Слайд 1
ТЕМА ЛЕКЦИИ:
ИНТЕРАКТИВНАЯ И ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ
1.Место взаимодействия в структуре общения. Основные теории, объясняющие взаимодействие.
2.Взаимодействие
как организация совместной деятельности.Типы взаимодействия.
3. Стили взаимодействия.
4. Понятие социальной и
межличностной перцепции. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.
5. Эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
6. Самоподача как механизм социального восприятия.
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.,1997.
2. Семечкин Н.И. Социальная психология.
СПб,2004.
3. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. СПб,2005.
Слайд 4Интерактивная сторона общения
это условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, которые
связаны со взаимодействием людей, с их непосредственной организацией совместной деятельности
Слайд 5Основные теории взаимодействия
теория обмена Дж. Хоманса: люди стремятся уравновесить вознаграждения
и затраты, чтобы сделать взаимодействие устойчивым и приятным
Слайд 6Основные теории взаимодействия
теория символического интеракционизма Дж.Мида: поведение людей по отношению
друг к другу и предметам окружающего мира определяется значением, которое
они ми придают.
Слайд 7Основные теории взаимодействия
теория управления впечатлениями Э.Гофмана: ситуации взаимодействия напоминают драматические
спектакли, в которых актёры стремятся создать и поддерживать благоприятные впечатления.
психоанализ
З.Фрейда: межличностное взаимодействие определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период.
Слайд 8Основные теории взаимодействия
транзактный анализ Э. Бёрна: каждый участник взаимодействия может
занимать одну из трёх позиций– Родитель, Взрослый, Ребёнок (Дитя). Транзакция
– это взаимодействие определённых позиций.
Слайд 9Типы взаимодействия
1. Кооперация – координация единичных сил участников.
2.
Конкуренция – взаимодействие, расшатывающее совместную деятельность.
Слайд 10Стили взаимодействия
Ритуальный стиль: преувеличенное внимание к форме общения, к соблюдению
правил и пренебрежение содержанием.; главная задача - поддержание связей с
социумом, представления о себе как о члене общества.
Слайд 11Стили взаимодействия
Манипулятивный стиль: человек стремится использовать партнёра в качестве средства
для достижения собственных целей; другой рассматривается как совокупность функциональных качеств,
которые могут пригодиться при достижении какой-либо цели.
Слайд 12Стили взаимодействия
Гуманистический стиль предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и
окружающих, конгруэнтность опыта, осознания и поведения. Результатом общения является совместное
изменение представлений партнёров, определяемое глубиной общения
Слайд 13Перцептивная сторона общения
Процесс восприятия и понимания одним человеком другого.
Перцепция может
быть:
- социальной (восприятие социальных объектов: людей, социальных групп, больших социальных общностей)
или
- межличностной(межличностное восприятие человека человеком)
Слайд 14Механизмы восприятия
Идентификация – отождествление себя с другим, уподобление себя другому
(поставить себя на его место)
Рефлексия – осознание действующим индивидом, как
он воспринимается партнёром по общению (как другой будет понимать меня)
Слайд 15Каузальная атрибуция
Приписывание партнёру причин поведения, а также чувств, намерений и
качеств личности.
Слайд 16Эффекты межличностного восприятия
Эффект ореола (галоэффект):при формировании первого впечатления о человеке
общее позитивное впечатление о нём приводит к переоценке,а негативное впечатление
– к недооценке неизвестного человека
Эффект первичности: предъявленная ранее информация преобладает над информацией, полученной позднее
Эффект новизны: более значимой оказывается новая информация
Слайд 17Самоподача
Способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнёра, умение
направить внимание партнёра по определённому пути.
Виды самоподачи:
- превосходства
- привлекательности
- отношения
-
актуального состояния и причин поведения