Слайд 1ТЕМА 3
Организация как система
1. Понятие системы.
2. Понятие
организационной системы
3. Свойства организационных систем (проблемная ориентация, преобразование ресурсов
для достижения целей организации, зависимость от внешней среды, единый центр управления, наличие объекта управления интеграция цели, иерархическая структура, свойство «вложимости», изменчивость, инерционность).
Слайд 2>
>
1. Понятие системы
Слово «система», как известно, греческого происхождения
и имеет много значений:
сочетание,
организм,
устройство,
организация,
союз,
строй,
руководящий
орган.
Дословно его переводят как учение о строительстве.
Слайд 3>
>
Как наука теория систем стала развиваться только в
начале XX в.
Теория систем развивалась как одна из ветвей философии,
внутри которой не утихали принципиальные споры.
Сторонники атомизма считали, что части существуют без целого.
Приверженцы холизма, наоборот, утверждали, что целое существует без частей.
Атомизм - в древнем мире учения Левкиппа, Демокрита и Эпикура, по которому первоначалом всего сущего являются мельчайшие неделимые, качественно однородные частицы (атомы).
Холи́зм (от др.-греч. ὅλος, «целый, цельный») — в широком смысле — позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям
Слайд 4>
>
Динамика формирования теории систем
Слайд 5>
В XX столетии можно выделить следующие этапы. 1920-е гг.:
всеобщая организационная наука (тектология) – первый вариант общей теории систем.
Основоположником современной теории систем можно считать революционера А. А. Малиновского (больше известного под псевдонимом А. А. Богданов), который в 1911–1925 гг. издал свой труд в 3 томах под названием «Всеобщая организационная наука (тектология)»
Тектология – общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем.
Богданов дал характеристику соотношения частей и элементов, показав, что целое превосходит сумму его частей.
Слайд 6>
1930—40-е гг.: Философ Л. фон Берталанфи построил общую теорию
систем, сформулировал модель открытой системы. Берталанфи определил общую теорию систем
«как совокупность принципов исследования систем и набор отдельных эмпирически выявленных изоморфизмов в строении и функционировании разнородных системных объектов».
По Л.фон Берталанфи, система – это комплекс взаимодействующих элементов, совокупность элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и со средой.
Изоморфи́зм (от др.-греч. ἴσος — «равный, одинаковый, подобный» и μορφή — «форма»)
Слайд 7>
1950-е гг.: развитие кибернетики (работы Н. Винера) и проектирование
автоматизированных систем управления. Например, У. Эшби предложил методы исследования, основанные
на рассмотрении систем с позиций модели «черного ящика», а Н. Винер создал теорию кибернетики, в которой обосновал законы информационного взаимодействия элементов в процессе управления системой.
Практической реализацией информационных идей управления стало развитие компьютерной техники и современных методов информационного моделирования систем.
Слайд 8>
1960—80-е гг.: развитие концепции общей теории систем, обеспеченные
собственным математическим аппаратом (работы М. Месаровича, А. Уемова, В. Глушкова),
например, модели многоуровневых многоцелевых систем.
Исследователь М. Месарович утверждал: «Общая теория систем должна быть настолько общей, чтобы охватить все различные уже существующие конкретные теории. В связи с этим она должна быть достаточно абстрактной, чтобы ее термины и понятия могли быть интерпретированы в каждой из наиболее узких областей»
Слайд 9>
С некоторой долей условности все понятия «системы» можно поделить
на три группы
Определения, принадлежащие к первой группе, рассматривают систему как
комплекс процессов, явлений и связей между ними, которые существуют объективно, независимо от наблюдателя.
Определения второй группы рассматривают систему как инструмент, способ исследования процессов и явлений. Наблюдатель, имея перед собой цель, конструирует систему как некое абстрактное отображение реальных объектов.
Третья группа определений представляет компромисс между двумя первыми. Система здесь – искусственно создаваемый комплекс элементов (людей, процедур, технологий, научных теорий и т. д.), предназначенный для решения сложной организационной, технической, экономической задачи. Следовательно, здесь наблюдатель не только выделяет систему из среды, но и создает, синтезирует ее.
Слайд 10>
Понятие «система» широко используется как в научных исследованиях, так
и в повседневной жизни. Этот термин также является отражением некоторой
объективной реальности.
система – это такой объект, свойства которого не сводятся без остатка к свойствам составляющих его элементов
Слайд 11>
Отличительные характеристики системы
структурность
процессность
наличие составляющих
ее элементов
и возможность разложения
системы на составляющие
в некоторых случаях
цикличность,
то
есть возможность
повторения процессов
существования
для сохранения системы
Слайд 12>
Для представления и описания системы используют следующие понятия
Состояние
Поведение системы
Равновесие
Устойчивость
Слайд 13>
Состояние.
Этим понятием обычно характеризуют мгновенную фотографию, «срез» системы
во времени (в какое-то время) или во время остановки в
ее развитии. Состояние описывают либо через входные воздействия и выходные результаты, либо через макропараметры и макросвойства системы (давление, скорость, ускорение - для технических систем; рентабельность, объем продаж, объемы производства, численность персонала, основные фонды, темпы роста - для экономических систем). По этим показателям можно говорить о состоянии покоя - стабильности (т.е. постоянные входные воздействия и выходные результаты) и о состоянии равномерного развития.
Слайд 14>
Поведение системы.
Если система способна переходить из одного состояния
в другое, то говорят, что она обладает поведением. Поведение системы
- это ее состояние (возможность преобразования, изменения) во времени. Этим понятием пользуются, когда неизвестны правила, закономерности перехода из одного состояния в другое. Система обладает поведением, если для ее описания и понимания необходимо выявить алгоритм, характер поведения системы.
Слайд 15>
Равновесие. Равновесие - это способность системы в отсутствие внешних
возмущающих воздействий (или при постоянных воздействиях) сохранять свое поведение сколь
угодно долго.
Слайд 16>
Устойчивость.
Устойчивость - способность системы возвращаться в состояние равновесия
после того, как она была из этого состояния выведена внешними
возмущающим воздействиями. Эта способность обычно присуща системам при постоянном управляющем входе только в некотором диапазоне, не превышающем определенного уровня.
Слайд 17>
свойства систем
1. Целостность - внутреннее единство объекта. Целостность
означает, что система выступает и воспринимается относительно окружающей среды как
нечто целое.
Не менее важное выражение целостности системы - наличие у нее особого рода внутренних и внешних связей, благодаря которым система отграничивается от своей среды и противостоит ей как нечто единое. Такие связи обычно называют системообразующими. Выявление этих связей служит необходимым условием исследования объекта как системы. Сама система обладает множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней.
Слайд 18>
свойства систем
Сложность. Те или иные воздействия на систему
в общем случае однозначно не определяют процессы, происходящие внутри системы.
Преобразования, которые система претерпевает, вызываются взаимодействием, взаимопереплетением внешних и внутренних факторов, причем чем сложнее система, тем в большей мере характер происходящих с ней преобразований определяется присущими ей внутренними закономерностями.
Слайд 19>
свойства систем
Организованность. В ходе исследования системы должна учитываться
внутренняя упорядоченность отношений и связей между элементами системы. Система выступает,
таким образом, не только как сложная и организованная система, характер и направление процессов в которой определяется ее структурой, понимаемой как совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Организованность системы выражается, в частности, в иерархичности ее строения, т.е. в наличии у нее нескольких уровней организации, находящихся в отношении последовательного подчинения. Т.е. любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве системы более низкого порядка.
Слайд 20>
Классификация систем
Стр. 15 - 18
Слайд 21>
Особенности и классификация организационных систем
Организационной системой называется такая система,
структурными элементами которой являются люди, осуществляющие преобразование ресурсов этой системы.
Как
правило, организационные системы - это сложные многоуровневые системы, состоящие из множества взаимодействующих элементов и подсистем.
Характерной особенностью организационной системы, отличающей ее от систем другого типа, например, от технических систем, является то, что каждый элемент организационной системы принимает решения по организации действий, т.е. является решающим элементом.
Слайд 22>
Некоторые из них принимают решения по организации только своих
собственных действий - это исполнительные элементы. Элементы, принимающие решения по
организации не только своих собственных действий, но и действий некоторых других элементов, объединенных или не объединенных в коллективы и организации - это руководящие элементы системы.
Слайд 23>
Организационная система создается для решения сложных социально-экономических проблем, требующих
скоординированных усилий многих людей и значительных затрат ресурсов, а также
информации, без которой невозможно определить, сколько их необходимо выделить для решения проблемы.
При наличии необходимой информации и ресурсов для решения проблем разрабатывают комплекс мероприятий, реализация которых должна привести к желаемому результат)'. В условиях ограниченности информации и ресурсов на решение проблемы ее разбивают на части (если это возможно) и решают по частям или поэтапно, постепенно приближаясь к цели.
Типичные примеры организационных систем - промышленные предприятия, объединения, отрасли, ассоциации, кооперативы.
Организационные системы включают трудовые ресурсы, средства производства и другие ресурсы (материальные, финансовые, информационные), участвующие в производственной и управленческой деятельности.
В связи с этим организационную систему можно рассматривать как целостную совокупность производственных и управленческих подразделений, объединяемую единством целей, взаимосвязью осуществляемых работ, совместным использованием ресурсов и наличием единого административного органа управления.
Хотя организационные системы и обладают определенной целостностью, они не обязательно являются организациями, они могут быть частью организации и, наоборот, включать несколько организаций.
Слайд 24>
По уровню управления организационные системы можно подразделить на территориальные,
отраслевые, функциональные и целевые системы.
Примерами территориальных систем являются хозяйства крупных
или мелких регионов страны (республик, областей, районов, городов), а также все народное хозяйство страны.
Примерами отраслевых организационных систем являются отрасли, объединения, предприятия.
Примерами функциональных организационных систем являются АПК и другие народнохозяйственные комплексы.
Примерами целевых - системы управления программами жилищного строительства, охраны здоровья и т.д.
По характеру решаемых ими проблем организационные системы делятся на политические, экономические, социальные, идеологические, производственные, научно-технические, экологические, комплексные и др.
Примерами политических организационных систем являются государство, политические партии, профсоюзы, общественные организации.
Экономических - народное хозяйство, отрасли, объединения, промышленные предприятия, кооперативы.
Социальных - школы, ВУЗы, больницы, магазины, театры, стадионы.
Слайд 25>
Свойства организационных систем
1. Проблемная ориентация.
Как правило, каждая организационная
система ориентирована на удовлетворение определенной общественной потребности.
Организационная система в
целом - это механизм, осуществляющий деятельность по производству товаров и услуг, удовлетворяющий материальные потребности общества. Однако не всегда эта проблемная ориентация четко выражена. Некоторые организационные системы имеют многоцелевой характер.
Например, машиностроительный завод может выпускать непрофильную для него продукцию легкой промышленности.
Слайд 26>
Преобразование ресурсов для достижения целей организации.
Основные ресурсы, используемые
организацией - это человеческие ресурсы, капитал, материалы, технология и информация.
Слайд 27>
Зависимость от внешней среды.
Организации зависимы от внешней среды
как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей
их продукции или услуг.
Внешняя среда включает: экономические условия, потребителей, профсоюзы, законодательство, конкурентов и др.
Слайд 31>
>
Данный PEST-анализ был разработан в 2006 году для
крупной страховой компании, изучавшей возможность выхода на рынок СЗФО. По
понятным причинам глобальный кризис 2008 года в этом анализе не учитывался, но пессимистичный сценарий отчасти предусматривает неблагоприятный прогноз.
Слайд 36>
ВЫВОДЫ
Выбор Северо-Западного округа обусловлен следующими соображениями:
Высокая экономическая активность, особенно
учитывая высокую деловую активность и выгодное приграничное расположени;
Один из
наиболее развитых рынков страхования;
Высокая культура населения.
Вступление России в ВТО. Необходимо использовать преимущество «первого хода» в преддверии вероятного захвата рынка крупным зарубежными операторами после вступления России в ВТО. Для этого успеть не только захватить, но и закрепиться на новых рынках.
Инвестиции в имидж, в Бренд: создание лояльности целевых клиентов
Необходимо обеспечить системный доступ к крупнейшим интересующим клиентским сегментам
Накапливать информацию о рынке и потребителях выбранных сегментов
Договориться о „правилах игры" с органами власти в интересующих регионах
Приоритет долгосрочным договорам
Учитывая вышесказанное основной проблемой будет соблюдение разумного баланса между поиском альянса с крупным оператором с одной стороны (в случае нехватки собственных средств) и приобретением небольших местных компаний с их структурой управления и клиентурой
Общая тенденция на сегодня такова, что будет развиваться сектор конкурентного страхования и сокращаться сектор «оптимизационных» схем. Учитывая, что большая часть рынка находится «в тени» - «налоговое» страхование.
>
Слайд 37>
Единый центр управления. Для предприятий и организаций, например, управляющими
органами являются их аппараты управления. Централизация управления не исключает, а,
наоборот, предполагает относительную самостоятельность подразделений (подсистем), входящих в состав организационной системы.
Например, холдинг включает в себя различные предприятия, банки. Все дочерние предприятия обладают правами юридического лица и имеют практически полную самостоятельность.
Слайд 38>
Наличие объекта управления,
т.е. совокупности исполнителей, осуществляющих производственный процесс
вместе с их орудиями труда. При этом исполнителями (участниками) организационной
системы могут быть как физические, так и юридические лица.
Слайд 39>
6.Интеграция цели.
Организационные системы состоят и элементов, осуществляющих деятельность,
необходимую для достижения поставленной цели. Удаление хотя бы одного из
этих элементов неизбежно приводит к нарушению работы или снижению эффективности организационной системы.
Например, если один из цехов, входящих в состав промышленного предприятия и образующих технологическую цепочку, перестанет выпускать продукцию, это приведет к сбою в работе всего промышленного предприятия.
Интеграция цели достигается двумя путями:
жестким административным управлением из одного центра
сочетанием самостоятельности подразделений с регулированием их деятельности из единого центра.
Слайд 40>
Цели выражают собой управленческое обязательство добиться конкретных результатов в
определенных временных рамках. Они формируются посредством декомпозиции миссии на составляющие
и обеспечивающие ее цели.
Выявление и анализ целей компании осуществляется с помощью построения иерархического графа дерева целей. Для более четкого представления о целях рассмотрим основные отличия миссии компании от ее целей.
Основные отличия миссии от целей
Основные отличия миссии компании от ее целей могут быть определены в следующих четырех измерениях:
1. Временной аспект . Миссия не имеет временных критериев. Цели же всегда временны и предполагают наличие сроков, когда они должны быть достигнуты.
2. Фокусировка . Миссия имеет направленность на внешнюю для компании среду, например, достичь признания или стать лидером в отрасли. Цели, напротив, чаще всего относятся к внутренним аспектам компании и выражаются в терминах использования имеющихся ресурсов для достижения конкретных внутренних показателей.
3. Специфика . Миссия выражается в терминах, имеющих общий, относительный характер, относящихся к образу компании, ее фирменному стилю. Цели, как правило, выражаются в терминах определенных результатов и предполагают их достижимость.
4. Измеряемость. И миссия, и цели в некотором смысле, могут быть измерены. Но измеряемость миссии имеет относительно качественный характер, тогда как положения, утверждаемые в целях, имеют абсолютный, количественный характер.
Слайд 41>
SMART-критерии постановки целей
Конкретные (Specific)
Измеримые (Measurable)
Достижимый (Achivable)
Ориентирована
на результат (Result-oriented)
Соотносимые с конкретным сроком (Timed)
Слайд 42>
Конкретные цели (S)
Цель должна быть чётко сформулирована. Иначе в
конечном итоге может быть достигнут результат, отличающийся от запланированного.
Измеримые цели
(M)
Если у цели не будет каких-либо измеримых параметров, то будет невозможно определить, достигнут ли результат.
Достижимые цели (A)
Цели используются в качестве стимула для решения каких-то задач и, таким образом, дальнейшего продвижения вперёд за счёт достижения успеха. Не нужно ставить такие цели, которые наоборот приводили бы к увеличению стрессов в вашей жизни. Стоит ставить достаточно сложные цели, предполагающие усилия, но при этом иметь ввиду, что они должны быть достижимыми.
Ориентированные на результат цели (R)
Цели должны характеризоваться исходя из результата, а не проделываемой работы. Таким образом достигается эффективность. Можно поставить себе цель приходить на работу на час раньше, но если при этом не определить ожидаемый от этого результат, то этот час можно провести попивая кофе или просто болтая.
Цели, соотносимые с конкретным сроком (T)
Любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении.
Слайд 43>
Цель — это конечный желаемый результат.
Цель определяется в
процессе планирования и регулируется функциями управления
Задача — проблемная ситуация
с явно и заранее заданной целью
Задача отвечает на вопрос «как сделать?», возникает в силу понимания проблемы, возникшей на пути к цели
Отличие целей от задач
Слайд 44>
Что различает цели и задачи?
Далеко не все умеют
ставить цели, зачастую цели путают с задачами, проектами и
наоборот.
Предлагаю разобраться в этом лишь на первый взгляд несложном вопросе.
Все, что мы сейчас делаем, – это решение определенных задач, сформулированных и поставленных накануне. Достигаемый в результате решения задач результат – это отражение цели (100% ее достижение, или частичное), которая была поставлена.
Слайд 45>
Если задаете вопрос «что хотите?» и определяете желаемый результат
- ставите цель;
Если описываете то, что хотите достичь, задаете
вопрос «что сделать?» - формулируете задачу;
Если озадачены вопросом «как сделать?» - это пытаетесь сформулировать план.
Слайд 46>
Иерархическая структура.
Любая организационная система обладает своей, только ей
присущей организационной системой управления. Наибольшее распространение получили линейная, функциональная, линейно-функциональная
структуры.
Слайд 47>
Типы организационных структур
Бюрократический тип предполагает:
-четкое разделение труда;
-иерархичность управления;
-наличие формальных
правил и норм;
-дух формальной обезличенности
-найм в соответствии с квалификацией работников
Органический
тип предполагает:
-решение проблем на основе обсуждения;
-доверие, убеждение, работа на единую цель;
-творческий подход к работе;
-правила в виде принципов, а не установок;
-готовность к проведению прогрессивных изменений
Слайд 48>
Бюрократические структуры управления предприятием
Линейная
Функциональная
Линейно-функциональная
Дивизиональная
Слайд 49Функциональная структура управления
Слайд 51Линейно-функциональная структура
Слайд 53Дивизиональная структура управления
Слайд 55>
Органические структуры управления предприятием
Региональная
Матричная
Продуктовая
Ориентированная на потребителя
Слайд 62>
Ориентированная на потребителя структура
Некоторые организации
производят большой ассортимент товаров или услуг, которые отвечают запросам нескольких
крупных групп потребителей (рынков). Каждая группа имеет четко определенные специфические потребности. Если два или более таких клиента становятся особенно важными для фирмы, она может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителей.
Слайд 64>
«Вложимость».
Организационная система может включать множество других организационных систем,
являясь при этом частью организационной системы более высокого уровня. Например,
отрасль включает множество объединений и предприятий, являясь при этом частью народного хозяйства.
Некоторые организационные системы могут одновременно входить в состав нескольких организационных систем.
Например, учреждения торговли, общественного питания, здравоохранения входят в состав соответствующих отраслей и одновременно в состав территориальных систем.
Слайд 65>
9. Изменчивость. С течением времени структура и функции организационной системы
изменяются. Частота изменений может быть различной. Причины изменений могут быть
как внешними, так и внутренними.
Например, внутренняя - внедрение новой технологии производства, внешняя - изменение спроса на продукцию.
Слайд 70>
Отличие SWOT-анализа от PEST-анализа:
PEST-анализ изучает рынок; SWOT-анализ изучает
положение бизнес-единицы на рынке относительно конкурентов, концепцию продукции или идею.
>
Слайд 71>
10. Инерционность. Организационные системы обладают большой инерционностью: организационные системы появляются
не сразу в момент возникновения проблем, а со значительной задержкой
во времени и продолжают существовать уже после того, как породившие их проблемы исчезли.
Это объясняются необходимостью некоторого времени для выявления и изучения проблемы (или потребности), а также выбора средств ее решения.
Инерционность в значительной степени зависит от размеров предприятия. Например, кооперативы более мобильны, быстрее возникают, переориентируются на выпуск новой продукции, ликвидируются.