Слайд 2Предмет педагогики
в конце 15-16 веков, зарождение науки как отрасли научного
знания
18-19 веках – как искусство воспитания
с середины 19 века
как и наука и искусства
В конце 20 века как культура
В настоящее время -закономерности процессов обучения и воспитания личности с целью ее развития.
Педагогика произошла
от 2 слов:
«пайд» - дитя
и «логос» - веду
Слайд 3Основные категории педагогики
Образование
Воспитание
Обучение
Развитие
Целостный педагогический процесс (цпп).
Слайд 4 Образование
-целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества
и государства" (Закон РФ «Об образовании»).
- целенаправленный процесс и результат
усвоения человеком систематизированных знаний, навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения и познавательных процессов (Пидкасистый И.П.)
Слайд 5Образованным человеком можно назвать
такого, который владеет общими идеями, принципами и
методами, определяющими общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений,
располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев; кто приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление.
Слайд 6Воспитание
Воспитание – это педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка
(Закон РФ «Об образовании»).
Воспитание – это целенаправленная деятельность, осуществляемая в
системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности (программа «Юные москвичи на пути в III тысячелетие»).
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.Й.Лийметс, Л.И.Новикова, В.А.Караковский и др.)
Слайд 7Обучение - целенаправленный процесс передачи общественно-исторического опыта, превращение его в
достояние учащихся (студентов) с помощью специальных методов и разнообразных форм.
способствует активизации учебной деятельности учащихся (студентов) по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Обучение носит двусторонний характер: педагог нацеливает, информирует, организует, стимулирует деятельность учащихся (студентов), корректирует и оценивает ее (процесс преподавания), а обучаемый овладевает содержанием, видами деятельности (процесс учения).
Слайд 9Развитие
Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного
изменения физических и духовных сил человека.
Развитие подразделяется на физическое,
физиологическое, психическое, социальное, духовное.
БЕЗРУКОВА В.С.
Слайд 10Развитие
Развитие – широкий процесс становления и формирования личности под воздействием
внешних и внутренних факторов. Ведущую роль играют обучение и воспитание.
ИЛЬИНА Т.А.
Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.
ПОДЛАСЫЙ И.П.
Слайд 11История становления
педагогики как науки
Демокрит (460 – 370 до н.э.)
Демокрит
считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить,
хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей.
Слайд 12
Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н.
э.)
Платон (427 – 347 до н.э.)
Аристотель (384 – 322 до
н.э.)
Сократ (469 – 399 до н.э.)
Слайд 13Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной
среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование.
По Сократу, человек является
обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.
Слайд 14Согласно Платону, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления
от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием
и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия – просуществовало более 1000 лет.
Слайд 15Ближайший ученик Платона Аристотель в своих педагогических трудах развил идеи
учителя, но вместе с тем во много занял противоположную точку
зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12 лет. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика».
Слайд 16Главный труд Марка Квинтилиана – «Ораторское образование». Из его 12
книг трактата наиболее известны: «О домашнем воспитании мальчика» и «О
риторическом обучении». Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно.
Слайд 17Основной труд Мишеля Монтеня «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность.
Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество.
Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение.
Слайд 18В своём главном труде Эразм Роттердамский –
«О первоначальном воспитании
детей» заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при
выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.
Слайд 19.
Франсу Робле
Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и
обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого
– духовное и телесное развитие личности.
Слайд 20Аппетит приходит во время еды.
Всякий вступающий в брак должен быть
судьей собственных намерений и советоваться только с собой.
Каждый человек стоит
ровно столько, во сколько он сам себя оценивает.
Кто обладает терпением, может достичь всего.
Писать лучше смеясь, чем со слезами, ибо смех – особенная примета человека.
Разум человека сильнее его кулаков.
Смех – сущность человека.
Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.
Старых пьяниц встречаешь чаще, чем старых врачей.
Я пью не больше, чем губка.
Франсу Робле.
Слайд 21Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.)
Коменский - отец современной педагогики.
«Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна
из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.
Слайд 22Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности
совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его
возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм».Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно – урочная система. Выделение из состава философии.
Слайд 23В трудах Джон Локка – «Мысли о воспитании» и «Об
управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того
времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.
Слайд 24
Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 г.г.)
В основе педагогических воззрений Руссо
лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ
предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.
Слайд 25
Иоганн Генрих Песталоцци
(1746 – 1827 г.г.)
Воспитание униженных и оскорбленных.
Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой
психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.
Слайд 26
Иоган Фридрих Гербарт (1776 – 1841 г.г.)
автор труда «Общая педагогика».
Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений – формирование
нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей.
Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический.
Слайд 27Работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд
– «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два
взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность.
Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности).
Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура.
Адольф Дистервег (1790 – 1886 г.г.)
Слайд 28Определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал
идею народного воспитания.
Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848 г.г.)
Слайд 29Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея «свободного воспитания». Он
утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо
высказывал убеждение, что в совершенстве детской природе, которой воспитание лишь вредит. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.
Он говорил, что воспитание есть прежде всего саморазвитие.
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Слайд 30 основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции
– принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет
родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук». Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и активность,2) наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) прочность. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871)
Слайд 31
Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая
логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой
пункт его теории – тезис параллельного действия., т.е. органического единства воспитания и жизни общества.
Основанием методики системы развития является идея воспитательного коллектива.
Антон Семенович Макаренко
( 1888-1939)
Слайд 32.
Сухомлинский занимался вопросами теории и методики коммунистического воспитания детей: «Формирование
коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе».
Bасилий Александрович
Сухомлинский (1918-1970)
Слайд 33Методология педагогической науки
представляет собой систему знаний о принципах подхода
и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, знаний о структуре
педагогической теории. Методология также разрабатывает программы и методы по ведению исследовательской работы и ее оценке, она представляет собой систему знаний, на основе которых принимаются новые программы.
Методология-
совокупность исходных философских идей, которые лежат в основе развития той или иной науки
Слайд 34Основной идеей педагогики как науки является теория познания как отражения
(рефлексии) реальной действительности в сознании человека
решающее значение в получении
воспитания играет активность самой личности. Личность должна стремиться к получению достойного воспитания, только при таком условии можно достигнуть наилучших результатов.
воспитание как общественное явление обусловливается потребностями общества и тенденциями его развития.
Слайд 35Педагогическое исследование предполагает наличие следующих параметров: цель, задачи, гипотезы, защищаемые
положения.
Исследование идет по следующим этапам:
эмпирический (накопление опыта),
гипотетический
(гипотеза),
экспериментальный,
теоретический,
прогностический.
Слайд 36Методы педагогического исследования - способы изучения педагогических явлений и получения
научной информации о них.
Методы пед.агогических исследований подразделяются на 4
основные группы:
эмпирические методы (опытные): наблюдение, беседа,
интервью, анкетирование, тестирование, изучение
документации, изучение графических, творческих и других
работ школьника, метод независимых характеристик.
Теоретические методы: теоретический анализ,
моделирование, индуктивные и дедуктивные методы,
аннотирование, цитирование, реферирование,
Конспектирование.
Слайд 37Методы педагогического исследования - способы изучения педагогических явлений и получения
научной информации о них.
Математические методы: регистрация, метод
ранжирования (по
рангу), шкалирование, статистические
методы.
Экспериментальные методы: контрольный,
преобразующий, констатирующий, лабораторный и другие
Слайд 38Структуру педагогической науки
общие основы педагогики
теория обучения или дидактика
теория воспитания
основы управления
образованием – менеджмент
Слайд 39Отрасли педагогической науки
возрастная педагогика
профессиональная педагогика (военная педагогика)
специальная педагогика – коррекционная
педагогика;
логопедия;
сурдопедагогика;
тифлопедагогика;
олигофренопедагогика;
Слайд 40Цели и идеалы воспитания
цель в педагогике – это мысленное заранее
определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии, отношениях
и идеалах личности, которые нужно формировать
Слайд 41Целеполагание определяется методологией
В истории педагогики выделяется 3
подхода к выбору педагогической
цели:
Идеалистический, в рамках которого представление о цели формируется как о
данности, определяемой свыше или Богом или вселенским разумом.
Имманентный, в котором целеполагание определяется внутренними потребностями конкретной личности.
Материалистический, в рамках которого педагогическая цель определяется общественными потребностями в воспитании человека с определенными качествами и установками
Слайд 42Педагогическая цель, как категория, имеет иерархическую внутреннюю структуру, представляя собой
подсистему целей
В самом общем виде в масштабах конкретного государства цель
формулируется в виде соц. заказа образованию и школе и закрепляется в соответствующих нормативных документах.
Цель пед. системы (следующий уровень цели) или цель в рамках конкретного возраста (цель воспитания в начальной школе, например).
Третий уровень пед. цели составляют конкретные воспитательные учреждения.
Четвертый уровень – цели конкретных воспитательных дел, организуемых и проводимых конкретными воспитателями
Слайд 43Педагогический идеал (от греч. – первообраз, образ совершенства) – это
наиболее ценное и величественное, показатель, критерий. Педагогический идеал – представление
о совершенном человеке.
Существующий пед. идеал – это идеал гармонично
развитой личности, который зародился в эпоху
Античности, а окончательно сформировался в эпоху
Возрождения. Данный пед. идеал рассматривался как:
а) гармония разносторонних влияний на личность (интеллектуальных, нравственных, эстетических, трудовых и физических),
б) гармония общественно значимого и личностно значимого, т.е. социумности и самости личности,
в) гармония самовоспитания и воспитания.
В настоящее время идеал гармонично развитой личности
признается всем мировым сообществом, но в некоторых
странах трактуется с учетом национального колорита
Слайд 44Целостный педагогический процесс
Внутренние связи ЦПП:
информационная
организационно -деятельностная
коммуникативная
управленческия
Слайд 45Содержание образования
В дидактике выделяют понятие – источник содержания образования и
фактор его отбора. Наиболее общий источник содержания образования – культура,
а также виды деятельности: трудовой, учебной, логика развертывания материала.
Факторами отбора являются:
а) потребности общества, а также социальные, культурные, профессиональные требования к выпускнику
б) закономерности и принципы процесса обучения
в) психические особенности и возможности обучаемых
Слайд 46К документам, регламентирующим содержание образование, относятся:
Федеральный государственный образовательный стандарт
учебный план
(основной документ)
рабочие программы,
учебники и учебные
пособия
Слайд 47Закономерности процесса обучения
Закономерностью называется объективно существующая устойчивая повторяющаяся необходимая и
существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие.
В
педагогике выделяются закономерности, обусловленные внешними связями и обусловленные внутренними связями.
Закономерности, обусловленные внешними связями, объективны.
Слайд 48Закономерности, обусловленные внешними связями:
ЦПП, его цель, содержание, формы и
методы обусловлены социально-экономическими потребностями общества, его политикой и идеологией.
Задачи, содержание,
формы и методы педагогического процесса зависят не только от потребностей, но и от возможности общества, от условий протекания педагогического процесса.
Слайд 49Закономерности, обусловленные внутренними связями:
закономерная связь воспитания, обучения и развития
единство преподавания
и учения, воспитания и самовоспитания
определяющая роль деятельности и общения в
педагогическом процессе
закономерное соответствие содержания, форм и методов педагогического процесса возрастным особенностям и возможностям воспитанника
закономерная взаимосвязь коллектива и личности в педагогическом процессе
Слайд 50Принципы педагогического процесса
Принцип (лат. - основа, первоначало) – это руководящая
идея, правило, требование, положенное в основу организации деятельности.
Принцип указывает направление
деятельности и служит основой конструирования педагогического процесса.
Слайд 51Принципы организации педагогического процесса
принцип гуманистической направленности
принцип связи с жизнью и
производственной практикой
принцип научности
принцип соединения с трудом на общую пользу
принцип ориентированности
на формирование в единстве знаний и умений, сознания поведения
принцип пед. воздействия в коллективе
принцип наглядности
принцип системности и последовательности
принцип эстетизации детской жизни
Слайд 52Принципы руководства деятельностью воспитанников
сочетание педагогического руководства с самоуправлением, развитием инициативы
и самостоятельности воспитанников
сочетание уважения к личности ребенка и разумной требовательности
к нему
принцип опоры на положительное в человек
принцип согласованности требований школы, семьи и общественности
принцип доступности и посильности
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
принцип прочности и действенности результатов
Слайд 53Методы обучения
Метод (от греч. – способ действия) – это совокупность
приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, в связи
с этим это система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленных на достижение целей образования.
Слайд 55Классификация методов обучения
И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина.
объяснительно-иллюстративный метод обучения (мо): обучаемый получает информацию на занятии через слово учителя, книгу или экранное пособие в готовом виде. Воспринимая информацию, обучаемые опираются на репродуктивное мышление. Данный метод обучения наиболее эффективен при большом количестве информации.
Репродуктивный метод обучения характеризуется применением изученного на основе образца. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер.
Слайд 56Классификация методов обучения И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина:
Метод проблемного обучения (изложения) –
педагог ставит проблемную задачу, затем вслух раскрывает систему ее доказательства
решения. Обучаемые являются как бы соучастниками научного поиска.
Частично-поисковый метод обучения – организация активного поиска решения поставленной задачи. Обучаемые выдвигают гипотезы, пытаются ее решить, а педагог направляет и контролирует их поиск.
Исследовательский метод обучения – обучаемые самостоятельно вычленяют, решают и анализируют учебную проблему. Этот метод характерен для исследовательской деятельности и творческого типа мышления обучаемых.
Слайд 57Методы обучения по
Ю.К. Бабанскому
По источнику знаний: словесные (рассказ, беседа,
лекция, объяснения, конференция, дискуссия), наглядные (демонстрация, иллюстрация), практические (упражнения, опыты, учебно-производительный труд).
По логике построения материала: индуктивные, дедуктивные.
По степени самостоятельности мышления: непродуктивные, продуктивные (поисковые, проблемные, эвристические).
По характеру управления: учебная работа под руководством педагога, самостоятельная работа обучаемых (работа с книгой, выполнение письменных заданий, лабораторные работы, художественно-творческие работы).
Слайд 58Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Методы стимулирования интереса к учению:
познавательные
игры, учебные дискуссии, создание
ситуации успеха (неуспеха).
Методы стимулирования долга и ответственности:
убеждения в социальной и личностной значимости
учения; предъявления требования; упражнения в
выполнении требования; состязательность, поощрение,
наказание.
Слайд 59Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Методы устного контроля
и самоконтроля:
идивидуальный опрос, фронтальный опрос, устные
зачеты, программированный опрос, устный
самоконтроль.
Методы письменного
контроля и
самоконтроля:
контрольные письменные работы; письменные
зачеты; письменные экзамены; программированные
письменные работы; письменный самоконтроль.
Методы лабораторного и практического
контроля и самоконтроля:
контрольные лабораторные работы; машинный
контроль; лабораторные практические работы;
лабораторный и практический самоконтроль.
Слайд 60Средства обучения
Учебные и наглядные пособия,
Демонстрационные устройства,
Технические средства
Слайд 61Функции средств обучения
Обучающая
Воспитывающая
Развивающая
Побуждающая
Управления
Контроля
Слайд 62Дидактические средства подразделяются на:
Средства для учителя
предметы, используемые учителем для
более эффективной реализации целей образования
Средства для учащихся
индивидуальные средства учащихся, школьные
учебники,тетради.письменные ринадлежности и т. п.
Средства для учителя и учащихся
спортивное оборудование, пришкольные ботанические сады, компьютеры…
Слайд 63Содержание воспитания в целостном педагогическом процессе
формирование мировоззрения личности.
гражданское воспитание
личности.
формирование нравственной культуры личности.
формирование трудовой культуры личности.
формирование эстетической культуры личности.
формирование
физической культуры личности
Слайд 64Мировоззрение – это целостная система научных взглядов на природу, общество,
мышление
Мировоззрение конкретной личности выступает как форма индивидуального сознания и
отношения человека к окружающей действительности. Психологическая структура мировоззрения включает в себя:
Познавательный (мировосприятие, мироощущение, миропонимание)
Эмоциональный (эмоциональное состояние, чувства, переживание)
Волевой (поступки, действия, отношения)
Слайд 65Нравственность – это личностная характеристика, показывающая соотношение убеждений и поведения
личности с действующими моральными нормами и принципами
Моральная норма – это
правило, определяющее поведение человека в конкретной ситуации.
Нравственные нормы группируются по отношению к определенному объекту и проявляются на практике по исходным принципам, положениям. Содержание нравственного воспитания складывается из:
Отношения к родине (патриотизм, национальная гордость, культура межнационального общения)
Отношения к обществу (уважение к общественному строю, гос. власти и символике, правовым основам государства)
Отношения к труду (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, исполнительность, деловитость, инициативность)
Отношения к людям (такт, честность, правдивость, справедливость, милосердие)
Отношения к себе (гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самокритичность и т.д.)
Слайд 66Задачи трудового воспитания:
формирование положительного отношения к труду как к высшей
ценности
развитие познавательного интереса, стремление применять имеющегося знания на практике
воспитание соответствующих
моральных качеств
вооружение системой трудовых умений и навыков.
Слайд 67Эстетическое воспитание -
целенаправленный и
планомерный процесс
развития у личности
эстетических
знаний, вкусов, интересов и
потребностей.
Эстетика – наука о прекрасном. Эстетическое
воспитание предполагает не только знание, но и организацию чувств, духовного роста, коррекцию поведения на основе красоты. Средствами эстетического воспитания выступают: познание, труд, игра, природа, интерьер, мода, искусство.
Слайд 68Физическая культура личности направлена на решение следующих задач:
воспитание здоровых людей,
т.е. морфологическое и функциональное совершенствование организма, закрепление устойчивости против неблагоприятных
влияний внешней среды, предупреждение заболеваний, охрана здоровья
развитие основных двигательных качеств, силы, выносливости, осанки и т.д.
воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физкультурой, приобретение минимума знаний по личной гигиене и медицине.
Слайд 69Систему форм физического воспитания составляют:
физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в школе
(уроки физкультуры, спортивные секции, соревнования)
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня
(гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, игры и упражнения на переменах и в режиме продленного дня)
внешкольная спортивно-массовая работа, занятия в ДЮСШ, в туристических станциях
самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Слайд 70Методы и средства воспитания
Методы воспитания – это научно обоснованные способы
педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни,
психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их деят-ти и самовоспитания.
Слайд 72Методы повседневного систематического целенаправленного и свободного общения, делового, товарищеского, доверительного
взаимодействия в обыденных и экспериментальных ситуациях
Уважение
Педагогическое требование
Осуждение
Понимание
Доверие
Предостережение
Сочувствие
Метод конфликтных ситуаций
Слайд 73Методы детской самодеятельности
Методы самоорганизации духа: самоанализ, самокритика, самопознание, самоотношение.
Методы самоорганизации
чувства и разума: самовоспитание, самообучение, самообладание.
Методы самоорганизации воли и поведения:
самоограничение, самоконтроль, самостимулирование.
Слайд 74 Методы педагогического и психологического
прикосновения воспитателя к
личности ребенка в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования
или торможения деят-ти, обращение к личности в жизненных ситуациях
Методы обращения к сознанию: пример, разъяснение ожидаемой радости, актуализация мечты, снятие напряжения.
Методы обращения к чувству (совести, достоинству, стыду).
Методы обращения к воле и поступку: требование, внимание, упражнение, поощрение, наказание.
Слайд 75 Методы организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива.
Коллективная
перспектива.
Коллективная игра.
Коллективное соревнование.
Коллективное требование.
Коллективное самообслуживание.
Коллективное самоуправление.
Слайд 76Традиционная классификация методов воспитания
Слайд 77Методы формирования сознания личности
Это пути формирования правильных понятий, оценок,
суждений, формирование мировоззрения: рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, конференция, анализ
ситуации.
Условия эффективности этой группы методов:
Опора на личностный опыт воспитанников, на практическую деят-ть.
Создание эмоционального подкрепления.
Учет уровня воспитанности личности и развития коллектива.
Незаконченность формулировок понятий, суждений.
Слайд 78Методы организации деятельности и опыта поведения
Это пути выделения и
закрепления в опыте воспитанников положительных способов и форм поведения, создание
высокой мотивации: поручение, упражнение, инструктаж, требования, создание воспитывающих ситуаций.
Условия эффективности этой группы методов:
Четкая постановка цели.
Формирование положительного отношения к цели и самой деят-ти.
Организация деят-ти по образцу.
Формирование активной самостоятельной позиции.
Опора на общественное мнение.
Слайд 79Методы стимулирования деятельности и поведения
Это пути побуждения к улучшению
своего поведения, развитие положительной мотивации поведения: требование, соревнования, поощрение, наказание,
метод естественных последствий.
Условия эффективности этой группы методов:
Учет индивидуальных и возрастных особенностей.
Опора на общественное мнение.
Точная эмоциональная направленность.
Правильная дозировка.
Слайд 80Методы контроля и самоконтроля в воспитании
Это пути получения информации
об эффективности воспитательного воздействия: наблюдение, беседы, опросы, анализ результатов деят-ти
воспитанников, специальные методики.
Условия эффективности этой группы методов:
Регулярность и систематичность.
Тактичность педагога.
Всесторонность оценки.
Объективность.
Компетентность воспитателя.
Слайд 81Методы самовоспитания
направленные на сознательное изменение своей личности: самоанализ, самоотчет,
самоодобрение, самоосуждение.
Условия эффективности этой группы методов.
Педагогическая помощь.
Осознание необходимости самовоспитания.
Стремление к
овладению технологией самовоспитания.
Активная личностная позиция.
Слайд 82Выбор метода воспитания зависит от:
Цели воспитания.
Ведущего вида деят-ти воспитанников.
Содержания и
закономерностей воспитания.
Индивидуальных и возрастных особенностей.
Уровня воспитанности и мотивации поведения.
Слайд 83Средства воспитания – это предмет материального мира или ситуации, преднамеренно
включаемые воспитателем в педагогический процесс
Любой предмет может стать средством
воспитания, если:
С ним связана информация, необходимая для развития личности.
Выделяется как предмет освоения мира в образной наглядной или знаково-символьной форме.
Объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деят-ть.
Слайд 84Средства воспитания подразделяются на:
Виды деятельности (труд, игра, познание)
Предметы, вещи (игрушки,
компьютер)
Произведения и явления материальной и духовной культуры (все виды искусства)
Природа
(пейзажи, море, океан)