Слайд 1Педагогическая деятельность и ее сущность
Подготовили:
студентки 1 курса 4 ПДО –
111
Липакова Таня, Брызгалова Света
Слайд 2Понятие
Педагогическая деятельность – это
вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие
обучающихся (детей разного возраста, учащихся школ, техникумов, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений и т.д.).
Слайд 3Цель педагогической деятельности
Системообразующей характеристикой деятельности, в том
числе и педагогической, является цель.( А.Н. Леонтьев)
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания . Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям. Цель педагогической деятельности - явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей.
В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Слайд 4Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической
деятельности являются и воспитательная работа и преподавание .
Воспитательная работа -
это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
А преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным. Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте - это процесс, в котором воедино слиты "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание (А. Дистервег).
Слайд 5Структура педагогической деятельности
Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической
деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Конструктивная деятельность
распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса)
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Слайд 6Учитель как субъект педагогической деятельности
Позиция педагога
- это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к
миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Решающими факторами являются профессиональные установки учителя, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.
Слайд 7Характеристика ролевых педагогических позиций( Л.Б. Ительсон)
Педагог может
выступать в качестве:
информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений
и т.д. (например, надо быть честным);
друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
советчика, если использует осторожное уговаривание;
просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;
вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.
Слайд 8Профессиональные требования к педагогу
Совокупность профессионально обусловленных требований
к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности.
Учитель - не только профессия, высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:
высокая гражданская ответственность и социальная активность;
любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность
Слайд 9Взгляды великих педагогов
Своим происхождением
учительская профессия обязана обособлению образования в особую социальную функцию, сформировался
специфический тип деятельности- подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры. Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии.
Я.А. Коменский(учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем, уподоблял учителя усердному ваятелю, расписывающему и шлифующему умы и души людей)
К.Д. Ушинский (рассматривал учителя как ратоборца истины и добра, как живое звено между прошедшим и будущим, посредника между тем, что создано прошлыми поколениями и поколениями новыми)
А.С. Макаренко ( ученики выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль)
Слайд 10Профессионально- педагогическая направленность (включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание,
профессионально-педагогические намерения и склонности);
педагогический долг и ответственность(учитель всегда спешит оказать
помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали);
самоотверженность учителя (учитель, имеющий данное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского) ;
педагогический такт (чувство меры, сознательная дозировка действия, способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим);
педагогическая справедливость;
авторитетность педагога;
духовные потребности и интересы (потребность в знаниях, Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования)