Разделы презентаций


Русская литература конца X lX - начала XX века

Содержание

Общая характеристика периодаНачиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились все стороны российской жизни:экономика политика наука технологиикультура искусство

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русская литература конца X lX-начала XX века

Русская литература  конца X lX-начала XX века

Слайд 2Общая характеристика периода
Начиная с 1890- х гг. и вплоть до

Октябрьской революции 1917 года изменились все стороны российской жизни:
экономика
политика


наука
технологии
культура
искусство
Общая характеристика периодаНачиная с 1890- х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились все стороны

Слайд 3Важнейшие исторические события России в начале 20 века?

Россия пережила три революции:
-1905

года;
-Февральскую и Октябрьскую 1917 г.,
-Русско-японскую войну 1904-1905 гг.
-Первую мировую войну 1914-1918гг.,
-Гражданскую войну
Важнейшие исторические события России в начале 20 века?        Россия пережила

Слайд 4Внутриполитическая обстановка в России
Противоборство трех сил:
защитники монархизма
сторонники буржуазных реформ

идеологи пролетарской революции

Внутриполитическая обстановка в РоссииПротивоборство трех сил:защитники монархизма сторонники буржуазных реформ идеологи пролетарской революции

Слайд 5Ощущение исчерпанности предшествующей эпохи
Переосмысление многих ценностей
Ощущение кризиса
Преддверие катастрофы
Начало конца света
Канун

века - итог исчерпавшей себя цивилизации
По темпам и глубине перемен,

по катастрофичности внутренних конфликтов Россия опережала любую другую страну.
Ощущение исчерпанности предшествующей эпохиПереосмысление многих ценностейОщущение кризисаПреддверие катастрофыНачало конца светаКанун века - итог исчерпавшей себя цивилизацииПо темпам

Слайд 6Научные открытия н.20 века




Естественнонаучные открытия:
изобретение беспроволочной связи
открытие

рентгеновских лучей
определение массы электрона
исследование феномена радиации
создание квантовой теории (1900)
специальной

(1905) и общей (1916-1917) теории относительности
Научные открытия н.20 века Естественнонаучные открытия: изобретение беспроволочной связи открытие рентгеновских лучейопределение массы электрона исследование феномена радиациисоздание

Слайд 7Трагическая история литературы 20 века
В 20-е годы уехали

или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской литературы: И.Бунин, А.Куприн,

И.Шмелев и др.
Воздействие цензуры на литературу: 1926 год- конфискован журнал «Новый мир» с « Повестью непо-гашенной луны» Б.Пильняка. В 30-е годы писателя рас-стреляют. (Е.Замятин, М.Булгаков и др.)


И.А. Бунин

Трагическая история литературы 20 века  В 20-е годы уехали или были изгнаны писатели, составлявшие цвет русской

Слайд 8Трагическая история литературы н.20 века
3.С начала 30-х годов

начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в

лагерях Н.Клюев,И.Бабель, О.Мандельштам и многие другие.
Трагическая история литературы н.20 века  3.С начала 30-х годов начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны

Слайд 9Трагическая история литературы н.20 века
4.С начала 30-х годов появилась тен-денция

приве-дения литературы к единому методу- социалистическому реализму. Одним из представителей

стал М.Горький.
Трагическая история литературы н.20 века4.С начала 30-х годов появилась тен-денция приве-дения литературы к единому методу- социалистическому реализму.

Слайд 10Иными словами, почти все творческие люди были 20 века были

в конфликте с государством, которое, будучи тоталитарной системой, стремилось подавлять

творческий потенциал личности.
Иными словами, почти все творческие люди были 20 века были в конфликте с государством, которое, будучи тоталитарной

Слайд 11«Материя исчезла»
Мир неустойчив и бесконечно подвижен

Любое объяснение не уверсально и

требует дополнений

Система отсчета неабсолютна

«Материя исчезла»Мир неустойчив и бесконечно подвиженЛюбое объяснение не уверсально и требует дополненийСистема отсчета неабсолютна

Слайд 12Труды русских и зарубежных мыслителей:
«Вырождение» 1896 М. Нордау
«Закат Европы»(1918-1922) О.Шпенглер
«О

причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1893) Д.С.Мережковский
«Конец

века» (1905) Л.Н.Толстой
Труды русских и зарубежных мыслителей:«Вырождение» 1896 М. Нордау«Закат Европы»(1918-1922) О.Шпенглер«О причинах упадка и новых течениях современной русской

Слайд 13Фридрих Ницше
“Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!”
«Старая мораль»

не существует
«нищих надо совсем уничтожить»
«Укоры совести учат кусать других»
«Падающего –толкни»


Фридрих Ницше “Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!”«Старая мораль» не существует«нищих надо совсем уничтожить»«Укоры совести учат

Слайд 14 В.С. Соловьев


Владимир Соловьев
Критиковал материализм

и атеизм
Начало всего сущего – абсолютное, т.е. бог
Бог содержит в себе вечные идеи, т.е. идеальный мир
Этот идеальный мир порождает мир физический
В.С. Соловьев

Слайд 15Николай Бердяев
Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на

спасение.
Достичь этого результата человек может лишь через катастрофу, конец света,

страшный Суд.
Николай БердяевЧеловеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение.Достичь этого результата человек может лишь через

Слайд 16Роль литературы
Искусство и литература -художественная форма для выражения философских идей
Литература-способ

установления мировой гармонии, способ постижения истины
«жрецы и поэты были одно

и то же» (В.Иванов)
Роль литературыИскусство и литература -художественная форма для выражения философских идейЛитература-способ установления мировой гармонии, способ постижения истины«жрецы и

Слайд 17Литература к.19 - н.20 веков
В конце XIX - начале XX

века русская литература стала эстетически многослойной. Реализм на рубеже веков

оставался масштабным и влиятельным литературным направлением. В эту эпоху жили и творили Толстой и Чехов.
( отражение реальности, жизненной правды)

А.П. Чехов. Ялта. 1903 г.

Литература к.19 - н.20 вековВ конце XIX - начале XX века русская литература стала эстетически многослойной.

Слайд 18Реализм
Представители:
Л.Н.Толстой

А.П.Чехов

И.А.Бунин

М.Горький

РеализмПредставители:Л.Н.ТолстойА.П.ЧеховИ.А.БунинМ.Горький

Слайд 19Реализм
Л.Н.Андреев
А.И.Куприн
В.Г. Короленко
Е.И.Замятин

РеализмЛ.Н.АндреевА.И.КупринВ.Г. КороленкоЕ.И.Замятин

Слайд 20Реализм на рубеже веков
Реализм - масштабное и влиятельное литературное направление
Кружок

«Среда», издательство «Знание»
Важность опыта А.П.Чехова:
Множество разнообразных человеческих характеров
Героям недостает чего-то

важного
Они пытаются приобщиться к подлинной жизни, но не обретают душевной гармонии
Мир утратил единый центр
Мир осмысливается как пошлость
Реализм на рубеже вековРеализм - масштабное и влиятельное литературное направлениеКружок «Среда», издательство «Знание»Важность опыта А.П.Чехова:Множество разнообразных человеческих

Слайд 21Реализм на рубеже веков
Писатель не является обвинителем или адвокатом своих

героев
В мире А.П.Чехова взаимодействуют разные субъективные правды
Повышается роль субъективной рефлексии
Большая

авторская свобода
Широкий арсенал художественной выразительности
Обязательное для художника чувство меры
Внимание к личности человека, его индивидуальности
Реализм на рубеже вековПисатель не является обвинителем или адвокатом своих героевВ мире А.П.Чехова взаимодействуют разные субъективные правдыПовышается

Слайд 22Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени

сопровождался необычайно быстрой. На авансцену общекультурной жизни страны снова вышла

русская поэзия, не похожая на прежние образцы. Так началась новая поэтическая эпоха, получившая название "поэтического ренессанса" или "серебряного века".
Переход от эпохи классической русской литературы к новому литературному времени сопровождался необычайно быстрой. На авансцену общекультурной жизни

Слайд 23Серебряный век-
часть художественной культуры России конца XIX - начала XX

века, связанная с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" литературой и отчасти футуризмом.

Серебряный век-часть художественной культуры России конца XIX - начала XX века, связанная с символизмом, акмеизмом,

Слайд 24Модернизм
Цель:
_ создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества
Модернизм- общее

название направлений в искусстве и литературе XX века -символизм, кубизм,

авангардизм, сюрреализм, футуризм

Модернизм Цель:_ создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечестваМодернизм- общее название направлений в искусстве и литературе XX

Слайд 25Серебряный век
или
Поэтический ренессанс
Духовное возрождение
«Религиозное возрождение»

Серебряный векилиПоэтический ренессансДуховное возрождение«Религиозное возрождение»

Слайд 26Новые течения в литературе России рубежа веков
В период с 1890

по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных

течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.
Новые течения в литературе России рубежа вековВ период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о

Слайд 27СИМВОЛИЗМ
Март 1894 г.- вышел в свет сборник с

названием "Русские символисты". Через некоторое время появились еще два выпуска

с таким же названием. Автором всех трех сборников был молодой поэт Валерий Брюсов, использовавший разные псевдонимы для того, чтобы создать впечатление существования целого поэтического направления.
СИМВОЛИЗМ   Март 1894 г.- вышел в свет сборник с названием

Слайд 28СИМВОЛИЗМ
Символизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших

в России.

Теоретическая основа русского символизма была заложена в 1892

году лекцией Д. С. Мережков-ского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы".
В названии лекции содержалась оценка состояния литературы. Надежда на ее возрождение возлагалась автором на "новые течения".

Дмитрий Сергеевич Мережковский

СИМВОЛИЗМСимволизм является первым и самым крупным из модернистских течений, возникших в России. Теоретическая основа русского символизма была

Слайд 29Основные положения течения
Андрей Белый
Символ - центральная

эстетическая категория нового течения. Представление о символе заключается в том,

что он воспринимается как иносказание.
Цепь символов напоминает набор иероглифов, своеобразных шифров для "посвященных".
Таким образом, символ оказывается одной из разновидностей тропов.
Основные положения течения   Андрей Белый Символ - центральная эстетическая категория нового течения. Представление о символе

Слайд 30Основные положения течения
Символ многозначен: он содержит безграничное множество смыслов. "Символ

- окно в бесконечность", - сказал Федор Сологуб.
А.А.Блок

Основные положения теченияСимвол многозначен: он содержит безграничное множество смыслов.

Слайд 31Акмеизм
Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов. (от греч.

acme - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого

круга участников "Цеха" выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа акмеистов - Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.
Акмеизм Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов. (от греч. acme - высшая степень чего-либо, расцвет,

Слайд 32Основные положения течения
Новые ритмы создаются путем пропуска слогов и перестановки

ударения
Самоценность каждого явления
«Непознаваемые по своему смыслу слова нельзя познать»


Основные положения теченияНовые ритмы создаются путем пропуска слогов и перестановки ударенияСамоценность каждого явления«Непознаваемые по своему смыслу слова

Слайд 33Творческие индивидуальности
Сжала руки под темной вуалью... "Отчего ты сегодня бледна?"

- Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как

забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: "Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру". Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: "Не стой на ветру". 8 января 1911
Творческие индивидуальностиСжала руки под темной вуалью...

Слайд 34Футуризм
Футуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о

себе в Италии. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год,

когда вышел в свет первый футуристический сборник "Садок Судей" (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский).
Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты вскоре составили группировку кубофутуристов, или поэтов "Гилеи" (Гилея - древнегреческое название части Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).
ФутуризмФутуризм (от лат. futurum - будущее). Впервые он заявил о себе в Италии. Временем рождения русского футуризма

Слайд 35Основные положения течения
В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту

о рождении сверхискусства, способного перевернуть мир.
Художник В. Татлин всерьез

конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть "законы времени".
Основные положения теченияВ качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного перевернуть мир. Художник

Слайд 36В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия:

"Чукурюк" - для картины; "Дохлая луна" - для сборника произведений;

"Идите к черту!" - для литературного манифеста.
В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия:

Слайд 37Пощечина общественному вкусу

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч.

с Парохода Современности. ...Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам,

Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным ... С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!.. Мы приказываем чтить права поэтов: 1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество). 2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку. 3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами венок грошовой славы. 4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма Ваших "Здравого смысла" и "Хорошего вкуса", то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Д. Бурлюк, Алексей Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников Москва, 1912 г. Декабрь

Пощечина общественному вкусуБросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности. ...Всем этим Максимам Горьким,

Слайд 38Творческие индивидуальности футуризма
В стихотворениях Давида Бурлюка "звезды - черви, пьяные

туманом", "поэзия - истрепанная девка, а красота - кощунственная дрянь".

В его провокационных текстах понижающие образы используются предельно максимально: Мне нравится беременный мужчина Как он хорош у памятника Пушкина Одетый в серую тужурку Ковыряя пальцем штукатурку <...>
Творческие индивидуальности футуризмаВ стихотворениях Давида Бурлюка

Слайд 39Творческие индивидуальности футуризма
О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются

смехами, что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных

- смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! 1910
Творческие индивидуальности футуризмаО, рассмейтесь, смехачи!   О, засмейтесь, смехачи!   Что смеются смехами, что смеянствуют

Слайд 40Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!


Я повсесердно утвержден! ..

Я выполнил свою задачу,
Литературу покорив.
Бросаю сильным

наудачу
Завоевателя порыв.

Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден! ..Я выполнил свою задачу,Литературу

Слайд 41Но, даровав толпе холопов
Значенье собственного "я",
От пыли отряхаю

обувь,
И вновь в простор - стезя моя.
Схожу насмешливо

с престола
И, ныне светлый пилигрим,
Иду в застенчивые долы,
Презрев ошеломленный Рим.

Но, даровав толпе холопов Значенье собственного

Слайд 42

АНАНАСЫ В ШАМПАНСКОМ

Ананасы в шампанском !
Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском!
Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно!
И берусь за перо!
Стрекот аэропланов!
Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов!
Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован!
Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров…


Слайд 43Подведем итоги
Какие исторические события переживает Россия в этот период?
Как развивалась

литература на рубеже 19-20 веков?
Сформулируйте основные положения символизма, акмеизма, футуризма.

Чем эти течения отличаются друг от друга?
Назовите творческие индивидуальности каждого из литературных направлений.

Подведем итогиКакие исторические события переживает Россия в этот период?Как развивалась литература на рубеже 19-20 веков?Сформулируйте основные положения

Слайд 44Сделаем выводы
Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и

западной культур.
Начиная с 1890- х гг. и вплоть до

Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством.
Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична.
Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.
Сделаем выводыПоследние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890- х гг.

Слайд 45Выводы
На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости

и многообразию талантов с блистательным началом 19 века.

Это период интенсивного

развития философской мысли, изобразительного искусства, сценического мастерства.

В литературе развиваются различные направления.
В период с 1890 по 1917 год особенно ярко заявили о себе три литературных течения - символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.

Литература серебряного века явила блестящее созвездие ярких поэтических индивидуальностей, каждый из которых являл собой огромный творческий пласт, обогативший не только русскую, но и мировую поэзию XX века.
Выводы На рубеже веков русская литература переживала расцвет, сравнимый по яркости и многообразию талантов с блистательным началом

Слайд 46Список литературы:
1. Малышевский А. Ф. Мир человека. Учебное пособие

для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. В 2-х частях.

Москва, «Итерпракс», 1995г.
2. Учебник для общеобразовательных учреждений. 11 класс. Россия и мир. «Дрофа», «Веди-Принт». Москва, 2004г.
3.Литература. 11 класс.Учебник для образовательных учреждений в 2-х частях. Под редакцией В.В.Агеносова. Дрофа, ОАО «Московские учебники», 2008
4.Энциклопедия для детей. Русская литература. Ч.2. XX век / ред. коллегия: М.Аксенова, Д. Володихин, Л. Поликовская и др.-М.: Мир энциклопедий Аванта +,2006. С.8-47.
5.Энциклопедия. Мудрость тысячелетий. Автор-составитель: Вольдемар Балязин. Москва. «Олма-Пресс». 2000г.
6. Энциклопедический словарь. Мир русской культуры. Российская таможенная академия. Санкт-Петербургский филиал имен и В.Б. Бобкова. С.35-40.
7. Игорь Северянин «Гармония контрастов», Москва, 1995
Список литературы: 1. Малышевский А. Ф.  Мир человека. Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика