Разделы презентаций


МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ Яяева н.м., к.пед.н., доцент кафедры начального

Содержание

ПЛАН: 1. СКАЗКА – КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР. КЛАССИФИКАЦИИ СКАЗОК. 2. ФУНКЦИИ СКАЗОК. 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ



Яяева н.м.,
к.пед.н., доцент кафедры
начального

образования

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИЯяева н.м., к.пед.н., доцент кафедры начального образования

Слайд 2ПЛАН:
1. СКАЗКА – КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР. КЛАССИФИКАЦИИ СКАЗОК. 2. ФУНКЦИИ

СКАЗОК. 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ.

ПЛАН: 	1. СКАЗКА – КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР. КЛАССИФИКАЦИИ СКАЗОК. 2. ФУНКЦИИ СКАЗОК. 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ.

Слайд 3ЛИТЕРАТУРА:
1. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку

в начальных классах. – М., 2000 г.
2. Пропп В.Я. Морфология

сказки. – Л., 1928 г.
3. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. – М., 1996 г. - № 9, с. 31-34.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 2000 г.2.

Слайд 4 «СКАЗКИ – ПЕРВЫЕ БЛЕСТЯЩИЕ ПОПЫТКИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
К.Д. УШИНСКИЙ

«СКАЗКИ – ПЕРВЫЕ БЛЕСТЯЩИЕ ПОПЫТКИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ» К.Д. УШИНСКИЙ

Слайд 5СКАЗКА – КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР
Слово "сказка" в его современном смысле

появилось только в XVII веке. До этого говорили "байка" или

"басень" (от слова "баять" - рассказывать).
СКАЗКА – КАК  ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНРСлово

Слайд 6ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
«СКАЗКА – ВЫМЫШЛЕННЫЙ РАССКАЗ, НЕБЫВАЛАЯ ПОВЕСТЬ, СКАЗАНИЕ»

ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ «СКАЗКА – ВЫМЫШЛЕННЫЙ РАССКАЗ, НЕБЫВАЛАЯ ПОВЕСТЬ, СКАЗАНИЕ»

Слайд 7ПРОПП ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ:
«Сказка – рассказ, отличающийся от всех других

видов повествования специфичностью своей поэтики»

ПРОПП ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ: «Сказка – рассказ, отличающийся от всех других видов повествования специфичностью своей поэтики»

Слайд 8НИКИФОРОВ АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ:
«Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе

с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события

(фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением»
НИКИФОРОВ АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ:«Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в

Слайд 9ЛЕОНОВА ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА:
«Сказка – это эпическое, чаще всего прозаическое произведение

с установкой на вымысел, произведение с фантастическим сюжетом, условно-фантастической образностью,

устойчивой сюжетно-композиционной структурой и ориентированной на слушателя формой повествования»
ЛЕОНОВА ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА:«Сказка – это эпическое, чаще всего прозаическое произведение с установкой на вымысел, произведение с фантастическим

Слайд 10СКАЗКА – это
весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр

эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается.

Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер.
СКАЗКА – это весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как

Слайд 11ОСОБЕННОСТИ СКАЗКИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА
КОМПОЗИЦИЯ
НАЛИЧИЕ ПОВТОРОВ
ЗАЧИН

КОНЦОВКА

ОСОБЕННОСТИ СКАЗКИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРАХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИЯНАЛИЧИЕ ПОВТОРОВЗАЧИН КОНЦОВКА

Слайд 12Зачин
В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:
«Жили-были…»,
«В тридевятом царстве,
в тридесятом государстве…»,


«В давние-давние времена…», «Было это давно…».

ЗачинВ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:«Жили-были…», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…», «В давние-давние времена…», «Было это давно…».

Слайд 13В КРЫМСКОТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:
«Бир заманда бар экен, бир заманда ёкъ

экен…»,
«Заман, заман экенде…»,
«Куньлерден бир кунь…».

В КРЫМСКОТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:«Бир заманда бар экен, бир заманда ёкъ экен…», «Заман, заман экенде…», «Куньлерден бир кунь…».

Слайд 14В УКРАИНСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:
«Жив-був…»,
«Жили-були…»,
«Жив собі…»,
«Це було давним-давно…».

В УКРАИНСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:«Жив-був…», «Жили-були…», «Жив собі…», «Це було давним-давно…».

Слайд 15ДОБРО И ЗЛО;
СКУПОСТЬ И ЩЕДРОСТЬ;
УМ И БЕЗУМИЕ;
ТРУДОЛЮБИЕ И ЛЕНЬ И

Т.П..
КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

ДОБРО И ЗЛО;СКУПОСТЬ И ЩЕДРОСТЬ;УМ И БЕЗУМИЕ;ТРУДОЛЮБИЕ И ЛЕНЬ И Т.П..   КОМПОЗИЦИЯ И

Слайд 16концовка
В русских народных сказках:

«Сказка – ложь, да в ней намек

– добрым молодцам урок»,
«И я там был, мед, пиво

пил…»,
«И стали они жить-поживать и добра наживать»
концовкаВ русских народных сказках:«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «И я там

Слайд 17В КРЫМСКОТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:
«Асретине къавуша…»,
«Мурадына ирише…».

В УКРАИНСКИХ НАРОДНЫХ

СКАЗКАХ:
«Щоб ви жили – не тужили і було вам

всім добро!».


В КРЫМСКОТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ: «Асретине къавуша…», «Мурадына ирише…».В УКРАИНСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ: «Щоб ви жили – не тужили

Слайд 18КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК:
Померанцева Э.В.
ВОЛШЕБНЫЕ
АВАНТЮРНО-НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕ
БЫТОВЫЕ
О ЖИВОТНЫХ

КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК:Померанцева Э.В.ВОЛШЕБНЫЕАВАНТЮРНО-НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕБЫТОВЫЕО ЖИВОТНЫХ

Слайд 19ПРОППУ В.Я.
ПРОПП В.Я.
КУМУЛЯТИВНЫЕ
О ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ, НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ И ПРЕДМЕТАХ
БЫТОВЫЕ
ВОЛШЕБНЫЕ
НЕБЫЛИЦЫ
ДОКУЧНЫЕ

ПРОППУ В.Я.ПРОПП В.Я.КУМУЛЯТИВНЫЕО ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ, НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ И ПРЕДМЕТАХБЫТОВЫЕВОЛШЕБНЫЕНЕБЫЛИЦЫДОКУЧНЫЕ

Слайд 20ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Слайд 21КУМУЛЯТИВНЫЕ СКАЗКИ

КУМУЛЯТИВНЫЕ СКАЗКИ

Слайд 22СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ, ПРЕДМЕТАХ

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ,  РАСТЕНИЯХ, ПРЕДМЕТАХ

Слайд 23БЫТОВЫЕ СКАЗКИ

БЫТОВЫЕ СКАЗКИ

Слайд 24НЕБЫЛИЦЫ

НЕБЫЛИЦЫ

Слайд 25ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

Слайд 26ФУНКЦИИ СКАЗОК

РАЗВИВАЮЩАЯ

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

ФУНКЦИИ СКАЗОК РАЗВИВАЮЩАЯВОСПИТЫВАЮЩАЯПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

Слайд 27этапы
Пропедевтический
Обобщающий
Анализ
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ:
Первичный синтез


Вторичный синтез

этапы Пропедевтический Обобщающий АнализМЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ: Первичный синтез Вторичный синтез

Слайд 28ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП
БЕСЕДА ОБ
АВТОРЕ СКАЗКИ (ЕСЛИ СКАЗКА АВТОРСКАЯ)
ПОКАЗ
ИЛЛЮСТРАЦИЙ
ПО

СКАЗКЕ
ПРОСЛУШИВА-
НИЕ МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ СКАЗКИ
ПОДГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ СКАЗКИ
Цель

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАПБЕСЕДА ОБ АВТОРЕ СКАЗКИ (ЕСЛИ СКАЗКА АВТОРСКАЯ)ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ПО СКАЗКЕПРОСЛУШИВА-НИЕ МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ СКАЗКИПОДГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К

Слайд 29ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗ
ОБРАЗЦОВОЕ ЧТЕНИЕ (РАССКАЗ) СКАЗКИ УЧИТЕЛЕМ
ПРОСМОТР
ВИДЕО ИЛИ
ПРОСЛУШИВАНИЕ
АУДИОЗАПИСИ
СКАЗКИ
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ
СОЗДАТЬ

В ВООБРАЖЕНИИ РЕБЕНКА ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ СКАЗКИ
Цель

ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗОБРАЗЦОВОЕ ЧТЕНИЕ (РАССКАЗ) СКАЗКИ УЧИТЕЛЕМПРОСМОТРВИДЕО ИЛИПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ СКАЗКИИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИСОЗДАТЬ В ВООБРАЖЕНИИ РЕБЕНКА ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ СКАЗКИЦель

Слайд 30АНАЛИЗ

ЦЕЛЬ

АНАЛИЗЦЕЛЬ

Слайд 31ВТОРИЧНЫЙ СИНТЕЗ
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ (ПРАВИЛЬНОСТЬ, БЕГЛОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ОСОЗНАННОСТЬ).

.
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ

УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПО:
ЦЕПОЧКЕ,
РОЛЯМ,
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ И ДР.;
.
Цель
ПРИЁМЫ

РАБОТЫ
ВТОРИЧНЫЙ СИНТЕЗФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ (ПРАВИЛЬНОСТЬ, БЕГЛОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ОСОЗНАННОСТЬ)..ЧТЕНИЕ СКАЗКИ УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПО: ЦЕПОЧКЕ, РОЛЯМ, ВЫБОРОЧНОЕ

Слайд 32ОБОБЩИТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ
УЧАЩИХСЯ; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
БЕСЕДА;
РИСОВАНИЕ

СЮЖЕТА СКАЗКИ ИЛИ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА;
ИНСЦЕНИРОВКА
ЭПИЗОДА СКАЗКИ
(РАБОТА В ПАРАХ,

ГРУППАХ).

ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

ЦЕЛЬ

ПРИЕМЫ РАБОТЫ

ОБОБЩИТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВБЕСЕДА;РИСОВАНИЕ СЮЖЕТА СКАЗКИ ИЛИ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА;ИНСЦЕНИРОВКА ЭПИЗОДА СКАЗКИ

Слайд 33ТЕМА: «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» А.С. ПУШКИН

ТЕМА:   «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»  А.С. ПУШКИН

Слайд 34 Цель:
а) ознакомить студентов со сказкой;
б)

показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции;


в) отметить языковые особенности литературной сказки;
г) работать над навыками выразительной речи; учить работе с текстом.

Наглядность: иллюстрации по сказке, рисунки учащихся, музыка Римского-Корсакова «Полет шмеля», инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане».

Цель: а) ознакомить студентов со сказкой;б) показать элементы анализа сказки с точки зрения

Слайд 35ХОД ЗАНЯТИЯ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
СЛОВАРНАЯ

РАБОТА.
ПЕРВИЧНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ СО СКАЗКОЙ.
АНАЛИЗ СКАЗКИ.
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ СТУДЕНТАМИ.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И

ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ.
ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА И ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СКАЗКЕ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
ХОД ЗАНЯТИЯ:ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.ПЕРВИЧНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ СО СКАЗКОЙ.АНАЛИЗ СКАЗКИ.ЧТЕНИЕ СКАЗКИ

Слайд 36ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
А.С. ПУШКИН
(1799-1837)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТАА.С. ПУШКИН (1799-1837)

Слайд 39СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Зыбей – легкая волна
Клив – клюв
Град – город


Колымага – большая старинная телега
Венец – драгоценный головной убор

СЛОВАРНАЯ РАБОТАЗыбей – легкая волнаКлив – клюв Град – город Колымага – большая старинная телегаВенец – драгоценный

Слайд 41АНАЛИЗ СКАЗКИ
Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него

были?
На каком выборе он остановился? Почему?
А каков царь Салтан? Таким

ли вы его представляли себе?
А он добрый или злой герой? Как вы думаете? (Он разный: добрый, доверчивый любит жену, любит ребёнка, но бывает и несправедливый, гневный.)
АНАЛИЗ СКАЗКИКак царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были?На каком выборе он остановился? Почему?А каков

Слайд 42Кто и почему желал несчастий молодой царице?
Куда уехал царь?
Какие планы

были у завистников? Как им удалось их реализовать?
Какие распоряжения дал

царь, узнав неприятные новости?
Какие чувства испытали вы при чтении строк, в которых говорится, как исполнили приказ?(Было очень жалко, обидно за них. Ведь несправедливо с ними поступили.)

Кто и почему желал несчастий молодой царице?Куда уехал царь?Какие планы были у завистников? Как им удалось их

Слайд 43СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПЕРВОЙ ЧАСТИ
Выбор невесты.
Обман царя.
Чудесное спасение.
Встреча с лебедем.
Корабельщики

на острове.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПЕРВОЙ ЧАСТИ Выбор невесты.Обман царя.Чудесное спасение.Встреча с лебедем.Корабельщики на острове.

Слайд 44ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА
Докажите, что это сказка.
Почувствовали ли вы отношение автора к

своим героям? Какое оно?
Было ли вам жалко кого-нибудь?
Появились ли у

вас любимые герои? Кто? Почему?
Чему нас учит эта сказка?
Что хотел передать автор?
ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДАДокажите, что это сказка.Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?Было ли вам жалко

Слайд 45ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Нарисуйте какой-либо сюжет сказки или сказочного персонажа.
Объединитесь в

пары и проиграйте роли понравившихся героев сказки.
Перескажите эпизод сказки от

лица какого-либо персонажа.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Нарисуйте какой-либо сюжет сказки или сказочного персонажа.Объединитесь в пары и проиграйте роли понравившихся героев сказки.Перескажите

Слайд 46ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительное чтение сказки.
Пересказ эпизода.
Рисование сюжета сказки.
Поиск иллюстраций по

сказке с помощью интернет-ресурсов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕВыразительное чтение сказки.Пересказ эпизода. Рисование сюжета сказки.Поиск иллюстраций по сказке с помощью интернет-ресурсов.

Слайд 47ИТОГИ УРОКА:
С какой сказкой мы сегодня познакомились?
Понравилась ли она вам?

Чем?
Расскажите эту сказку своим близким или друзьям.

ИТОГИ УРОКА:С какой сказкой мы сегодня познакомились?Понравилась ли она вам? Чем?Расскажите эту сказку своим близким или друзьям.

Слайд 48Создать атмосферу праздника.
К уроку готовятся яркие демонстрационные пособия, возможны игрушки-персонажи,

несложные костюмы.
На уроке осуществляется тесная связь с фольклорным наследием народа,

рассматриваются шедевры живописи.
На уроке используется музыкальное, шумовое сопровождение.
Желательно наличие сюрпризного момента, который снимет усталость, придаст уроку новое звучание.

Структура построения урока-сказки

Создать атмосферу праздника.К уроку готовятся яркие демонстрационные пособия, возможны игрушки-персонажи, несложные костюмы.На уроке осуществляется тесная связь с

Слайд 49Обязательно продумать систему развивающих заданий творческого характера.
Создать ситуацию успеха, уверенности

в своих силах.
Хорошо, если в урок включены элементы соревнования и

поиска по типу “помоги герою преодолеть препятствия”.
Не забывать о воспитательной ценности такого урока.
Учитель берёт на себя роль сказительницы, поэтому речь должна быть яркой, эмоциональной, а поведение ободряющим и естественным.
Помните – дети ваши союзники, поэтому привлекайте их к активному участию в сказке.

Обязательно продумать систему развивающих заданий творческого характера.Создать ситуацию успеха, уверенности в своих силах.Хорошо, если в урок включены

Слайд 50Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика