишком далеко и не слишком
близко
Большая дистанция усиливает тревогу
Маленькая дистанция провоцирует к нарушению границ
Слайд 8Границы в общении педагога и родителей
«Со мной так нельзя»
Как корректно
обозначать свои границы
Как не нарушать границы другого
Слайд 9Невербальные
Четкие вербальные
Эмоциональные
Способы обозначения границ
Слайд 10Дружить ли с родителями и общаться ли лично, пока учишь
ребенка?
«Стучать на ребенка»??
Диллемы:
Слайд 11Границы в общении в соцсетях: ловушка вотсап
Слайд 12Нарушенный процесс обратной связи с родителями
Контакта нет – трудно оптимизировать
учебный процесс
Контакта слишком много: возникает ощущение поглощения
Теряется авторитет
Слайд 13Диллема: быть на стороне ребенка
или на стороне родителя в
сложных ситуациях?
Нет общих решений
Все зависит от вашего нравственного чувства
Слайд 14Отношения без дистанции - низкий авторитет учителя
Слишком иерархичные отношения –
страх, который блокирует диалог
Типы отношений с родителем
Слайд 15Корректное
Не общаться, когда вы в минусе
Учиться брать паузу
Общение с родителями
Слайд 16Когда родитель приходит в школу – включается его детская память
Школа
место небезопасное, где унизили
«Вызвали
Разговор – это плохо
Первая часть
общения – про снятие состояние стресса
Слайд 17Родитель от страха может быть на стороне ребенка
И против ребенка
Найти
общий интерес – чтобы ребенок
Уменьшить страх
Слайд 18Партнерский разговор сам не возникает
Нельзя сразу говорить – сложное и
серьезное
Перейти из иерархических отношений к партнерским отношениям
Слайд 20Вы не должны…
Воспитывать родителя
«Спасать» от него ребенка
«Спасать» самого родителя
Только если
хотите сами..
Слайд 21Ответственность учителя – научить.
Дать материал.
НО: можно привести лошадь к воде,
но нельзя заставить ее пить.
Нельзя заставить учиться.
Многие родители этого не
понимают
Думают, что у учителя есть волшебная палочка.
Слайд 22Учебная
Поведенческая
Социальная составляющая
Ученик – как его воспринимает педагог
Слайд 23Основное желание педагогов
Чтобы родители не сильно беспокоили
И помогали в
том, чтобы учебный материал был освоен
Слайд 24Основное желание родителей
Чтобы ребенок хорошо и без проблем учился сам
И
– не чувствовать себя виноватыми
Не иметь еще одну «головную боль».
Слайд 25Как будто ребенок неодушевленный объект
Родители думают «сделайте мне»
Слайд 26Не надо звать родителей вместе воевать против ребенка
Личностный результат настолько
отрицательный, что …
Слайд 27
Учитель формально оценивающий
Родитель-помогатель:
«Это не меняет наших отношений, но у
тебя проблемы»
Какое распределение ролей может быть между родителем и учителем?
Слайд 28Причины трудностей контакта с родителями
Усталый родитель
Неадекватный родитель
Родитель, который решает свои
проблемы за счет ребенка
Родитель, ожидания которого завышены
Слайд 29Упражнение: посмотри на ситуацию глазами родителя
Способ увидеть ситуацию с другой
стороны
Слайд 30Причину всех трудностей видят в педагоге, который не научил
Обвинения со
стороны родителей – психологическая проекция
Слайд 31Причины трудностей контакта с ребенком
Ребенок из социально или эмоционально неблагополучной
семьи
Недиагностированная органика
«Запущенные» предметы, с которыми ребенок не может справиться сам
Слайд 33
Познавательный интерес и пубертат
Будете давить – ничего не выйдет
Просветительская и
популяризаторская роль учителя
Учитель – единственный источник знаний о возрастных особенностях
ребенка и подростка
Слайд 34Когда что-то удалось
Если нет психологического образования - есть опыт
Лучше всего
работают хорошие примеры
Слайд 35Негативные примеры не работают вообще
«Ты запрограммирован на худшее» - это
демотиватор
Страшилки включают ощущение – у нас все будет по-другому
Это не
про меня.
Так работает психологическая защита.
Слайд 36Положительные примеры работают мощно
Ты свободен выбрать лучшее
У него получилось –
получится и у меня
Разница между кейсами.
Слайд 37И учитель и родитель чувствуют, что окружающие их оценивают по
тому, что делают их дети.
На людях родитель относится к ребенку
агрессивней, чем дома.
Родители нуждаются в поддержке
Слайд 38На стороне ребенка против родителей??
Слайд 39
И для подростка, и для взрослого полезна позиция наблюдателя
И
включение в помощь ПО ЗАПРОСУ
Передача ответственности
Мы не можем ничего контролировать
с 11 лет
Слайд 40Плохая новость – это будет трудный год.
Хорошая новость – это
когда-нибудь кончится.
Слайд 41Школа – это подготовка к жизни
Человеку надо уметь прожить свои
неудачи
Что-то надо с этим делать – ЕМУ.
Не маме
Слайд 42
Надо, чтобы обе стороны - родитель и учитель –
Были в
контакте
Были готовы помогать это прожить
Не воевали между собой
Для того,
чтобы ребенок это осознал ответственность
Слайд 43Снизить планку
Не работать в выходные и по ночам
Не «брать домой»
сложные случаи
Хэлперство
О профессиональном выгорании
Слайд 44Грамотный посредник
Фасилитатор
Независимое лицо
Внешние привлеченные модераторы-конфликтологи при серьезных конфликтах
Место психолога в
педагогическом коллективе
Слайд 45Конкуренция влияний
Учитель становится значимым взрослым и открывает ребенку перспективы, с
которыми родитель не согласен.
«Вы мне должны – нет, это вы
мне должны»
Слайд 46Дети активных мам
Родитель уязвим в любой момент,
когда речь идет
о его ребенке
Классный руководитель: особая роль
Слайд 47Хвалить публично можно, а ругать нет!
Слайд 48Правила обратной связи (правило Штирлица)
Начинать с хорошего
Заканчивать хорошим
Говорить в сослагательном
наклонении
Не обвинять
Спросить: что вы про это думаете
Слайд 49Обратная связь с родителями:
Как ее видит школа
Как ее видите лично
вы
Общая форма (собрания)
Индивидуальная форма (тет-а-тет)
Слайд 50Одна из главных ошибок
Не обсуждать при классе неудачников
Слайд 51Преимущества индивидуальной
обратной связи
Сохранение приватности
Можно говорить о сложном, и это не
затронет амбиции родителя
Вы видите, что за человек, каков его статус.
Слайд 52Преимущества индивидуальной
обратной связи
Сохранение приватности
Можно говорить о сложном, и это не
затронет амбиции родителя
Вы видите, что за человек, каков его статус.
Слайд 53Письменная форма обратной связи (по электронной почте)
Разговор при третьем лице
Контакт
с родителями для снижения беспокойства
Слайд 54Основные правила контакта
Не триангулировать родителя в конфликт с ребенком
Не триангулировать
ребенка в конфликт с родителями
Слайд 55Сразу продиагностировать: маркеры
Человек не «плохой», а несчастный
Правило общения с неадекватными
родителями
Слайд 56Общество мертвых поэтов
Ключ без права передачи
Доживем до понедельника
Кинотерапия