Слайд 1УСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
Слайд 2План
1. Классификация речей
2. Подготовка публичной речи
3. Работа с основной частью
выступления
4. Способы изложения материала
5. Тезис и аргументация
6. Выступление с публичной
речью
Слайд 3Пять заповедей искусства речи
1. Понять, что следует сказать
2. Упорядочить: что
по делу, а что шутки ради
3. Облечь в слова и
украсить слогом
4. Запечатлеть в памяти
5. Приятно и достойно изложить.
Слайд 4Поль Л. Сопер «Основы искусства речи. Книга о науке убеждать»
Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам. Выступающий должен иметь
общественные интересы и широкий кругозор.
Подбирайте уместную тему. Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента.
Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя.
Слайд 5Классификация речей
Информационная речь должна обогатить слушателей новыми знаниями, дать
новое представление о предмете, процессе, явлении, пробудить любознательность.
Повествование –
это связный рассказ
Описание – расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине
Объяснение – показывает, каков предмет в действии.
Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:
- в ней не должно быть ничего спорного
- она должна пробуждать любознательность слушателя
- должна отвечать запросам слушателя
- сообщение должно быть сделано на актуальную тему.
Слайд 6Убеждающая речь
Любыми методами оратор убеждает согласиться с ним в сложном
вопросе, по которому в обществе нет единой точки зрения.
Этот
вид речи стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию.
Убеждающая речь доказывает или опровергает какие-либо положения, вызывает у слушателей те или иные чувства.
Предмет убеждающей речи – вопросы, факты, свидетельствующие о том, что представляет истинную правду, а что нет.
Слайд 7Какую тему выбрать?
Выбирать действительно спорный и актуальный вопрос. Темы должны
вызывать живой интерес у слушателей, оратор по каждой из них
может предложить какие-то варианты решений, что-то конструктивное и новое, о чем уже давно не слышала аудитория.
Выбирать содержательную тему. Даже если речь будет остроумна и увлекательна по форме, необходимо, чтобы обсуждаемый вопрос непосредственно касался слушателей и затрагивал их интересы.
Выбирать разрешимый вопрос. Сама речь не может практически решить тот или иной вопрос, но продемонстрировать возможные пути, подходы к решению, обозначить те иные варианты действий – это оратору сделать необходимо.
Слайд 8Агитационная речь
Призывающая к действию речь должна содержать необходимые факты, пробуждать
психическую восприимчивость, приводить к согласию, но главное – призывать к
конкретному действию.
Призыв к действию бывает прямым и косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно; речь направлена именно на тех слушателей, которые сидят в аудитории.
При выборе темы для речи, призывающей к действию, необходимо сделать следующие предварительные шаги.
Проверить, вызовет ли тема достаточный интерес у слушателя
Выяснить, способны ли слушатели к действию
Уточнить, не слишком ли сильна оппозиция.
Слайд 9Речь по специальному поводу
Обращена гораздо более к чувству, чем к
разуму.
Эти речи имеют четыре основные формы:
протокольная (рамочная) речь -
приветствие, благодарность и т. д.
траурная речь
торжественная речь
речь в дружеском кругу.
Слайд 10Протокольная речь
Это речи по поводу открытия, презентации,
приветственные и благодарственные речи.
Начиная
приветственную речь, необходимо соблюдать следующую последовательность:
открыть встречу, собрание и поприветствовать
слушателей
поприветствовать или представить докладчика
предоставить слово докладчику.
Заканчивая приветственную речь, следует: сказать слова благодарности оратору
кратко обосновать эту благодарность
попрощаться со слушателями.
Слайд 11Торжественная речь
Цель речи: создать праздничное настроение, согреть сердца слушателей, удовлетворить
их ожидания.
Для такой речи уместны красивые слова, эпитеты, художественные,
образные высказывания, похвала, эмоциональная поддержка.
Речь по случаю юбилея заслуженного человека может включать следующие составляющие: приветствие
перечисление важных моментов жизненного пути юбиляра
акцент на положительных, хороших сторонах его личности
приведение ярких примеров из его жизни
рассказ о событиях, в которых выступающий лично взаимодействовал с юбиляром
выражение благодарности за участие, вклад во что-то значимое
высказывание добрых пожеланий на будущее.
Слайд 12Речь в дружеском кругу
В неформальном общении используются речи разнообразной формы.
Это могут быть застольные речи (тосты по случаю) или речь
руководителя предприятия, члена коллектива во время торжественного мероприятия, например презентации проекта, новых товаров или услуг.
При произнесении таких речей необходимо отражать следующие моменты:
- приветствие и указание на смысл мероприятия
- ретроспективный обзор проделанной работы, остроумно дополненный упоминанием какого-либо происшествия
- выражение надежды на дальнейшее сотрудничество
- объявление программы и пожелание радостного времяпрепровождения.
Высказывания, в которые заложен такой смысл, должны быть краткими, энергичными и целеустремленными.
Слайд 13Подготовка публичной речи
Принято выделять следующие этапы подготовки речи к произнесению
Сбор
материала
Отбор материала и его организация
Обдумывание материала - связка деталей
Первая редакция
ключевых слов или предварительная редакция
Стилистическое оформление главной части - упражнение в словесном оформлении
Формулирование вступления и заключения
Общий контроль.
Вторая редакция ключевых слов или окончательная редакция
Мысленное освоение
Риторическое освоение или проба речи.
Слайд 14Схема подготовки сообщения
Короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки.
В этом случае можно использовать следующую этапы:
1. Выбор темы и
формулирование рабочего названия выступления —> 2. Сбор материала —> 3. Рабочий план —> 4. Введение и заключение —> 5. Краткий просмотр целого: для проверки логики и достижения целей выступления, а также правильности расчета времени.
Запомните! Чтение вслух одной страницы печатного текста занимает в среднем 2 мин.
Слайд 15Работа над основной частью выступления
Цели основной части выступления:
-
сформулировать общие положения
- сообщить слушателям новую информацию
- последовательно
разъяснить выдвинутые положения
- доказать правильность выдвинутых положений
- подвести слушателей к необходимым выводам.
При написании основной части выступления сначала составляют рабочий план
При составлении рабочего плана необходимо определить композицию текста, т.е. последовательность, в которой будут изложены основные вопросы.
Слайд 16Основное требование к композиции
Композиция – логическая последовательность и стройность изложения
материала.
Важно расположить материал таким образом, чтобы он помогал раскрыть
главную мысль (тезис) выступления.
При составлении рабочего плана выступления можно:
а) сохранить композицию исходного текста, если выступление представляет собой пересказ какой-либо одной статьи, книги
б) изменить композицию исходного текста, выбрав способ изложения материала, который в наибольшей степени соответствует цели выступления, аудитории,
продолжительности выступления и другим факторам.
Слайд 17Способы изложения материала
Индуктивный способ – изложение материала от частного к
общему: от аргументов к тезису
Дедуктивный способ – изложение материала от
общего к частному: от тезиса к его доказательству
Метод аналогии – изложение от частного к частному: переход от известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов, рассуждение или описание по аналогии с известным
Ступенчатый способ – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей
Исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности
Концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.
Слайд 18Тезис и аргументация в основной части убеждающей речи
Тезис должен быть
суждением ясным и точно определенным
Тезис должен оставаться тождественным, т. е.
одним и тем же на протяжении всего доказательства
Тезис не должен содержать в себе логическое противоречие
Тезис не должен находиться в логическом противоречии с суждениями по данному вопросу, высказанными ранее
Тезис должен быть обоснован фактами
Тезисом не должно быть суждение очевидное, поскольку то, что достоверно само по себе, не требует доказательств
Тезис должен определить собою весь ход доказательства так, чтобы то, что в результате будет доказано, было именно тем, что требовалось доказать
Слайд 19Аргументация – система доказательств, приводимых в его защиту или опровержение
Аргументы бывают сильные, слабые и несостоятельные.
Сильные аргументы не вызывают критики,
их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание.
Слабые аргументы могут вызвать сомнения оппонентов.
Несостоятельные аргументы позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их.
Чтобы добиться своей цели, надо хорошо знать того, к кому обращены доводы, и приводить аргументы с учетом индивидуальных особенностей оппонента.
Блестящее подтверждение этому можно найти в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», проследив, как Чичиков искусно убеждает помещиков, используя разные доводы.
Аргументы, таким образом, могут быть близкими к интересам аудитории и далекими от них.
Слайд 20Составление вступительной и
заключительной части выступления.
При подготовке вступления и заключения публичной
речи следует помнить, что:
существует эффект края: люди запоминают первое и
последнее из того, что вы сказали, т. е. вступление и заключение вашей речи
вступление и заключение пишут и шлифуют тогда, когда основная часть подготовлена, т.е. все свои идеи оратор отчетливо понимает и ясно изложил в основной части.
вступление и заключение всегда следует писать полностью
Слайд 21Вступление
Во вступлении оратор может ставить перед собой следующие цели:
установить
контакт с аудиторией, вызвав расположение и доверие к себе
заинтересовать слушателей
подготовить
слушателей к восприятию выступления
обосновать постановку вопроса.
Слайд 22Заключение
Оратор ставит перед собой следующие цели:
суммировать сказанное, обобщить информацию
способствовать
запоминанию основных положений, выдвинутых в выступлении
сделать выступление менее официальным, повысить
благожелательное отношение аудитории к себе как оратору
повысить убедительность речи, используя дополнительные сильные аргументы
вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь
повысить значимость своего выступления
призвать слушателей к выполнению тех или иных задач.
Слайд 23Выступление с публичной речью
Выступающий принимает на себя некое обязательство перед
публикой. Он старается доказать нечто такое, что должно получить поддержку
слушателей и вылиться в некое действие.
Слушатели молча оценивают выполнение этого обязательства:«Есть ли в этом смысл?», «Точны ли эти факты?», «Внушает ли мне доверие этот человек?»
После окончания речи публика выносит приговор. Опытный оратор не допустит отрицательного результата, и он будет следить за реакцией аудитории.
«Зачастую в тоне голоса, в слезах и во всей атмосфере, которую оратор распространяет вокруг себя, так же много красноречия, как в выборе слова»
Ларошфуко
Слайд 24
«Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она длится мгновение,
а в памяти остается порой навсегда…»
Д. Карнеги
Большинство слушателей в течение первых минут выступления уделяют оратору все свое внимание. Они внимательно присматриваются к нему: как он идет, как начинает говорить, как ведет себя за трибуной.
Кроме демонстрации жестов уверенности, необходимо установить со слушателями контакт глаз, демонстрировать уверенный, прямой взгляд.
Необходимо обращать свой взгляд сразу же на нескольких слушателей, желательно в разных концах аудитории, охватывая всех сразу и никого при этом не оставляя без внимания.
Взгляд должен быть теплым, доброжелательным, дружеским.
Слайд 25Советы специалистов по речевой коммуникации
Исключайте безличные предложения.
Например, было
проведено..., было изучено..., были спланированы перспективные направления... Широко используйте форму
первого и второго лица: мы спланировали..., я изучил... , вам будет интересно узнать..., это поможет вам..., для вас важно....
Говорите не слишком быстро, даже если времени на выступление мало, говорите в умеренном темпе.
Голосом выделяйте существенные моменты вашей речи: слова, понятия, части предложений, цифры.
Не перегружайте свою речь иностранными словами, придавая ей тем самым важность или научность.
Обращайте внимание на ваши жесты; пользуйтесь ими с учетом их информативности и уместности
Слайд 26Вопросы для самоконтроля
1. В чем состоят особенности ораторского искусства как
социального явления?
2. От чего зависит успешная ораторская деятельность?
3. Из каких
элементов складывается повседневная подготовка к выступлению?
4. Назовите и охарактеризуйте основные этапы подготовки к конкретному выступлению.
5. Каковы основные принципы построения выступления?
6. Каковы методы изложения материала выступления?
7. Что такое аргументация? Назовите и охарактеризуйте основные виды аргументов.