Слайд 1Педагогические взгляды Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 гг.)
Слайд 2XIX век – эпоха исторических преобразований, когда во Франции феодальные
отношения сменяются капиталистическими. В разгаре борьба между молодой буржуазией и
старым дворянством. Проявляются слабости и недостатки в системе обучения и воспитания, оставшиеся от эпохи Средневековья.
Слайд 3Система образования удовлетворяла феодально-клирикальные круги, но не отвечала интересам складывающегося
капиталистического производства, что вызвало критику существующей практики.
К плеяде просветителей, подготовивших
революцию, относились Ж.-Ж. Руссо, Гельвеций, Дидро, которые думали, что с помощью разумно организованного воспитания можно будет удовлетворить пороки.
Слайд 4Руссо – основоположник теории естественного и свободного воспитания.
В области воспитания
наблюдался высокий уровень развития физического, нравственного, умственного воспитания.
Слайд 5Периодизация ребенка по отношению к способам воздействия на него:
1
год – период физического воспитания. Воспитатели – отец и мать.
Основные способы воздействия: свободные движения, закалка, никаких врачей и лекарств, приучать к темноте, к одиночеству, незнакомым предметам, никаких режимов, только естественные потребности, не формировать развитие личности.
2 года – 12 лет – детский возраст. Не запрещать ничего, не наказывать, не сердиться, не принуждать ребенка заниматься против воли, упражнять чувства. Входит в свое действие принцип естественных последствий:
разбил стекло – сиди в холоде;
сломал стул – сиди на полу;
сломал ложку – ешь руками.
Слайд 6 12 – 15 лет – отроческий возраст.
В этом
возрасте необходимо развивать любознательность. Нужны занятия на природе. Ребенок сам
отвечает на возникающие вопросы. Он не выучивает науку, а выдумывает ее. Упор на познание окружающего делается путем прогулок, экскурсий. Ребенок обучается тому ремеслу, которое сам выбрал. Воспитывается человек, а не представитель сословия. Ребенок приучается судить о ближнем по самому себе. Приоритет гуманитарного образования в воспитании чувств и стремлений. Усилено физическое воспитание. Были исключены контакты с противоположным полом.
Слайд 7Ж. Ж. Руссо сделал попытку наметить возрастную периодизацию и соответственно
каждому периоду наметить задачи и методы воспитания и обучения. Он
выдвинул требования активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт.
Руссо о свободе воспитания (его формула чрезвычайно категорична): «Первоначальное воспитание должно быть чисто отрицательным. Оно состоит не в том, чтобы учить истине и добру, а в том, чтобы предохранить сердце от пороков, а ум – от заблуждений». Смысл этой формулы Руссо – не внушать ничего ребенку, не формировать его взгляды. Это, в сущности, отказ от идейного влияния на ребенка.
Слайд 8Руссо революционизировал педагогическую мысль своей эпохи. Руссо – выразитель идей
мелкой буржуазии, и его взгляды не могли быть исторически неограниченными.
Руссо не мог решить проблемы культуры и образования, высказав свободные мысли, не решил проблемы свободного воспитания.
Его формула «Простота первых веков – вот чудная пристань, к которой непрестанно обращаются наши взоры». Руссо недооценивает систематическое образование. Существовать для Руссо значит чувствовать. Его этика – это этика чувств, а не этика, которая опирается на логическое обоснование происходящего.
Слайд 9«О добродетель, высшая наука бесхитростных душ! Неужели нужно столько труда
и подготовки, чтобы познать тебя? Разве твои правила не написаны
в сердцах всех? И разве для того, чтобы изучить твои законы, не достаточно углубиться в себя и в тени страстей прислушаться к голосу своей совести?». В этом заключается истинная философия Руссо: прислушаться к голосу своей совести.
Слайд 10Разительные противоречия читаются у Руссо в вопросе о свободе воспитания.
Чрезвычайно категорична его первая формула: «Первоначальное воспитание должно быть чисто
отрицательным. Оно состоит в том, чтобы предохранить сердце от пороков, а ум от заблуждения, а не в то, чтобы УЧИТЬ истине и добру». Смысл этой формулы Руссо – не внушать ничего ребенку, не формировать его взгляды. Это, в сущности, отказ от идейного воспитания ребенка.
Слайд 11Но у него есть и другие формулы: «Пусть ребенок всегда
считает себя господином; на деле же господином будьте вы. Нет
более полного подчинения то, которое сохраняет видимость свободы». Противоречие со своей первой формулой о чисто отрицательном воспитании Руссо, ощущая недостаточность средств, имеющихся в его арсенале, становится все же на позитивный путь воздействия на ребенка, но только скрытого, замаскированного. «Пусть ребенок делает только то, что он хочет, но он должен хотеть только того, что вы хотите заставить его сделать».