Слайд 1Как
пробудить у ребёнка интерес к чтению
Педагог-психолог ГОУ СОШ №1750
Меркелова Ю.В.
Слайд 2На что чаще всего жалуются родители и учителя:
Ребёнок-школьник читает очень
медленно, с большим количеством ошибок. Никак не может перейти от
слогового чтения к чтению целыми словами.
Даже умеющий бегло и правильно читать ребёнок категорически отказывается читать не только что-либо сверх школьной программы, но даже лишнюю строчку не прочтёт, если она не входит в домашнее задание. Многие учащиеся уже с первого класса твердят, что терпеть не могут читать и называют чтение в числе самых нелюбимых предметов.
Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он просто не понимает и не запоминает, о чём читает. В погоне за техникой чтения теряют смысл прочитанного как дети, читающие медленно, с ошибками, так и хорошо читающие дети.
Слайд 3Навык чтения
Способ чтения: по слогам, целыми словами, группами слов
Скорость
чтения
Правильность, беглость (автоматизированность)
Понимание прочитанного
Слайд 4ЧТО ТАКОЕ ДИСЛЕКСИЯ.
Это специфическое нарушение способности к чтению.
Встречается у
2%-10% школьников ,
наблюдается чаще у мальчиков,
может повлечь за
собой значительные трудности,
связанные с обучением.
Проявляется примерно в возрасте семи лет
(иногда раньше).
Слайд 5нарушения всех параметров навыка чтения
ребёнку трудно понять и запомнить,
что данная буква соответствует данному звуку, ему трудно складывать отдельные
звуки в слоги
ограниченный словарный запас, нарушения речи, странные орфографические ошибки
моторная неловкость, трудности в понимании пространственных отношений
трудность в запоминании цветов или понимании смысла картинки
Признаки дислексии
Слайд 6Причины дислексии:
Наследственная предрасположенность (биологические факторы, связанные с работой мозга)
Повреждение нормального
процесса роста и созревания определённых зон коры головного мозга.
Левшество
Слайд 7Нарушение письма – дисграфия
Признаки дисграфии:
Путает расположение элементов букв (д-б)
Наблюдается «зеркальное»
написание букв и цифр (с, з, е, к и др)
При
письме ребёнок заменяет гласные (часто-чосто)
Пропускает гласные (часто – чст, лежит - лжт)
Путает звонкие и глухие согласные (с-з)
Несоблюдение границ предложения, слова.
Слайд 9В КАКОМ СЛУЧАЕ РЕБЁНКУ 6-8 ЛЕТ
ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕФЕКТОЛОГА (ЛОГОПЕДА)
Если
на фоне проблем обучения чтению он:
Испытывает затруднения при выполнении любого
типа задания по установлению отношения порядка или последовательности, например, путается в порядке следования времён года и дней недели
Не может правильно повторить в прямом порядке больше трёх цифр, в обратном – больше двух
Не может повторить даже простые ритмы, которые взрослый выстукивает рукой или карандашом по столу
Испытывает затруднения при составлении рассказа по картинкам
Плохо ориентируется в заданиях, требующих знания, где право, а где лево, затрудняется в определении правой и левой стороны у людей и предметов.
Имеет ограниченный словарный запас, особенно в обозначении отвлечённых понятий (пространственных и временных)
Не может сделать фонематический анализ слова ( выделяет слоги вместо звуков, пропускает гласные звуки)
При чтении часто производит замены гласных «А» на «О», «Ы» на «О» (выше – воше), или парных согласных «Т» на «Д», «Г» на «К», «Ж» на «Ш» ( хотела – ходела)
Переставляет слоги, читает совсем другое слово вместо написанного, может читать справа налево
Обладает низкой способностью к концентрации внимания (не может сосредоточиться), отвлекаем, беспокоен, импульсивен
Слайд 10составление
рассказа по картинкам
Слайд 11Известные дислексики
Том Круз, Альберт Эйнштейн
Слайд 12Известные дислексики
Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен
Слайд 13Ребёнок не хочет
и не любит читать
Плохо читающий ребёнок
стесняется своего неумения хорошо читать и от этого читает ещё
хуже, постоянный неуспех формирует у такого ребёнка низкую самооценку, он замыкается, избегает одноклассников, начинает ненавидеть уроки чтения и всё, что с ним связано
Ребёнок, не испытывающий особых проблем с техникой чтения, может воспринимать чтение как повинность, если родители, обучая его читать, слишком часто прерывали этими занятиями интересные игры, прогулки с друзьями и любимые телепередачи
Слайд 14КАК
ПРОБУДИТЬ
У РЕБЁНКА
ИНТЕРЕС
К ЧТЕНИЮ
(рекомендации
для родителей).
Слайд 15Самый главный пример
для ребёнка – Вы сами.
Современные
дети почти не видят своих родителей с книгой. Сложно убедить
ребёнка в том, что чтение лучше и полезнее, если он видит, что окружающие предпочитают книге телевизоры и компьютеры.
Слайд 16Совместное чтение
Желательно, чтобы каждый у день
у кого-то из родителей находилось свободных полчаса-час для того, чтобы
почитать с ребёнком и обсудить с ним прочитанное. Маленькому ребёнку читайте сами, со старшими детьми читайте вслух по ролям (пьесы Е.Шварца) или по очереди (например, ребёнок читает по абзацу, а вы – по странице).
Рисуйте вместе с ребёнком иллюстрации к прочитанному, придумывайте, как может выглядеть тот или иной герой: во что он одет, какие вещи его окружают.
Слайд 17Учите ребёнка пользоваться цитатами из прочитанного
Не в силе Бог,
но в правде (Александр Невский)
А болтать - то мне когда?
Мне болтать - то некогда!
Весна, весна на улице, - весенние деньки! Как птицы, заливаются трамвайные звонки.
Мы с Тамарой ходим парой. (Агния Барто)
В тот год осенняя погода стояла долго на дворе, зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе. (А.С.Пушкин)
Да ведь король-то голый!
Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца (Г.Х.Андерсен)
Мы русские и потому победим.
За ученого трех неученых дают.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать. (А.В.Суворов)
Слайд 18Если ребёнок категорически отказывается почитать что-либо дополнительное, попробуйте почитать ему
о том, чем он интересуется.
Чтобы чтение не воспринималось ребёнком как
наказание, никогда не наказывайте его чтением вместо игры, прогулки или просмотра телепередачи. Не «соревнуйтесь» с телевидением в выборе времени для чтения. Для чтения должно быть выделено специальное время.
Слайд 19 Если ребёнок вошёл во вкус совместного вечернего чтения,
но никак не хочет читать сам, пойдите на маленькую хитрость.
Прервав накануне чтение на интересном месте, на следующий день сошлитесь на сильную занятость и предложите ребёнку прочесть книгу дальше самостоятельно, а потом Вам рассказать, что там произошло. Но не злоупотребляйте своей занятостью – ребёнок может понять, что таким способом Вы пытаетесь заставить его читать. Пусть лучше ребёнок читает вместе с Вами, чем вообще ничего не читает.
Слайд 20 Начинать подготовку домашнего задания лучше с чтения, т.к. оно
помогает ребёнку включиться в работу, но не перегружайте ребёнка ежедневным
чтением вслух. Непрерывное чтение вслух должно занимать у первоклассника 8-10 минут, у второклассника 10-15 минут.
Слайд 21Чтобы организовать работу с плохо читающими детьми дома:
- создайте
спокойную, удобную для чтения обстановку;
- в течение дня выделите
время для чтения, удобное ребёнку;
- когда ребёнок читает, находитесь поблизости (чтобы объяснить непонятное слово, вместе посмеяться над смешным моментом), но не стойте у него над душой (это создаст эффект принуждения);
- если ребёнку сложно читать самостоятельно, на первых порах читайте ему заданный текст вслух, затем пусть он прочитает его самостоятельно, а Вы поправляйте его;
- проявляйте интерес к тому, что читает ребёнок;
- отмечайте каждый, даже незначительный, с вашей точки зрения, успех ребёнка похвалой или поощрением (но ни в коем случае не денежным), тогда он будет стараться порадовать Вас своими успехами;
- не сравнивайте достижения ребёнка с успехами других детей (особенно его братьев и сестёр) – постоянное невыгодное сравнение снижает самооценку ребёнка, закрепляет его неприязнь к более успешным детям.