Слайд 1 МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ
Яяева н.м.,
к.пед.н., доцент кафедры
начального
образования
Слайд 2ПЛАН:
1. СКАЗКА – КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР. КЛАССИФИКАЦИИ СКАЗОК.
2. ФУНКЦИИ
СКАЗОК.
3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ.
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА:
1. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку
в начальных классах. – М., 2000 г.
2. Пропп В.Я. Морфология
сказки. – Л., 1928 г.
3. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. – М., 1996 г. - № 9, с. 31-34.
Слайд 4
«СКАЗКИ – ПЕРВЫЕ БЛЕСТЯЩИЕ ПОПЫТКИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
К.Д. УШИНСКИЙ
Слайд 5СКАЗКА – КАК
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР
Слово "сказка" в его современном смысле
появилось только в XVII веке. До этого говорили "байка" или
"басень" (от слова "баять" - рассказывать).
Слайд 6ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
«СКАЗКА – ВЫМЫШЛЕННЫЙ РАССКАЗ, НЕБЫВАЛАЯ ПОВЕСТЬ, СКАЗАНИЕ»
Слайд 7ПРОПП ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ:
«Сказка – рассказ, отличающийся от всех других
видов повествования специфичностью своей поэтики»
Слайд 8НИКИФОРОВ АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ:
«Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе
с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события
(фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением»
Слайд 9ЛЕОНОВА ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА:
«Сказка – это эпическое, чаще всего прозаическое произведение
с установкой на вымысел, произведение с фантастическим сюжетом, условно-фантастической образностью,
устойчивой сюжетно-композиционной структурой и ориентированной на слушателя формой повествования»
Слайд 10СКАЗКА – это
весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр
эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается.
Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер.
Слайд 11ОСОБЕННОСТИ СКАЗКИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА
КОМПОЗИЦИЯ
НАЛИЧИЕ ПОВТОРОВ
ЗАЧИН
КОНЦОВКА
Слайд 12Зачин
В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:
«Жили-были…»,
«В тридевятом царстве,
в тридесятом государстве…»,
«В давние-давние времена…», «Было это давно…».
Слайд 13В КРЫМСКОТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:
«Бир заманда бар экен, бир заманда ёкъ
экен…»,
«Заман, заман экенде…»,
«Куньлерден бир кунь…».
Слайд 14В УКРАИНСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:
«Жив-був…»,
«Жили-були…»,
«Жив собі…»,
«Це було давним-давно…».
Слайд 15ДОБРО И ЗЛО;
СКУПОСТЬ И ЩЕДРОСТЬ;
УМ И БЕЗУМИЕ;
ТРУДОЛЮБИЕ И ЛЕНЬ И
Т.П..
КОМПОЗИЦИЯ И
СОДЕРЖАНИЕ
Слайд 16концовка
В русских народных сказках:
«Сказка – ложь, да в ней намек
– добрым молодцам урок»,
«И я там был, мед, пиво
пил…»,
«И стали они жить-поживать и добра наживать»
Слайд 17В КРЫМСКОТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:
«Асретине къавуша…»,
«Мурадына ирише…».
В УКРАИНСКИХ НАРОДНЫХ
СКАЗКАХ:
«Щоб ви жили – не тужили і було вам
всім добро!».
Слайд 18КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК:
Померанцева Э.В.
ВОЛШЕБНЫЕ
АВАНТЮРНО-НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕ
БЫТОВЫЕ
О ЖИВОТНЫХ
Слайд 19ПРОППУ В.Я.
ПРОПП В.Я.
КУМУЛЯТИВНЫЕ
О ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ, НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ И ПРЕДМЕТАХ
БЫТОВЫЕ
ВОЛШЕБНЫЕ
НЕБЫЛИЦЫ
ДОКУЧНЫЕ
Слайд 22СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ,
РАСТЕНИЯХ, ПРЕДМЕТАХ
Слайд 26ФУНКЦИИ СКАЗОК
РАЗВИВАЮЩАЯ
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
Слайд 27этапы
Пропедевтический
Обобщающий
Анализ
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ:
Первичный синтез
Вторичный синтез
Слайд 28ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП
БЕСЕДА ОБ
АВТОРЕ СКАЗКИ (ЕСЛИ СКАЗКА АВТОРСКАЯ)
ПОКАЗ
ИЛЛЮСТРАЦИЙ
ПО
СКАЗКЕ
ПРОСЛУШИВА-
НИЕ МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ СКАЗКИ
ПОДГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ СКАЗКИ
Цель
Слайд 29ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗ
ОБРАЗЦОВОЕ ЧТЕНИЕ (РАССКАЗ) СКАЗКИ УЧИТЕЛЕМ
ПРОСМОТР
ВИДЕО ИЛИ
ПРОСЛУШИВАНИЕ
АУДИОЗАПИСИ
СКАЗКИ
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ
СОЗДАТЬ
В ВООБРАЖЕНИИ РЕБЕНКА ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ СКАЗКИ
Цель
Слайд 31ВТОРИЧНЫЙ СИНТЕЗ
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ (ПРАВИЛЬНОСТЬ, БЕГЛОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ОСОЗНАННОСТЬ).
.
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ
УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПО:
ЦЕПОЧКЕ,
РОЛЯМ,
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ И ДР.;
.
Цель
ПРИЁМЫ
РАБОТЫ
Слайд 32ОБОБЩИТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ
УЧАЩИХСЯ; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
БЕСЕДА;
РИСОВАНИЕ
СЮЖЕТА СКАЗКИ ИЛИ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА;
ИНСЦЕНИРОВКА
ЭПИЗОДА СКАЗКИ
(РАБОТА В ПАРАХ,
ГРУППАХ).
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП
ЦЕЛЬ
ПРИЕМЫ РАБОТЫ
Слайд 33ТЕМА:
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
А.С. ПУШКИН
Слайд 34 Цель:
а) ознакомить студентов со сказкой;
б)
показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции;
в) отметить языковые особенности литературной сказки;
г) работать над навыками выразительной речи; учить работе с текстом.
Наглядность: иллюстрации по сказке, рисунки учащихся, музыка Римского-Корсакова «Полет шмеля», инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане».
Слайд 35ХОД ЗАНЯТИЯ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
СЛОВАРНАЯ
РАБОТА.
ПЕРВИЧНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ СО СКАЗКОЙ.
АНАЛИЗ СКАЗКИ.
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ СТУДЕНТАМИ.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И
ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ.
ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА И ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СКАЗКЕ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Слайд 36ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
А.С. ПУШКИН
(1799-1837)
Слайд 39СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Зыбей – легкая волна
Клив – клюв
Град – город
Колымага – большая старинная телега
Венец – драгоценный головной убор
Слайд 41АНАЛИЗ СКАЗКИ
Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него
были?
На каком выборе он остановился? Почему?
А каков царь Салтан? Таким
ли вы его представляли себе?
А он добрый или злой герой? Как вы думаете? (Он разный: добрый, доверчивый любит жену, любит ребёнка, но бывает и несправедливый, гневный.)
Слайд 42Кто и почему желал несчастий молодой царице?
Куда уехал царь?
Какие планы
были у завистников? Как им удалось их реализовать?
Какие распоряжения дал
царь, узнав неприятные новости?
Какие чувства испытали вы при чтении строк, в которых говорится, как исполнили приказ?(Было очень жалко, обидно за них. Ведь несправедливо с ними поступили.)
Слайд 43СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПЕРВОЙ ЧАСТИ
Выбор невесты.
Обман царя.
Чудесное спасение.
Встреча с лебедем.
Корабельщики
на острове.
Слайд 44ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА
Докажите, что это сказка.
Почувствовали ли вы отношение автора к
своим героям? Какое оно?
Было ли вам жалко кого-нибудь?
Появились ли у
вас любимые герои? Кто? Почему?
Чему нас учит эта сказка?
Что хотел передать автор?
Слайд 45ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Нарисуйте какой-либо сюжет сказки или сказочного персонажа.
Объединитесь в
пары и проиграйте роли понравившихся героев сказки.
Перескажите эпизод сказки от
лица какого-либо персонажа.
Слайд 46ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительное чтение сказки.
Пересказ эпизода.
Рисование сюжета сказки.
Поиск иллюстраций по
сказке с помощью интернет-ресурсов.
Слайд 47ИТОГИ УРОКА:
С какой сказкой мы сегодня познакомились?
Понравилась ли она вам?
Чем?
Расскажите эту сказку своим близким или друзьям.
Слайд 48Создать атмосферу праздника.
К уроку готовятся яркие демонстрационные пособия, возможны игрушки-персонажи,
несложные костюмы.
На уроке осуществляется тесная связь с фольклорным наследием народа,
рассматриваются шедевры живописи.
На уроке используется музыкальное, шумовое сопровождение.
Желательно наличие сюрпризного момента, который снимет усталость, придаст уроку новое звучание.
Структура построения урока-сказки
Слайд 49Обязательно продумать систему развивающих заданий творческого характера.
Создать ситуацию успеха, уверенности
в своих силах.
Хорошо, если в урок включены элементы соревнования и
поиска по типу “помоги герою преодолеть препятствия”.
Не забывать о воспитательной ценности такого урока.
Учитель берёт на себя роль сказительницы, поэтому речь должна быть яркой, эмоциональной, а поведение ободряющим и естественным.
Помните – дети ваши союзники, поэтому привлекайте их к активному участию в сказке.