Слайд 1 МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ
Яяева н.м., 
к.пед.н., доцент кафедры 
начального
                                                            
                                    
образования
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2ПЛАН:
 	1. СКАЗКА – КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР. КЛАССИФИКАЦИИ СКАЗОК.
2. ФУНКЦИИ
                                                            
                                    
СКАЗОК.
3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3ЛИТЕРАТУРА: 
1. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку
                                                            
                                    
в начальных классах. – М., 2000 г.
2. Пропп В.Я. Морфология
                                    сказки. – Л., 1928 г.
3. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. – М., 1996 г. - № 9, с. 31-34. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
«СКАЗКИ – ПЕРВЫЕ БЛЕСТЯЩИЕ ПОПЫТКИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ»
К.Д. УШИНСКИЙ
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5СКАЗКА – КАК 
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР
Слово "сказка" в его современном смысле
                                                            
                                    
появилось только в XVII веке. До этого говорили "байка" или
                                    "басень" (от слова "баять" - рассказывать).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ 
«СКАЗКА – ВЫМЫШЛЕННЫЙ РАССКАЗ, НЕБЫВАЛАЯ ПОВЕСТЬ, СКАЗАНИЕ»
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7ПРОПП ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ: 
«Сказка – рассказ, отличающийся от всех других
                                                            
                                    
видов повествования специфичностью своей поэтики» 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8НИКИФОРОВ АЛЕКСАНДР ИСААКОВИЧ:
«Сказки — это устные рассказы, бытующие в народе
                                                            
                                    
с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события
                                    (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9ЛЕОНОВА ТАТЬЯНА ГЕОРГИЕВНА:
«Сказка – это эпическое, чаще всего прозаическое произведение
                                                            
                                    
с установкой на вымысел, произведение с фантастическим сюжетом, условно-фантастической образностью,
                                    устойчивой сюжетно-композиционной структурой и ориентированной на слушателя формой повествования»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10СКАЗКА – это
 весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр
                                                            
                                    
эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается.
                                    Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11ОСОБЕННОСТИ СКАЗКИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО ЖАНРА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ
 СРЕДСТВА
 КОМПОЗИЦИЯ
НАЛИЧИЕ ПОВТОРОВ
ЗАЧИН
 
КОНЦОВКА
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Зачин
В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:
«Жили-были…», 
«В тридевятом царстве, 
в тридесятом государстве…»,
                                                            
                                    
«В давние-давние времена…», «Было это давно…».
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13В КРЫМСКОТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:
«Бир заманда бар экен, бир заманда ёкъ
                                                            
                                    
экен…», 
«Заман, заман экенде…», 
«Куньлерден бир кунь…».
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14В УКРАИНСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ:
«Жив-був…», 
«Жили-були…», 
«Жив собі…», 
«Це було давним-давно…».
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15ДОБРО И ЗЛО;
СКУПОСТЬ И ЩЕДРОСТЬ;
УМ И БЕЗУМИЕ;
ТРУДОЛЮБИЕ И ЛЕНЬ И
                                                            
                                    
Т.П..
   КОМПОЗИЦИЯ И 
   СОДЕРЖАНИЕ 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16концовка
В русских народных сказках:
«Сказка – ложь, да в ней намек
                                                            
                                    
– добрым молодцам урок», 
«И я там был, мед, пиво
                                    пил…», 
«И стали они жить-поживать и добра наживать»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17В КРЫМСКОТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ: 
«Асретине къавуша…», 
«Мурадына ирише…».
В УКРАИНСКИХ НАРОДНЫХ
                                                            
                                    
СКАЗКАХ: 
«Щоб ви жили – не тужили і було вам
                                    всім добро!».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18КЛАССИФИКАЦИЯ СКАЗОК:
Померанцева Э.В.
ВОЛШЕБНЫЕ
АВАНТЮРНО-НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕ
БЫТОВЫЕ
О ЖИВОТНЫХ
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19ПРОППУ В.Я.
ПРОПП В.Я.
КУМУЛЯТИВНЫЕ
О ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ, НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ И ПРЕДМЕТАХ
БЫТОВЫЕ
ВОЛШЕБНЫЕ
НЕБЫЛИЦЫ
ДОКУЧНЫЕ
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 22СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ, 
РАСТЕНИЯХ, ПРЕДМЕТАХ
                            							
														
						 
											
											
											
											
                            Слайд 26ФУНКЦИИ СКАЗОК
 
РАЗВИВАЮЩАЯ
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27этапы
 Пропедевтический 
 Обобщающий
 Анализ
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СКАЗКАМИ:
 Первичный синтез
                                                            
                                    
 Вторичный синтез 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ЭТАП
БЕСЕДА ОБ 
АВТОРЕ СКАЗКИ (ЕСЛИ СКАЗКА АВТОРСКАЯ)
ПОКАЗ
 ИЛЛЮСТРАЦИЙ 
ПО
                                                            
                                    
СКАЗКЕ
ПРОСЛУШИВА-
НИЕ МУЗЫКИ ПО ТЕМЕ СКАЗКИ
ПОДГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ СКАЗКИ
Цель
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗ
ОБРАЗЦОВОЕ ЧТЕНИЕ (РАССКАЗ) СКАЗКИ УЧИТЕЛЕМ
ПРОСМОТР
ВИДЕО ИЛИ
ПРОСЛУШИВАНИЕ
 АУДИОЗАПИСИ 
СКАЗКИ
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ
СОЗДАТЬ
                                                            
                                    
В ВООБРАЖЕНИИ РЕБЕНКА ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ СКАЗКИ
Цель
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 31ВТОРИЧНЫЙ СИНТЕЗ
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ (ПРАВИЛЬНОСТЬ, БЕГЛОСТЬ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ОСОЗНАННОСТЬ).
.
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ
                                                            
                                    
УЧАЩИМИСЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ПО: 
ЦЕПОЧКЕ, 
РОЛЯМ, 
ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ И ДР.;
.
Цель
ПРИЁМЫ
                                    РАБОТЫ
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32ОБОБЩИТЬ И СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ
 УЧАЩИХСЯ; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСТВО МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
БЕСЕДА;
РИСОВАНИЕ
                                                            
                                    СЮЖЕТА СКАЗКИ ИЛИ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА;
ИНСЦЕНИРОВКА 
ЭПИЗОДА СКАЗКИ
 (РАБОТА В ПАРАХ,
                                    ГРУППАХ).
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП
ЦЕЛЬ
ПРИЕМЫ РАБОТЫ
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33ТЕМА: 
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»
А.С. ПУШКИН
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34    Цель: 
а) ознакомить студентов со сказкой;
б)
                                                            
                                    
показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции;
                                    
в) отметить языковые особенности литературной сказки; 
г) работать над навыками выразительной речи; учить работе с текстом.
Наглядность: иллюстрации по сказке, рисунки учащихся, музыка Римского-Корсакова «Полет шмеля», инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35ХОД ЗАНЯТИЯ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
СЛОВАРНАЯ
                                                            
                                    
РАБОТА.
ПЕРВИЧНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ СО СКАЗКОЙ.
АНАЛИЗ СКАЗКИ.
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ СТУДЕНТАМИ.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА И
                                    ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ.
ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА И ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СКАЗКЕ.
 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
А.С. ПУШКИН 
(1799-1837)
                            							
														
						 
											
											
											
                            Слайд 39СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Зыбей – легкая волна
Клив – клюв 
Град – город
                                                            
                                    
Колымага – большая старинная телега
Венец – драгоценный головной убор
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 41АНАЛИЗ СКАЗКИ
Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него
                                                            
                                    
были?
На каком выборе он остановился? Почему?
А каков царь Салтан? Таким
                                    ли вы его представляли себе?
А он добрый или злой герой? Как вы думаете? (Он разный: добрый, доверчивый любит жену, любит ребёнка, но бывает и несправедливый, гневный.)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 42Кто и почему желал несчастий молодой царице?
Куда уехал царь?
Какие планы
                                                            
                                    
были у завистников? Как им удалось их реализовать?
Какие распоряжения дал
                                    царь, узнав неприятные новости?
Какие чувства испытали вы при чтении строк, в которых говорится, как исполнили приказ?(Было очень жалко, обидно за них. Ведь несправедливо с ними поступили.)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 43СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПЕРВОЙ ЧАСТИ 
Выбор невесты.
Обман царя.
Чудесное спасение.
Встреча с лебедем.
Корабельщики
                                                            
                                    
на острове.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 44ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА
Докажите, что это сказка.
Почувствовали ли вы отношение автора к
                                                            
                                    
своим героям? Какое оно?
Было ли вам жалко кого-нибудь?
Появились ли у
                                    вас любимые герои? Кто? Почему?
Чему нас учит эта сказка? 
Что хотел передать автор? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 45ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА 
Нарисуйте какой-либо сюжет сказки или сказочного персонажа.
Объединитесь в
                                                            
                                    
пары и проиграйте роли понравившихся героев сказки.
Перескажите эпизод сказки от
                                    лица какого-либо персонажа. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 46ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительное чтение сказки.
Пересказ эпизода. 
Рисование сюжета сказки.
Поиск иллюстраций по
                                                            
                                    
сказке с помощью интернет-ресурсов.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 47ИТОГИ УРОКА:
С какой сказкой мы сегодня познакомились?
Понравилась ли она вам?
                                                            
                                    
Чем?
Расскажите эту сказку своим близким или друзьям.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 48Создать атмосферу праздника.
К уроку готовятся яркие демонстрационные пособия, возможны игрушки-персонажи,
                                                            
                                    несложные костюмы.
На уроке осуществляется тесная связь с фольклорным наследием народа,
                                    рассматриваются шедевры живописи.
На уроке используется музыкальное, шумовое сопровождение.
Желательно наличие сюрпризного момента, который снимет усталость, придаст уроку новое звучание.
Структура построения урока-сказки
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 49Обязательно продумать систему развивающих заданий творческого характера.
Создать ситуацию успеха, уверенности
                                                            
                                    
в своих силах.
Хорошо, если в урок включены элементы соревнования и
                                    поиска по типу “помоги герою преодолеть препятствия”.
Не забывать о воспитательной ценности такого урока.
Учитель берёт на себя роль сказительницы, поэтому речь должна быть яркой, эмоциональной, а поведение ободряющим и естественным.
Помните – дети ваши союзники, поэтому привлекайте их к активному участию в сказке.