Слайд 1Раздел VI. МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ
В.В.Храмов
Слайд 2План
Исходные понятия.
Метод строго регламентированного упражнения.
Метод переменного упражнения.
Метод интервального
упражнения.
Метод непредельных нагрузок.
Игровой метод.
Соревновательный метод.
Слайд 4Метод
это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное
применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность
учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.
Слайд 5Методический прием
способы реализации того или иного метода в конкретной педагогической
ситуации.
Прием – это составная часть метода, выражающая единичные, однократные действия
педагога. Внутри каждого метода используются разнообразные методические приемы.
Слайд 6Методика
в теории физической культуры употребляется в двух смыслах:
в узком, как
совокупность различных методов, обеспечивающих успешность овладения отдельными упражнениями (бега, прыжков,
метания, плавания и т.д.);
в широком, как совокупность не только методов, приемов, но и форм организации занятий (методики физического воспитания – в дошкольных учреждениях, в школе, в вузе и др.)
Слайд 82. Метод строго регламентированного упражнения.
Слайд 9Методы строго регламентированного упражнения
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания
является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается
в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Слайд 10Методы строго регламентированного упражнения позволяют
осуществлять двигательную деятельность по твердо предписанной
программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям и т.д.);
строго регламентировать
нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости от психофизического состояния занимающихся и решаемых задач;
точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки;
Слайд 11Методы строго регламентированного упражнения позволяют
4) избирательно воспитывать физические качества;
5) использовать
физические упражнения в занятиях с любыми возрастными контингентами;
6) эффективно осваивать
технику физических упражнений и т.д.
Слайд 12Методы обучения двигательным действиям
Метод расчлененного упражнения применяется при обучении:
- координационно-сложным
двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно;
упражнениям, которое состоит
из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;
упражнениям, которое выполняется так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;
целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;
- когда необходимо поддержать интерес к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах.
Слайд 13Методы воспитания физических качеств
Методы этой группы можно разделить на методы
со стандартными и нестандартными (переменными нагрузками)
Слайд 143. Метод переменного упражнения.
Слайд 15Переменный метод
характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения,
путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений,
величины усилий, смены техники движений и т.д.
Слайд 16Переменный метод
Тренирующее воздействие на организм занимающихся при использовании переменного метода
обеспечивается в период работы. Направленность воздействия на функциональные свойства организма
регулируются за счет изменения режима работы и формы движений.
Применяется в циклических и ациклических упражнениях.
В циклических упражнениях нагрузки регулируются за счет скорости передвижения.
В ациклических упражнениях – выполнение упражнение, непрерывно изменяющихся как по интенсивности, так и по форме движений
Слайд 17Переменный метод
Метод переменно-непрерывного упражнения:
переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег,
«фартлек» и другие передвижения с меняющейся скоростью);
переменное поточное упражнение –
серийное выполнение комплекса гимнастических упражнение, различных по интенсивности нагрузки.
Слайд 18Переменный метод
Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов
отдыха между нагрузками:
прогрессирующее упражнение (например, последовательно однократное поднимание штанги весом
70-80-90-95 кг и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами);
варьирующее упражнение (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется: 60-70-80-70-80-90-50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);
нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке: 800+400+200+100 м с жестким интервалом отдыха).
Слайд 194. Метод интервального упражнения.
Слайд 20Интервальный метод
характеризуется многократным выполнением упражнения через определенные интервалы отдыха.
Во время
многократного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы частота
сердечных сокращений к концу работы была 160-180 уд/мин.
В паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120-140 уд/мин.
Слайд 21Интервальный метод
Отдых может быть активным либо пассивным, упражнения повторяются сериями.
Серия
прекращается, если в конце стандартных пауз отдыха частота пульса не
будет снижаться ниже 120 уд/мин. Общее число повторений при этом может быть от 10-20 до 20-30.
Слайд 22Интервальный метод
В зависимости от длительности нагрузки выделяются следующие варианты интервального
упражнения:
с постепенным увеличением длительности работы;
с постепенным уменьшением длительности выполнения упражнения;
с
чередованием длительности работы в каждой серии (например, 200+400+600+800+400+200 м).
Слайд 24Метод повторных непредельных усилий
Является одним из распространенных методов развития силовых
способностей.
Предусматривает многократное преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления
или «до отказа».
В каждом подходе упражнение выполняется без пауз отдыха.
В одном подходе может быть от 4 до 15-20 и более повторений упражнений. За одно занятие выполняется 2-6 серий.
В серии – 2-4 подхода. Отдых между подходами 2-8 мин, между сериями – 3-5 мин.
Величина внешних сопротивлений обычно находится в пределах 40-80% от максимальной в данном упражнений. Скорость движений небольшая.
Слайд 25Метод повторных непредельных усилий
Тренировочный эффект при применении метода достигается к
концу каждой серии повторений упражнения.
В последних повторениях число работающих двигательных
единиц возрастает до максимума, происходит их синхронизация, увеличивается частота эффекторной импульсации.
«Выполнять это упражнения «до отказа» и еще два-три раза».
Слайд 26Метод повторных непредельных усилий
Три основных варианта метода:
упражнение выполняются в одном
подходе «до отказа», число подходов не «до отказа».
в нескольких подходах
упражнение выполняется «до отказа», число подходов не «до отказа».
упражнение в каждом подходе выполняется «до отказа», число подходов «до отказа».
Слайд 27Метод повторных непредельных усилий
Метод – наиболее распространен в силовой подготовке
начинающих, так как развитие силы у них почти не зависит
от величины сопротивления, если она превосходит 35-40% максимальной силы.
Позволяет лучше контролировать технику движений, избегать травм, уменьшить натуживание во время выполнения силовых упражнений, содействует гипертрофии мышц.
Слайд 29Игровой метод
Основу составляют определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в
соответствии с образным или условным «сюжетом» (замыслом, планом игры), в
котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.
Слайд 30Игровой метод
Не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например волейболом,
футболом, баскетболом, а может быть применен на материале любых физических
упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д.
Метод широко применяется в занятиях с детьми разного возраста.
Обеспечивает комплексное совершенствование физических и психических способностей человека.
Слайд 31Игровой метод
Метод отличается высокой эмоциональностью, способствует повышению привлекательности занятий.
Недостаток метода
– ограниченная возможность дозирования нагрузки.
Слайд 33Соревновательный метод
это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности
занимающихся с установкой на победу или достижение высокого результата в
каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнований.
Слайд 34Соревновательный метод
Применяется либо в элементарных формах (например, проведение испытания в
процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто
больше забросит мяч в кольцо, кто устойчивей приземлиться, кто точнее попадет на планку и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований.
Слайд 35Соревновательный метод
Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их
организации и проведения (определение победителя, поощрение достигнутых успехов и т.д.)
содействует мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий.
Слайд 36Соревновательный метод
Метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и
для непосредственного руководства деятельностью занимающихся.
Непосредственно по ходу состязания могут вноситься
некоторые коррективы.
Победитель может определяться не по абсолютным результатом, а по крутизне роста достижений.