Слайд 1Конфликты
Подготовил: к.п.н. Муштенко Н.С.
Слайд 3Основные причины конфликтов
Причиной конфликтов могут быть, во-первых, неадекватная самооценка и
неадекватные представления людей.
Во-вторых, причиной конфликтов выступает несоответствие социальных ролей.
В-третьих, причиной
конфликта может стать так называемая групповая дискриминация.
В-четвертых, важной причиной конфликта обозначена ограниченность ресурсов, подлежащих распределению. (Под ресурсами можно понимать любой объект конфликта)
Слайд 5Функции конфликта. Конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции.
К
позитивным функциям конфликтов относятся:
• разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт
способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это возможно только при социальном контроле за ходом конфликта);
•информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга);
•сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе);
•стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций, достижении лучших результатов во взаимодействии);
•снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем);
•диагностическая функция (при активизации действий каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен).
Слайд 6 К негативным функциям конфликта относятся:
•большие эмоциональные и материальные затраты на
разрешение конфликта;
•исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда
или обучения, ухудшение социально-психологическогоклимата в коллективе, группе;
•уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;
•неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о врагах;
•утверждение духа конфронтации в организации, группе или обществе в целом, придание большего значения борьбе и победе в конфликте, чем решению реальных проблем.
Слайд 8Конфликтная ситуация
Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух
важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента.
Конфликтная ситуация — это объективная
основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. Это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия.
Конфликтная ситуация имеет определённую структуру:
Слайд 9 Как видно из схемы, в объективной конфликтной ситуации присутствует объект
конфликта-рельный или идеальный предмет, являющийся причиной спора и стороны конфликта,
или его участники, в качестве которых могут выступать отдельные люди или группы людей. Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте. Внешняя позиция-это мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам. Она может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт.
Слайд 10Инцидент
Конфликт становится психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента.
Инцидент-ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в
их интересах и целях, т.е. инцидент-это осознание конфликтной ситуации. Он может протекать в различных формах:
Скрытый инцидент развертывается на уровне осознания участниками конфликтности происходящего, но может никак не проявляться в их реальных отношениях и реакциях;
Открытый инцидент развертывается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу.
Слайд 12 На стадии конфликтных действий происходит дальнейшее развитие всех структур конфликта.
Объект конфликта как правило расширяется за счет «втягивания» в конфликт
близлежащих зон взаимоотношений (так, конфликт из деловой сферы переход в личностную, область несовпадений мнений кажется его участникам гораздо шире, чем в начале).
1-я стадия
Возникновение конфликтной ситуации
2-я стадия
Осознание конфликта
4-я стадия
Разрешение конфликта
3-я стадия
Конфликтные действия
Слайд 15Условия конструктивного разрешения конфликтов
К условиям конструктивного разрешения
конфликтов относятся:
1.Прекращение конфликтного взаимодействия;
2.Поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов;
3.Снижение
интенсивности негативных эмоций;
4.Выявление и признание собственных ошибок;
5.Объективное обсуждение проблемы;
6.Учет статусов (должностного положения) друг друга;
7.Выбор оптимальной стратегии разрешения.
Слайд 17Для анализа и поисков путей выхода из конфликтной ситуации мы
можем применить следующий алгоритм .
1. Оценка информации по следующим проблемам:
–
объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);
– оппонент (общие данные о нем, его психологические особенности; цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы его требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем – нет и др.);
– собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом и др.);
– причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;
– вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, "как он воспринимает меня", "мое представление о конфликте" и т.д.).
2. Прогноз вариантов разрешения конфликта:
– наиболее благоприятное развитие событий;
– наименее благоприятное развитие событий;
– наиболее реальное развитие событий;
– вариант разрешения противоречия при прекращении активных действий в конфликте.
3. Мероприятия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив и новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок).
Слайд 184. Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе
на вопросы:
– зачем я это делаю;
– чего хочу добиться;
– что
затрудняет реализацию намеченного плана;
– справедливы ли мои действия;
– какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта?
5. По завершении конфликта целесообразно:
– проанализировать ошибки собственного поведения;
– обобщить полученные знания и опыт решения проблемы;
– попытаться нормализовать отношения с недавним оппонентом;
– снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окружающими;
– минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственном состоянии, деятельности и поведении.
Большое значение имеет выбор стратегии разрешения конфликта. Наиболее эффективными являются компромисс и сотрудничество.
Слайд 19Стратегии поведения в конфликтах
Слайд 20Компромисс
Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он
характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии
другой стороны частично обоснованными и простить. Компромисс эффективен в случаях:
– понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями;
– наличия взаимоисключающих интересов;
– удовлетворения временным решением;
– угрозы потерять все.
Сегодня компромисс – наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора, которая заключается в следующем:
– заявить, что конфликт невыгоден обоим конфликтующим;
– предложить конфликт прекратить;
– признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте (они наверняка есть, и признать их для вас почти ничего не стоит);
– сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является для вас главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит уступить. Можно уступить и в серьезных, но не принципиальных вещах;
– высказать пожелания об уступках, необходимых со стороны оппонента (они, как правило, касаются ваших основных интересов в конфликте);
– спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их;
– если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.
Слайд 22Сотрудничество
Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает
направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не
как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно оно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников. Способ сотрудничества целесообразно осуществлять по методу "принципиальных переговоров". Он сводится к следующему:
– отделение людей от проблемы: разграничьте взаимоотношения с оппонентом от проблемы; поставьте себя на его место; не идите на поводу своих опасений; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердыми по отношению к проблеме и мягкими к людям;
– внимание к интересам, а не позициям: спрашивайте "почему?" и "почему нет?"; фиксируйте базовые интересы и их множество; ищите общие интересы; объясняйте жизненность и важность ваших интересов; признавайте интересы оппонента частью проблемы;
– предложение взаимовыгодных вариантов: не ищите единственный ответ на проблему; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона;
– использование объективных критериев: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, а только принципу; по каждой части проблемы используйте объективные и справедливые критерии.
Слайд 23Уступчивость – предполагает привнесение в жертву собственных целей для достижения
целей партнера.
Избегание – представляет собой уход от контакта, потеря
собственных целей для исключения выигрыша другого.
Конкуренция (противодействие) – ориентация только на свои цели без учета целей партнера.
Слайд 25Спасибо за внимание
«Любая система разрушается изнутри неуправляемыми конфликтами.»