Слайд 1Педагогическая деятельность
Психологическая природа педагогической деятельности
Стиль педагогической деятельности
Педагогические способности
Педагогические умения
Педагогическая культура
Слайд 2Психологическая природа педагогической деятельности
Педагог воспитывает желание и умение приобретать знания
и пользоваться ими, т.е является организатором социальной среды
Объективно оценивает свои
возможности – самооценка, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности
Овладение общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой поведения, общения
Слайд 3Основа успешной деятельности – уважение, знание и понимание своего ученика
как «другого», т.е. знание психологических механизмов, закономерностей и возрастных особенностей
поведения, общения
Педагог – организатор учебной деятельности и в то же время партнер и фасилитатор педагогического общения
Слайд 4Стиль педагогической деятельности –
устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в
разных условиях ее существования. Он обуславливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими
особенностями ее субъектов.
Слайд 5В основе различения стиля в труде педагога лежат следующие основания:
Содержательные
характеристики стиля (ориентация педагога на процесс труда или его результат)
Динамические
характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость)
Результативность (уровень знаний, развитие компетентностей, интереса ученика к учебе)
Слайд 6Разновидности индивидуальных стилей:
1. Эмоционально-импровизационный стиль – ориентация педагога на процесс
обучения.
«+» - интересно, логично, быстрый темп, работа только с
интересным материалом, разнообразные методы обучения
«-» - отсутствует обратная связь с учеником, слабый контроль, отвечает сам, неумение проанализировать результаты занятия
Слайд 72. Эмоционально-методический стиль – ориентация на процесс и результаты обучения
«+»
- планирование УВП, высокая оперативность, преобладание интуитивности над рефлексивностью, диагностика,
разнообразные технологии обучения, развивают интерес к обучению
Слайд 83. Рассуждающе-импровизационный стиль – ориентация на процесс и результаты обучения
«+»
- планирование УВП, диагностика
«-» - незначительная изобретательность в выборе методов
и технологий обучения, не высокий темп работы, реже практикуют коллективное обсуждение, подсказывают, уточняют во время ответа ученика.
Слайд 94 Рассуждающе-методический стиль – ориентация на результаты обучения и адекватное
планирование УВП
«+» - высокая методичность (повторение, закрепление, контроль), работа со
слабым учеником
«-» - консерватизм в использовании средств и способов педагогической деятельности, репродуктивная деятельность учащихся, редкое проведение коллективных обсуждений,
Слайд 10Педагогические способности
Дидактические способности
Академические способности
Перцептивные способности
Речевые способности
Организаторские способности
Авторитарные способности
Коммуникативные способности
Педагогическое воображение
Способность
к распределению внимания
Слайд 11Педагогические умения
Умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения
и воспитания в условиях новой педагогической ситуации
Умение находить для каждой
педагогической ситуации новое решение
Умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей, конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации
Слайд 12Педагогические умения (А.К.Маркова)
1 группа:
Выделение проблемы и постановка задач
Ориентирование на
активный объект
Изучение и преобразование ситуации
Конкретизация задач
Принятие решения
Гибкое реагирование на изменения
ситуации
Корректное поведение
Прогнозирование последствий принятых решений
Слайд 13Педагогические умения
2 группа:
«Чему учить»: работа с содержанием материала, формирование
умений, осуществление связей
«Кого учить»: работа с объектом, учет его особенностей
и характеристик
«Как учить»: работа с приемами и формами обучения
Слайд 14Педагогические умения
3 группа:
Использование знаний на практике
Фиксация и анализ результатов
Выделение
недостатков
Планирование развития
Слайд 15Педагогические умения
4 группа:
Приемы постановки коммуникативных задач, создание условий психологической
безопасности в реализации внутренних резервов коммуниканта
5 группа:
Приемы, способствующие достижению
высоких уровней общения
Слайд 16Педагогические умения
6 группа:
Удержание своей позиции
Реализация и развитие своих способностей
Управление
эмоциями
Укрепление позитивной Я-концепции
Овладение эталонами
Творческий поиск
Слайд 17Педагогические умения
8 группа:
Выделение и сравнение характеристик «до» и «после»
Определение
текущего состояния
Выделение показателей (индикаторов) обучаемости
Анализ причин отставания в обучении
Стимулирование к
непрерывному саморазвитию
Слайд 18Педагогические умения
9 группа:
Оценка воспитанности и воспитуемости
Распознавание согласованности норм и
убеждений
Умение увидеть личность ученика
Создание условия для развития отдельных черт ученика
Слайд 19Педагогическая культура – это тот уровень образованности, с помощью которого
передают профессиональные знания.
Методологическая основа – философская теория диалога культур: диалог
и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих и будущих
Слайд 20Компоненты педагогической культуры:
Педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога
Педагогические знания и
мышление
Профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности
Слайд 21Домашнее задание
Встречали ли вы в своей жизни учителей – педагогов
«от Бога» ? Дайте подробную характеристику одного из них. А
что вы можете сказать о себе? Обладаете ли вы, по вашему мнению, врожденным педагогическим даром? Стремитесь ли вы стать педагогом «от Бога»? Что предпринимаете в связи с этим?