Слайд 1
ПУТЕШЕСТВИЯ КАК ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Слайд 2 Одной из теоретических проблем науки о туризме служит выявления роли
путешествий и туризма как формы межкультурных коммуникаций .Путешествие – это
поиск путей сообщения. Стремление преодолеть пространство , изолированность своей культуры, вступить в контакт с другими народами способствовало развитию человеческой цивилизации. Не случайно самые древне цивилизации возникли на берегах Нила, Тигра, Ефрата, Инда и других великих исторических рек. Люди всегда селились на берегах рек и морей ,которые были для них не только источниками водных ресурсов и пропитания, но и путями сообщения . Реки связывали между собой народы и страны. Поэтому каждая купная река имеет свою историю путешествий. Каждое море или океан-свою историю плаваний и открытий.
Реки были естественными «дорогами» развивающихся человеческих цивилизаций Реки способствовали преодолению существовавших препятствий. По мнению норвежского ученого Тура Хейердала, человек поднял парус прежде, чем оседлал коня. Люди всегда предпочитали селиться по берегам рек, которые были для них первыми дорогами в труднопроходимыых местах, поэтому направления течения больших рек определяли направления потоков миграции людей, а также торговые пути, способствовавшиее связи с другими народами. По мере развития цивилизации люди стали корректировать» реки, изменять их русло, прорывать каналы, которые способствовали развитию торговли
Слайд 3
Основными путями передвижения в древние времена были морские и речные.
Были широко распространены легкие камышовые и папирусные лодки (Египет, Месопотамия).
Аналогичные лодки, а также плоты из бальсовых бревен с загнутыми носом и кормой позже обнаружат у индейцев Центральной и Южной Америки. На таких плотах аборигенные цивилизации Америки перемещались вдоль океанических берегов уже в I в. до н.э. Долговечные камышовые плоты строили арабы из нижнего течения Тигра и Евфрата. Позднее на смену им пришли дощатые суда, технику изготовления которых быстро освоили греки. Древнейшее из сохранившихся до наших дней принадлежало фараону Хеопсу и датируется 2700 г. до н.э. О роли, которые играли средства мореплавания в жизни Средиземноморцев, свидетельствует тот факт, что в одной из опустыненных (на данный момент) областей Египта среди обнаруженных петроглифических значков наряду с изображениями людей и животных преобладают изображения камышовых ладей морской (серповидной) конструкции – то есть с загнутыми носом и кормой. В древнеегипетской письменности слово "главный" изображалось человеком, стоящим на корме лодки (рулевым). Средиземное море и Персидский залив буквально исчерчены маршрутами древних плаваний. Так, основной ярмаркой месопотамских и египетских мореплавателей был остров Бахрейн в Персидском заливе. Греческие маршруты также в большинстве своем были связаны с Азией (реже – с Египтом, с которым у греков были напряженные отношения).
Что касается сухопутных путей, уже в I в. до н.э. в Римской империи существовали главные дороги, предназначенные, в основном. для передвижения гонцов с государственными поручениями. Вдоль таких дорог на расстоянии одного дня езды на лошади, а также в городах существовали государственные постоялые дворы с минимумом удобств, предназначенные лишь для кратковременных остановок. Как уже сказано. инфраструктура отдыха и развлечений сформировалась гораздо позже, а тогда поездки, как и наличие средств передвижения.
Слайд 4факторы межкультурных коммуникаций
1. Путешествия, туризм являются формой выражения и способом
реализации диалогической природы культуры.
2. В процессе межкультурной коммуникации каждый
субъект является носителем многоуровневой культурной информации, содержание которой определяется типами социально-культурной идентичности личности: интерсубъектным, коллективно-групповым и социально-культурным. Если субъект в процессе коммуникации испытывает проблемы идентичности на одном из уровней, межкультурный диалог становится мало эффективным или деструктивным.
3. Туризм, предоставляя человеку возможность диалога с "иным", способствует осознанию собственной непохожести и обретению индивидуальной, социальной и культурной идентичности.
4. Степень реализации коммуникативных функций туризма, его потенциалов в сохранении и развитии культурной самобытности, углублении взаимодействия и продуктивного диалога между культурами определяется: а) уровнем развития коммуникативной и духовно-нравственной культуры путешественника (показателями которой является его способности к эмпатии, сопереживанию, пониманию ценностей и святынь других культур, соблюдению моральных норм и законов посещаемых мест, бережному отношению к природным и культурным объектам и т.д.). б) целенаправленной политикой государства в области туризма, ориентированной на минимизацию негативных социально-психологических и социально-культурных последствий от интенсивного развития туризма.
Слайд 5
Культурная диффузия (cultural diffusion), взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и
комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении (культурном
контакте). Диффузия обозначает стихийное взаимопроникновение и обогащение культур. Распространение культуры — особая форма движения, отличная от миграций обществ и людей и никак не сводимая к этим процессам. Каналами К.Д. служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении. Может иметь два вида:
1) горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой К.Д.
2) вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, его называют стратификационной К.Д. (заимствование аристократией элементов простонародного говора
Слайд 6Корабль аргонавтов построен с помощью Афины, которая вставила в его
корпус кусочек священного векового дуба, шелестом листьев передающего волю богов
География
странствий мифологических героев
Восприятие мира первобытными людьми было иным, чем у современных людей. В их сознании реальное было тесно переплетено со сверхъестественным. Дальнее путешествие, новые сведения, полученные от соседей, воспринимались через призму мифов и легенд и становились их частью. В виде легенд и рассказов сохранялись, умножались и передавались из поколения в поколение географические знания, полученные в доисторические, бесписьменные времена. Точные описания географического характера соседствуют в них с традиционными мифологическими сюжетами.
Так, самыми первыми мореходами, если верить мифам и легендам, можно считать аргонавтов, которые отправились на поиски золотого руна по Черному морю из Иолка (Греция) в Колхиду (Абхазия) на корабле “Арго”, за что их и прозвали аргонавтами. По мнению ряда авторов, в путь отправился не один корабль, а целый флот. Вместе они переплыли полное чудес море, посетили удивительные земли и преодолели множество препятствий на пути к Колхиде.
Слайд 7
Спустя несколько столетий о дальних плаваниях эллинов упоминается в поэме
“Одиссея” Гомера (около VII века до нашей эры). Некоторые факты,
приведенные в поэме сомнительны, географические сведения туманны. Тем не менее “Одиссея” является великой книгой географических открытий. А ее главный герой Одиссей представляет собой прекрасный тип исследователя и моряка того времени.
По современным данным осада Трои состоялась в XIII веке до нашей эры. Примерно тогда же были сложены поэмы “Илиада” и “Одиссея”. Однако письменность в Греции появилась не ранее VII века до нашей эры. Следовательно, в течение шести веков поэмы передавались изустно, из поколения в поколение, заучивались назубок.
Многие пытались начертить маршрут путешествия Одиссея. Однако никто не мог разгадать, к каким реально существующим странам следует отнести его похождения, так как и сам Гомер этого не знал. Тем не менее, есть все основания считать, что в поэме “Одиссея” описано реальное путешествие древних моряков по Средиземному и Черному морям.
Слайд 8
Великое путешествие совершил и один из главных защитников Трои во
время Троянской войны, легендарный родоначальник Рима — Эней, которому посвящена
“Энеида” Вергилия. Эней странствовал по Эгейскому морю, где его небольшой флот останавливался на нескольких островах. Затем побывал в Сицилии. Штормом путешественники были заброшены к Северной Африке. Таким образом, Эней со своей командой побывал в Карфагене, крупном торговом порту, основанном финикийцами (на территории современного Туниса). Конечным пунктом путешествия Энея и его команды была Италия. Они вошли на веслах в устье Тибра, на берегах которого через несколько веков был построен Рим.
Слайд 9Странствие финикийских путешественников
Не позднее чем за 15 веков до нашей
эры финикийцы начали посещать Крит. Продвигаясь оттуда на запад, они
положили начало открытию Центрального бассейна Средиземного моря. От островов Эгейского моря финикийцы перешли к южным берегам Балканского полуострова, пересекли пролив Отранто и обогнули Апулию и Каламбрию. Одновременно с критянами или несколько позже открыли остров Сицилия, а затем обнаружили и в 8 веке до нашей эры колонизовали Мальту. Переправившись через Тунисский пролив, они двинулись на запад и проследили почти 2000 км береговой линии Северо-Западной Африки, открыв горную страну Атлас до Гибралтарского пролива. Выйдя к проливу, финикийцы впервые получили правильное представление о протяженности Великого моря заката (3700 км).
Одновременно с проникновением на запад финикийцы начали обследовать африканский берег и в восточном направлении. Они открыли заливы Хаммамет, Малый Сирт с островами Керкенна и Джерба и Большой Сирт.
По сообщениям древнегреческих авторов, финикийцы первые вышли в Атлантический океан. Они открыли весь западный берег Пиренейского полуострова, заходили в устья таких рек как Гвадиана, Тежу, Дору, Миньо. Есть вероятность, что финикийцы ознакомились и с берегами Бискайского залива вплоть до полуострова Бретань.
Финикийцы строили корабли для экспедиций, которые организовывали их соседи, владевшие берегами Красного моря и Персидского залива, и поступали к ним на службу.
Слайд 10В 325 году до нашей эры Александр, находясь со своей
армией на реке Инд, приказал еще одному своему спутнику Неарху
открыть морской путь от этой реки к Ефрату.
В 329 году до нашей эры для ознакомления с природой приаральских земель и их населением Александр Македонский направил своего приближенного Берду, который прошел вдоль восточного берега Аральского моря и довольно точно определил расстояние между устьями Амударьи и Сырдарьи